Упражнения для работы над словарными словами

Разделы: Начальная школа


Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз.
Я хочу рассказать о тех видах словарной работы, которые использую в своей работе.

1. Кто больше вспомнит словарных слов на тему “Огород”, “Посуда”, “Животные”, “Школа” и т.д.

2. Написать слова, отвечающие на вопросы “Кто?”, “Что?”

3. Написать существительные женского (мужского, среднего) рода.

4. Ответить на вопросы:

А) Какие овощи растут на огороде?
Б) Как называют ребенка или подростка женского пола?
В) Кто верный друг человека?

5. Загадки:

Он признался ножу:
– Без работы я лежу!
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог. (Карандаш)

Замечательный дружище –
Деревянный ручище.
Он у плотников в почете:
Колет, рубит – весь в работе. (Топор)

6. Игротека:

а) Написать слова, которые начинаются с буквы “д”, “м”, “п”….

б) Узнать, какое слово записано, если в нем 3 согласных и 2 гласных звука?

в) Цепочка слов. Называю первое слово, дети продолжают цепочку слов. Каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

г) Напиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из словарика.

……….. чирикают
……….. каркают
………. стрекочут
. ….. мычит
.. …… лает.
……. бродит по лесу

д) Вова собирается в школу. Что он кладет с собой в портфель? (Карандаш, пенал, тетрадь…..)

е) Аня пошла в огород за овощами для борща. Что она принесет? (Картофель, капусту, морковь, помидор)

ж) “Перекрестки”.

  1. Инструмент, которым забивают гвозди.
  2. Инструмент, которым рубят дрова.
  3. Малина, черника, крыжовник – одним словом.
  4. Большой населенный пункт.
  5. Овощ красного цвета.
    (Молоток, топор, ягода, город, помидор.)

з) Начинай с буквы М.

  1. Одна из двенадцати частей года.
  2. Подземная железная дорога.
  3. Мера времени.
  4. Шкаф, стол, стул – одним словом.
  5. Помещение для продажи товара.
  6. Транспорт.
  7. Овощ.
  8. Столица нашей Родины.
  9. Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых.
  10. Предмет из плотного материала для картофеля и других овощей.
  11. Погода зимой.
    (Месяц, метро, минута, мебель, магазин, машина, морковь, Москва, молоко, мешок, мороз.)

И) “Кто больше!”

  • Подбери из словаря по памяти с любой безударной гласной, написание которой надо запомнить. Выигрывает тот, кто сможет правильно написать большое количество слов с этой гласной.
    А  о  е   и
  • Подбери из словарика по памяти слова с любой двойной согласной буквой. Выигрывает тот, кто сможет правильно написать большее количество слов с этими буквами.
    Нн лл  сс  мм   бб кК
  •  Один из играющих называет имя существительное из словаря, другие – записывают это слово и подбирают к нему подходящие по смыслу имена прилагательные. Выигрывает тот, кто правильно подберет большее количество имен прилагательных.

7. Кроссворды.

По горизонтали:

1. Мера времени. 3. Платье, пальто, юбка – одним словом. (Минута, одежда)

По вертикали:

1. Напиток белого цвета, полезный детям и взрослым.

2. Место, где изготавливают и продают лекарство. (Молоко, аптека)

8. Творческие диктанты.

Заменить развернутое определение, одним словом.

а) Помещение для хранения книг. (Библиотека)
б) Специалист по выращиванию сельскохозяйственных растений. (Агроном)
в) Груз пассажиров. (Багаж)
г) Изображение человека на картинге. (Портрет)

Важное место в системе словарно – орфографических упражнений занимают упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики понимали, как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова, и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении.

  1. Прочитайте. Найдите только однокоренные слова, выделите в них корень и безударную гласную.
    В малиннике малиновый и запах, и уют.
    В малиннике малиновки и ежики живут.
    В малиннике малинки вкуснейшие растут.
    В малиннике – малина. Марина – тут как тут.
  2. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из словаря.
    А) Сапоги, ботинки – это обувь, а …………. – это одежда.
    Б) Заяц, ……… – это звери, а ……., ……. – это птицы.
    В) Пенал, …. – это учебные вещи, а ……., ……. – это инструменты.
  3. Прочитайте. Объясните, когда употребляют в речи каждое из данных слов.
    Корова, коровушка, коровка, коровенка, коровник, коровьи (рога).

Словарно-орфографическая работа с трудными словами предполагает и проведение наблюдений за многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значение, синонимы и антонимами.

Для этого провожу следующие упражнения.

  1. Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово:
    справа, сверху, завтра здравствуй.
  2. Подбери к каждому из слов близкое по значению слово:
    Друг, узор, труд, торжество, холод, боец.
  3. Прочитайте и объясните значение выделенных слов.
  • На пруду каток хороший,
    Лед сверкает, как стекло.
    На коньках бежит Алеша,
    И в мороз ему тепло.

    Над избой прилажу
    Я коньки резные,
    Сделаю у окон
    Ставни расписные.

  • Дайте нам лопатки, мы вскопаем грядки. Врач быстро сделал Пете укол под лопатку.

Изучение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями дает возможность познакомить ребят с фразеологизмами.

1. Вспомни, когда так говорят? Что означают эти выражения?
Медвежья услуга, под орех разделать, ждать у моря погоды, кормить завтраками, как об стенку горох, дрожит как осиновый лист, ворон считать.

2. Замените данные сочетания слов выражениями из слов для справок:

а) обмануть
б) очень много
в) очень быстро
г) очень давно
д) сильно ругать

Слова для справок: обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть, при царе Горохе, прокатись с ветерком, разделать под орех.

При знакомстве ребят с трудными словами работаю над выработкой навыков правильного произношения и ударения в словах.

  1. Прочитай правильно. Поставьте ударение.
    Понедельник, понедельничный; суббота, субботний; среда, среды, в среду, по средам;
  2. Прочитайте вслух. Правильно произнесите выделенные слова.
    Чтоб скорей в библиотеке
    Отыскать ты книгу смог,
    В ней бывает картотека,
    Специальный каталог.
  3. Прочитайте. Найдите в предложениях слово, которое не изменяется. Определите падеж существительного шоссе.
    А) На шоссе велись ремонтные работы.
    Б) недалеко от шоссе стояла одинокая сосна.
    В) С проселочной дороги автомобиль свернул на шоссе.

Используемая литература:

  1. Канакина В.П. Учусь работать самостоятельно. Москва. Новая Школа. 1996.
  2. Гаркунова И.Л Методические указания к картинному словарю. Пособие для учителя. Москва “Просвещение” 1989.
  3. Аксенова А.К. Якубовская Э.В. “Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4-х классах”.