Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.
  • Показать особенности преобразований в России.
  • Сформировать представление о причинах начала реформ в военной области.
  • Раскрыть суть государственных реформ Петра I;
  • Дать оценку реформам.
  • Продолжать формирование умений у учащихся работать с историческими документами, анализировать данные, давать оценку историческим событиям.

Основные понятия: протекционизм, меркантилизм, экспорт, импорт, мануфактура, подушная подать, абсолютная монархия.

Оборудование урока: карта “Российская империя при Петре I”, ПК, м/м проектор, экран, презентация.

Ход урока

Учитель: Да, действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. И одна из задач сегодня на уроке – изучив реформы Петра I, дать оценку его деятельность, доказать, что реформы были неизбежны.

– Можно ли назвать точную дату преобразований?

Учащиеся дают различные ответы. Одни считают, что это конец 80-х годов, когда были созданы первые регулярные полки русской армии (Преображенский и Семеновский). Другие считают, что это 1695 год, когда в Воронеже началось строительство русского флота. Некоторые ученики называют началом преобразований досадное поражение под Нарвой.

Учитель: Здесь не будет серьезной ошибки, ибо точную дату начала преобразований, конечно, установить нельзя. Нет, и никогда не было у Петра документа, который бы назывался “Проект реформ”. Конечно, были и непоследовательность, и отдельные импровизации в законодательной деятельности. Порой пером Петра водили чувства гнева и державной вседозволенности. Недаром А.С. Пушкин скажет спустя столетие, что некоторые из указов царя написаны кнутом. Одни реформы проводились не сразу, а годами, другие – урывками, в перерывах между военными действиями. Война заняла огромное место в жизни Петра. Не успела закончиться в 1700 году турецкая компания, как началась Северная война. В этом промежутке была недолгая, но кровопролитная война с Турцией в 1723 году. Для ведения этих войн нужна бала большая, хорошо вооруженная и обученная армия. И Петр необычайно много времени уделял ее созданию и укреплению.

– Как Вы думаете, какое сокрушительное поражение русской армии сделало реформу безотлагательной?

Учитель: Совершенно верно – поражение под Нарвой. У Петра уже не было сомнений, что армия должна строиться на иных, чем раньше принципах комплектования и обеспечения.

Учитель: Россия нуждалась в регулярной армии, подобной тем, которые были у других европейских государств. Первый шаг был сделан еще в 1699 году, когда в армию стали набирать волонтеров из разных социальных слоев. Сразу же создавая из них регулярные полки. (Волонтер-лицо, добровольно поступившее на военную службу). В 1705 году Петр I делает следующий шаг в военной реформе: он издает указы о прекращении вольности (добровольцев) и переходе к рекрутскому набору. (Рекрутская повинность – способ комплектования русской регулярной армии из податного сословия, которое выставляло из своих общин определенное число рекрутов).

Учитель: Давайте определим основные причины реформ. (Слайд 5) Приложение.

Обсуждение.

Учитель: Каковы были особенности преобразований в России? (Слайд 6)

Петровские преобразования были направлены на европеизацию внутренней жизни российского общества и модернизацию социально – экономического и государственного строя России. (Слайд 7)

Вопросы для обсуждения: (Слайд 8)

  1. Каким было состояние экономики накануне петровских реформ?
  2. Как вы думаете в чем причины активного вмешательства государства в хозяйственные области?
  3. В каких отраслях и почему стали появляться мануфактуры?
  4. Каким образом русское правительство сумело защитить свою промышленность от европейских конкурентов?

Учитель: Цели экономических преобразований:

  • Обеспечение армии и флота оружием, обмундированием, снаряжением;
  • Развитие промышленности, преодоление экономической отсталости;
  • Развитие внутренней и внешней торговли России.

И как следствие – создание мануфактур и заводов (75 металлургических заводов к середине VIII в.) (Слайд 9)

(Слайд 10) Организующей силой в создании отечественной промышленности было государство. Значительная часть мануфактур и заводов были государственными.

(Слайд 11) Труд на мануфактурах.

(Слайд 12) Особенности государственных мануфактур.

В ходе реформ произошел переход к преимущественному использованию принудительного труда крепостных крестьян на мануфактурах и заводах (Слайд 13).

Учитель: Каковы были главные направления экономических преобразований. (Слайд 14)

(Дать определения, записать в тетрадь понятиям протекционизм, меркантилизм).

