Интегрированный урок (географии + литература + риторика) по теме "Природные зоны России"

Разделы: География, Литература


Тип урока: обобщающее повторение

Цели и задачи:

  1. Систематизировать знания о физико-географическом районировании, ПТН, смене природных зон на равнине и в горах;
  2. Развивать умение анализировать и сопоставлять различные источники информации.
  3. Закреплять навыки работы с картами.

Оборудование урока: карты России, атласы, схемы учебника, фрагменты кино- и видеофильмов, компьютерные презентации учащихся.

План урока:

  1. Природная зона как природный комплекс.
  2. Природные зоны в художественной литературе.
  3. Анализ текста о степи.
  4. В.О.Ключевский о влиянии природы на характер и психологию населения и особенности хозяйствования.
  5. Сравнительная характеристика тундры и степи. Практическая работа.

Ход урока

Учитель географии: Урок сегодня мы посвящаем природным зонам России. Нам предстоит узнать природные зоны по художественным описаниям, так как художественное слово обладает прекрасной способностью передавать красоту и загадочность русской земли, а при работе над сравнительной характеристикой нам необходимо будет вспомнить и некоторые законы риторики.

1. Актуализация опорных знаний: на карте природных зон показать расположение всех зон России. Какие природные зоны размещаются на территории нашей области? По какому закону размещаются природные зоны на территории России? (Широтная зональность)

Александр Гумбольдт проанализировал изменение климата и растительности и установил, что между ними существует очень тесная связь, что климатические зоны являются одновременно и зонами растительности. В дальнейшем стало ясно, что изменение климата вызывает зональное размещение не только сообществ растений, но и сообществ животных, а также почвенных вод. То есть каждая природная зона – это природный комплекс.

2. Фронтальный опрос.

  1. Самая большая природная зона нашей страны.
  2. Самая маленькая природная зона России.
  3. Самое распространенное дерево на территории нашей страны.
  4. Самое любимое у русских дерево, символ России.
  5. Самое любимое новогоднее дерево.
  6. Самые безлесные зоны России.
  7. Самые заболоченные природные зоны.
  8. Самые благоприятные для сельского хозяйства зоны.
  9. Самые богатые древесиной зоны.
  10. Самые уникальные ресурсы зоны степей.
  11. Самые распространенные представители животного мира зоны тундры.
  12. Самый любимый герой русских народных сказок, представитель животного мира лесной зоны.
  13. Самая южная зона России.
  14. Самый короткий вегетационный период в зоне…
  15. Самый длинный вегетационный период в зоне…
  16. Самые освоенные человеком природные зоны.
  17. Самые экологически уязвимые природные зоны России.

Демонстрация из «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» анимационных фрагментов природных зон России.

3. По совокупности признаков определите природную зону, о которой идет речь в текстах.

Свищет ветер кругом. В белой пене валы,
Серый берег покрылся туманом.
Ни души… Я один на вершине скалы,
Над ревущим с утра океаном.
Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает.
Дикий камень везде черной массой встает,
Да поток по ущелью стекает.
А по скалам кругом все-то птицы во мгле,
Все – то серые гаги рядами.
Взглянешь сверху на них, будто марь на скале,
Словно туча лежит под ногами.
(В.Немирович-Данченко)

«Лес в этом месте был сирый, с подмокшими, словно обугленными снизу стволами, в диких, до земли свисавших космах мха. Он прикидывался нищим, с которого и взять нечего, и то отвлекал в сторону малинником на полянке, усыпанным спелой ягодой, то пытался откупиться гнездом с уже подросшими птенцами, то стращал, наконец, рослым можжевелом, что подобно схимнику в темном балахоне с островерхим колпаком, выбрел навстречу из-под корней повалившейся ели»
(Л.Леонов « Русский лес»)

«Бор начинался прямо, без подлеска. Неохватные, стрела к стреле, сосны возвышались там, как подгорка неба, и легко было догадаться, чье жилище скрывалось за этим исполинским частоколом. Видная издалека вековая надломленная лесина, подобно шлагбауму, запирала вход в его владения. Изредка проносились голубые стрекозы, как бы благовестуя близость тихой воды; пчелы с разлету зарывались в пылающие костры кипрея вокруг прошлогодних дровяных поленниц, и похожие на сановников в бархатных камзолах, неторопливо сновали шмели. Низкая жильная струна пела в загустевшем воздухе, пропитанном сверканием цветочной пыльцы. И, словно ведьма на празднике, стояла поодаль зловещая, вся в синих лохмотьях, разбитая громом ель…»
(Л.Леонов «Русский лес»)

