Формирование основ нравственности в воспитательном и образовательном пространстве современного образовательного учреждения

Разделы: Литература


…Здесь Дьявол с Богом борется,
а поле битвы – сердца людей…
Ф.М. Достоевский

Мне выпала честь участвовать в наше тревожное время в формировании нравственности у подрастающего поколения. Альтернатива такова – либо мы сохраним сегодня все то, что человечество создавало с таким трудом и усилиями на протяжении своей долгой истории, или мы все это утратим, потеряв все нравственные ценности. Я учитель литературы, и понимаю, как это важно сейчас каждым своим словом, каждой страницей художественного произведения повлиять на умы и настроения, на сознание и формирование высоконравственных молодых людей, чтобы показать, как опасно забывать прошлое, бесцельно проживать свою жизнь. Вопрос далеко не праздный: “Что возьмет из школы с собой в жизнь молодой человек?” “Каким идеалам будет служить?” А потому задача наша очень ответственная – побуждать мысли и чувства истинно гуманные, благотворные, позволяющие нам именоваться людьми, теми разумными существами, которые бы “ не кончили жизнь столь бесславным образом”.

Начну с утверждения, с моей точки зрения, понимаемого мною безусловно однозначно. Настало время судить о литературе с позиций не только традиционных идеалов, но прежде всего с высоты самых насущных и жестких требований дня. Я, думаю, не ошибусь, если скажу, что современная литература мало способствует возвышению и распространению идеи христианской, т.е. человечной; не всегда она способна противопоставить бездуховности, сатанинской бесчеловечности, злу, милитаризму что-то очень высокое, вечное, идущее от Бога. А потому, как мне кажется, эта литература не может претендовать на статус классики. Ведь миссия ее состоит в том все-таки, чтобы породить в своем развитии художников типа Толстого и Достоевского наших дней.

Почему именно они? Да потому что эти писатели – эталоны художественного самопознания действительности. Не случайно сразу же по выходе романа “Братья Карамазовы” И.Н. Крамской писал: “Во время чтения романа я несколько раз с ужасом оглядывался кругом и удивлялся, что все идет по-старому, что мир не перевернулся на своей оси. Казалось, как после совета Карамазовых у старца Зосимы, после “Великого Инквизитора” есть люди, обирающие ближнего, есть политика, открыто проповедующая лицемерие, есть архиереи, спокойно полагающие, что дело Христа своим чередом, а практика жизни своим: словом, это нечто до такой степени пророческое, огненное, апокалипсическое, что казалось невозможно остановиться на месте, где мы были вчера, носить те чувства, которыми мы питались, думать о чем-нибудь, кроме страшного дня судного”. Вот как классика входила в душу человека. И разве это было “легко”? Бесспорно, нет. А человек, прочитав это, старался все осмыслить, а значит, выстрадать. Видимо, неслучайно Горький когда-то заметил: “Писатель истинный – не нянька собственной души, а эхо мира – обязан выстрадать историю”. Это и есть одна из ценностей Христа. И вывод прост: литература призвана помочь человеку сделать правильный выбор. Только тогда она выполнит свою миссию, поднявшись на высокий уровень нравственности, только тогда сумеет она пробудить в душе “чувства добрые” и мысли.

Внутренним светом Бога, присутствием солнца надежды, которое обязательно засияет, даже тогда, когда небо затянется тучами – вот что характеризует творчество русских классиков. Они прекрасно понимали, что нравственность не может быть частным делом человека, что она имеет всеобщее значение. Противники сатанинских начал, Толстой и Достоевский высоко подняли человека, наделенного влечением к добру и милосердию и отвращением ко злу, жестокости, глубочайшими внутренними духовными связями с народом. Противники индивидуалистической настроенности, своеволия, разъединения людей, одиночества, они находили человеческое в человеке, несмотря на всеобщий хаос и разложение. Именно с этими нравственно-философскими воззрениями писателя и связаны особенности его психологической манеры. И Достоевский, и Толстой говорили о значении нравственного начала в деле исторического развития человечества. Только нравственное совершенствование способно воспитать в человеке если “не христианские, то гражданские доблести”, по мнению Федора Михайловича.