В торговой политике государства можно выделить два периода. (Слайд 15, 16)

  • I период (1700–1719)

Система запретов, высоких пошлин и налогов. Монополия государства почти на все виды товаров.

Последствия:

  1. Получение значительных средств казной на нужды армии и флота.
  2. Разрушение старых деловых связей купечества, разорение торговых фамилий
  • II период (1719–1725 )

Переход к политике меркантилизма и протекционизма – накоплению денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли.

Последствия:

  1. Развитие торговли. Превышение вывоза товаров над ввозом их в страну.
  2. Накопление капитала.
  3. Рост молодой российской промышленности.

Учитель: Реформы государственного аппарата управления. В начале 18 века в России не было даже столицы, так как Москва перестала ею быть, а Петербург еще ею не стал. А единственной центральной властью был сам император, но с кем? Приказы прекратили свое существования (кроме военных), в 1699 г. Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, а с 1708г. “консилией министерств”. Петр желал создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов по России и военных походов.

Исходные идеи преобразования государственного аппарата Петра I (Слайд 17)

  • Государство – творение человека, а не Бога.
  • Система управления страной может быть изменена, улучшена.
  • Государство может взять на себя часть прав общества во имя поддержания общественного порядка и безопасности.

Основные принципы деятельности новых органов власти (Слайд 18)

  • Функциональность и жесткая регламентация деятельности
  • Строгая иерархия Органов власти

Учитель:

(Слайд 19) Схема Органов власти и управления в 20–70-е гг. 18 в.

(Слайд 20, 21) Сенат.

(Слайд 22, 23) Синод (Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой церковью самостоятельности – подчинением духовной власти светской).

(Слайд 24) Коллегии.

Учреждение Сената не означало создания нового централизованного аппарата управления, призванного заменить старую систему приказов.
1712 г. – Петр 1 отправляет за границу специальные экспедиции для изучения опыта по организации коллегий по разным отраслям управления.
1718 г. – подписан указ об учреждении коллегий

(Учитель организует работу с классом – заполнение таблицы)

Коллегия Функция
   
   

Деятельность коллегии распространялось на всю территорию России. Круг обязанностей каждой коллегии был более точно ограничен и дублировал работу других коллегий, коллегии подчинялись императору и Сенату; коллегиям подчинялись местный аппарат управления.

Учитель: В условиях Северной войны Петр 1 столкнулся с острой нехваткой денежных средств. (Слайд 25, 26)

Петр 1 решает и эту проблему активно и оперативно:

  1. Начинает разработку Нерчинских серебряно-свинцовых рудников (1700 г.).
  2. Вводит новые виды монет, в том числе и медные.
  3. В 1711 г. проводится денежная реформа, чеканка золотой, серебряной, медной монет. В монетах снижено содержание серебра на 20%.

Государство было также заинтересовано в росте налогов.

  • 1714 г. – подворно-подушная перепись населения.
  • 1718–1724 гг. – введена подушная подать, вместо налога со двора.

Учитель: За годы правления Петра1 произошли грандиозные экономические и политические изменения. (Слайд 27) Приложение

  1. Промышленность страны выросла в 11 раз;
  2. Увеличилось количество мануфактур в 7 раз;
  3. Петр целенаправленно стремился сделать Россию передовой индустриальной державой;
  4. Россия занимала в Европе 3 место по выплавке металла;
  5. В сельском хозяйстве постепенно внедрялись новые орудия труда и технологии;
  6. Росли обороты внешней торговли;
  7. Увеличился товарооборот внутри страны;
  8. Подчинение церкви государству;
  9. Ускорение темпов социально – экономического и культурного развития России;
  10. Превращение России в империю с мощной армией и флотом;
  11. Улучшение международного положения;
  12. Становление абсолютной монархии в России.

НО есть и другая “сторона медали”:

  1. Тяжелые налоги привели к нищете крестьянские хозяйства;
  2. Предпринимательство не развивалось из-за крепостного права;
  3. Государство играло главную роль в экономике;
  4. Назревал конфликт в обществе.
  5. Подавление личности государством.

Вывод: Реформы Петра I привели

  • к установлению в России абсолютной монархии – формы правления, при которой законодательная, судебная и исполнительная власть в стране принадлежала всецело главе государства (императору). Власть царя никем и ничем не ограничена.
  • Значительно ускорили экономическое развитие России.
  • Но одновременно в этих же реформах уже зарождались причины будущего отставания России.

Домашнее задание:

  • § 15, 16
  • Заполнить таблицу

Значение реформ Петра 1

Реформы Результаты