« В глубине леса темно. Огромные деревья образовали зеленый шатер. А под ним – густые заросли орешника, черемухи, жимолости, бузины и других кустарников и мелких деревьев. Местами надвинулся мрачный темный ельник. Но вот лес точно отступил, и перед глазами раскинулась поляна – такая свежая, такая яркая, что трудно удержать улыбку радости. Посреди нее растет огромный дуб. Ни одно дерево не стесняет его свободного роста. Его ствол так толст, что с трудом его охватят три человека. Его темная зелень дает густую тень даже в самый солнечный день. На окраине поляны раскинула ветви большая сосна, под тенью которой приютилась молодая елочка. А дальше опять березы, тополь со своим серым стволом, рябина, липа, лес становится все гуще и темнее».
(Л.Леонов «Русский лес»)

«Намереваясь описывать эту природную зону, заранее надо сказать, что здесь придется иметь дело с картиной однотонной, писанной лишь серой краской по серому фону, но которая, тем не менее, не лишена известной красоты»
(Натуралист Брэм)

Задание: на контурную карту нанести и подписать природные зоны России.

Фрагмент фильма о степи.

Учитель литературы.

У многих русских писателей и поэтов степь вызывала чувство восторга, восхищения и становилась источником вдохновения.

Почему же русские писатели так любят степь?

Чтобы понять это, проанализируем отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь».

Ничего не походило так мало на вчерашнее, как дорога. Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен. Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела его на сказочные мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно. Можно в самом деле подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди вроде Ильи Муромца и Соловья-разбойника и что еще не вымерли богатырские кони.

Егорушка, взглянув на дорогу, вообразил штук шесть высоких, рядом скачущих колесниц… заложены эти колесницы в шестерки диких, бешеных лошадей и своими высокими колесами поднимают до неба облака пыли, а лошадьми правят люди, какие могут сниться или вырастать в сказочных мыслях. И как бы эти фигуры были к лицу степи и дороге, если бы они существовали.
А.П.Чехов «Степь»

Какова основная мысль текста? Какой вопрос мучает Егорушку?

(Кому нужен такой простор?)

Находит он ответ на этот вопрос? (людям вроде Ильи Муромца и Соловья-разбойника и богатырским коням)

Можно ли речь Чехова отнести к выразительной?

В чем специфика выразительной речи?

Выразительность – самое трудное для описания качество речи, так как каждый оценивает выразительность с позиций своего риторического идеала, и зависит она от каждого параметра ситуации общения и от стиля речи в первую очередь.

В каком стиле создан текст?

Чем достигается выразительность речи в художественном стиле? (ИВС, тропами, т.е. поэтическими оборотами, несущими переносный образный смысл)

Какие тропы использует Чехов, создавая образ необъятного простора? (Эпитеты «сказочные мысли», «богатырские кони»; Сравнения «вроде Ильи Муромца», Олицетворение «Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги»)

Какой вы себе представляете чеховскую степь?

Так почему же русские писатели (и Чехов, как мы видим, не исключение) так любят степь? (Она с ее просторами как нельзя лучше отражает суть русского характера)

Наше мнение подтверждает известный историк Василий Осипович Ключевский. По его наблюдениям, природа оказывает влияние не только на форму хозяйства, но и на психологию населяющих территорию людей. Она формирует их характеры.

Определите, о каких чертах русского национального характера идет речь данных русских пословицах и поговорках: «Лбом стену не прошибешь», «Только вороны прямо летают», «На быструю лошадь всегда яма найдется»? ( Изобретательность, гибкость ума, находчивость, неторопливость. По мнению русских, прямая не всегда кратчайший путь к цели)

Вот что об этом говорит Василий Ключевский: «Природа приучила великороссов выходить на прямую дорогу окольными путями. Кажется, что можно придумать кривее и извилистее великорусского поселка? Точно змея проползла. А попробуете пойти прямее: только зря проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропу»

Какая национальная черта отражена в поговорках: « Русский мужик задним умом крепок», «Чему быть – того не миновать», «Либо пан либо пропал». Сюда же можно отнести и любимое русское слово «Авось»?