Впервые открывая для себя писателя Ф.М. Достоевского, читая его произведения, приходишь к выводу: перед нами писатель-гуманист, которому нестерпимо больно за человека, за его искалеченную жизнь, поруганное достоинство, и он страстно ищет выход из царства зла и насилия в мир добра и правды.

Вместе с главным героем романа “Преступление и наказание” Родионом Раскольниковым выходим на улицы Петербурга и внимательно всматриваемся в его “интерьер: вот каморка Раскольникова”, “проходной угол” Мармеладова, “сарай Сони” – все это темные сырые “гробы”. Интерьер “углов” создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. На улицах города разыгрываются человеческие трагедии: гибнет Мармеладов, прибегает к самоубийству женщина на мосту, сходит с ума Катерина Ивановна, сводит счеты с жизнью Свидригайлов, происходит “падение” Сони. В этом убийственно сатанинском городе не могла не родиться “безобразная мечта” нищего студента, не могло не определиться нравственно-психологическое состояние героя. В Раскольникова постепенно входит дьявольское зерно, и при осуществлении своей программы он не остановится ни перед слезами, ни перед кровью, а муки совести и грусть – страдание оставит только себе. Не случайно Соня скажет Раскольникову: “От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьявол предал!..” Знакомясь с “идеей” студента, учащиеся делают очень важные нравственные выводы:

– страшно, когда человеку идти некуда, но не менее страшно, когда ему все дозволено;
– право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми;
– бесчеловечно, когда за преступление “героя” расплачиваются другие;
– наконец, преступления ведут к разрушению личности “преступившего”.

В Раскольникове заключено, по мнению автора, зерно и человекобога и Великого Инквизитора, но в романе он видит свою роль в том, чтобы стать синтезом Наполеона и Мессии, чтобы путем неограниченной власти избавить всех людей от страданий и всех людей наделить ничем не омраченным, полным счастьем, т.е. цель его ясна: при помощи своей власти, по своей воле, осуществить “царствие Божие на земле”.

“ – Что делать? – отвечает он Соне. – Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: страдание взять на себя! Не понимаешь? После поймешь… Свобода и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью и над всем муравейником! Вот цель! Помни это!”

Приходишь к выводу, что страдание, которое имеет в виду Раскольников, – это не то страдание, которое благословляет христианство, которое проповедует Соня. Это – страдание Великого Инквизитора, оно продиктовано сатанинской самоуверенностью, бесспорно, осуждается великим писателем-гуманистом, который вводит в роман образ Сонечки, сопоставляя ее преступление с преступлением Раскольникова. Учащиеся понимают, что Соня делает зло себе, чтобы иметь возможность оказать добро другим, таким же обездоленным и беззащитным, как она. Она совершает подвиг любви, “мир коснеет в грехе”. По мнению автора, подвиг ее прекрасен, и уж мир виноват в том, что огонь, на котором она себя сжигает, это безобразие, пакость, позор.

Вопрос: “Какое чувство возбуждает этот поступок: презрение или благоговение?” поможет высветить нравственную сущность учащихся. Проблема нравственного выбора здесь налицо. Какой голос эта девушка должна принять за голос совести – тот, который ее говорил: “ Сиди дома и терпи до конца; умирай с голоду вместе с отцом, матерью, братом и сестрами, но сохраняй до последней минуты нравственную чистоту”, – или тот, который говорил: “не жалей себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, но спаси, утешь, поддержи этих людей, накорми их…”. Соня выбрала второе.

Делаем вывод: самоотверженность Сони выше эгоистического понимания Раскольникова. Она никогда не бросит малышей, и у нее нет ничего, кроме своего тела, чтобы прийти им на помощь.

Достоевский понимал, что жизнь так устроена, что в ней невозможно следовать только добру и всегда избегать зла. Эти вечные колебания между “богом” и “дьяволом”, видимо, никогда не исчезнут. Суть в другом – что каждый из нас считает нравственной мерой личности. Соня, вечная Сонечка, жертвует собой не ради сладости жертвы, не ради благости страдания, даже не для загробного блаженства своей души, а для того, чтобы избавить от роли жертвы родных, близких. А это начало бескорыстной преданности, человеческой взаимопомощи. Думаю, что и сегодня эти мысли не устарели. Можно только попытаться представить, какой была бы наша сегодняшняя жизнь, если бы мы, люди, почитающие себя “венцом творения”, так же могли откликаться на страдания другого человека. Разве можно этим пренебрегать?.. Потому Раскольников “мог видеть только то высокое самоотвержение, с которым с Соня решилась надеть мученический венец и выпить до дна чашу унижения и страдания. Он мог только почувствовать к Соне восторженное уважение”. Соня действует, она определяет ход событий, и Раскольников вынужден поступать в зависимости от импульсов, идущих от нее.