(Совершенно противоположные: азарт и безрассудная удаль, надежда на удачу и вера в чудо)

Вот что об этом говорит Василий Ключевский: « Нет в Европе народа менее избалованного и приученного ждать… подарков… от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какое может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется, не найти такой непривычки к ровному и размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии»

О каких еще национальных русских чертах упоминает здесь Ключевский?

(Непостоянство в труде, выносливость)

Какие, на ваш взгляд, черты русского национального характера сформировались под воздействием степных просторов?

(Стремительность, выносливость, вольность, безрассудная удаль, изобретательность, широта души.) Ну и конечно, нетерпеливость!

Русскому надо все и сразу, постепенное движение к цели, мелкими шагами – это не для русских. Русский обязательно сделает рывок! Авось повезет!

Учитель географии.

Особенности природы оказывают воздействие не только на характер и психологию человека, но и на особенности его хозяйствования. «Человек поминутно и попеременно то приспосабливается к окружающей его природе, то их приспосабливает к себе, к своим потребностям…» - Писал В.О.Ключевский. Так великороссы изначально предпочитали селиться в Верхневолжье, которое отличается всхолмленным рельефом (наследие ледника) и распространением болот. Среди лесов и болот открытые сухие места встречаются редко и столь малы по площади, что на каждом из них поставить два-три крестьянских дома, не более. «Именно поэтому, - отмечает Ключевский, - в северной России чуть ли не до конца XVII века господствующей формой расселения были деревни в один-три двора». Участки, удобные для распашки, вокруг таких деревень были малы. А сам труд по расчистке, выжиганию леса и раскорчевке пней считался неимоверно тяжелым. Поэтому обитатели маленькой деревеньки не могли освоить под пашню значительных пространств, хотя свободной (никем не занятой) земли вокруг имелось довольно много. Мало плодородные почвы давали приличный урожай только в первые два-три года, а затем их следовало «пускать в перелог». Скудные доходы от земледелия вынуждали крестьян использовать речные, лесные и болотистые угодья. Бортничество (сбор меда диких пчел, а позднее и лесное пчеловодство), рыболовство и охота являлись весьма распространенным занятием среди великороссов.

А в степи до самого горизонта простирается плоская равнина, которой, кажется, нет конца и края. Человек чувствует себя затерявшимся в этом бесконечном, необъятном и ровном пространстве. Но здесь чернозем, а это избыток продуктов питания. Здесь крупные реки, ведущие к морям, а это торговые пути. Наверное, поэтому, несмотря на постоянные внешние опасности и недостаток воды, как отмечает В.Ключевский, в открытой степи люди размещались тысячными селами по берегам рек. Такие поселения – отличительная черта и нынешней южной России.

Учитель риторики.

1. Практическая работа.

Дайте сравнительную характеристику двух природных зон: тундра и степь.

Чтобы ваша работа была успешной,

Вспомните два правила сравнения:

  1. Объекты для сравнения должны быть сопоставимы.
  2. Для сравнения должны иметься общие основания.

Определите, какие основания позволят вам сравнить зоны тундры и степей?

(Внешний облик, географическое положение, климатические условия, типы почв, типичные растения и животные)

С чего принято начинать любую сравнительно-сопоставительную характеристику?

(Определить сходства)

Какие сравнительно-сопоставительные конструкции помогут вам построить высказывание, вычленяющее схожие черты этих зон?

Запишем их в тетрадь:

  • сходство между…состоит в том, что..
  • между… есть много общего…
  • у….имеются общие признаки
  • ….так же, как и…

Какие сравнительно-сопоставительные конструкции помогут объяснить различия?

  • различия между… заключаются в том, что…
  • различаются между собой тем, что…
  • имеют следующие черты различия…
  • в отличие от…наоборот… напротив….

Используя данные сравнительно-сопоставительные конструкции, составьте устное высказывание, определяющее

  • I вариант. сходство степей и тундры
  • II вариант. различия между степью и тундрой.

Сделать выводы о сходстве и различиях данных природных зон.

Просмотр ученических презентаций по теме.

Итоги урока.