Размышляя о Соне, ребята поймут, что хорошо, когда человек ставит перед собой активную цель – делать частное добро, предоставив судьбы всецелого мира воле Бога. Как это важно научиться не переступать через личность другого, а всегда, без оговорок и без расчета, добровольно и самоотверженно отдавать себя. И еще: за свои решения и действия ни на кого не возлагать ответственности. Каждый должен сам выбирать свою дорогу. Вот они, нравственные уроки Достоевского. Вот она, правда писателя, которая глубоко входит в сердце каждого и тревожит, потому что переполнено болью, негодованием и любовью. Осмыслить прочитанное – это значит выстрадать все. Достоевский в своем романе оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, страдание очищает душу. Соня исповедует нравственные идеалы, которые близки, с точки зрения писателя, народу. Соня, как тот святой, согревая своим теплом прокаженного, сам не заражается, не становилась порочной. Нравственность Сони, бесспорно, христианская, а потому общечеловеческая. Ребята понимают, что сегодня, несмотря на дисгармонию, спасти человека сможет только вера в духовность, только неистощимая душевная энергия. Заветы Христа, обращенные к жизненной практике людей, – вот что привлекает и убеждает Соню, живущую надеждой на высшее прощение и примирение. Так, героиня Достоевского заражает не только Раскольникова, но и сегодняшних учащихся своей верой в добро и торжество справедливости. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого сердца”, – заключает автор романа. И это ребята вбирают в свои сердца.

Достоевский всю жизнь искал нравственный идеал. Он пленился “личностью” Христа и говорил, что Христос нужен людям как символ, как вера, иначе рассыплется само человечество.

Сколько потрясений испытают ребята, прикоснувшись к роману “Идиот”! Жизнь и поступки князя Мышкина учат ребят, как при любых обстоятельствах уметь оставаться человеком. Для писателя важно было изобразить “положительно прекрасного человека” в условиях современной российской действительности. Так создается образ князя Мышкина, обыкновенного человека. Но его удивительная нравственная чистота сближает с Христом. И внешне автор их сблизил: Мышкин в возрасте Христа, каким он изображался в Евангелии, ему двадцать семь лет, он бледный, с впалыми щеками, с легонькой “ветренькой” бородкой, с впалыми щеками. Глаза его большие, пристальные. Вся манера поведения, разговора, всепрощающая душевность, лишенная всякого корыстолюбия и эгоизма, – все это говорит об идеальности и не может не восхищать. Учащиеся видят, что качество всепрощающей доброты проявляется много раз. Еще в поезде, по пути в Петербург, ему обрисуют образ Настасьи Филипповны, уже приобретшей дурную славу наложницы Тоцкого, любовницы Рогожина, а он не осудит ее. Затем у Епанчиных Мышкину покажут ее портрет, и он с восхищением отзовется о красоте и объяснит главное в ее лице: “ печать страдания, она многое перенесла”. Для героя Достоевского страдание – высший повод для уважения. Всегда у него на устах заповеди: “Кто из нас не без греха”, “Не брось камень в кающегося грешника”.

Я думаю, что в нашем сегодняшнем жестоком мире вобрать бы эти заповеди в сердца, чтобы утвердить “благообразие” в человеческих отношениях. Человеку всегда необходимо сострадание. Надо научиться возвышать людей над пошлостью, поднимать их до каких-то идеалов добра и справедливости. Безусловно, это трудно, но это надо делать. И молодые люди это понимают, изучая творение великого гуманиста Достоевского, задумываются о своей жизни, о том, не утратили ли они окончательно этого прекрасного чувства сострадания. Как актуально сегодня завещание великого писателя, исповедующего “всечеловечность русской души и видевшего великую историческую миссию России – объединение во Христе всех народов Европы”. Да, влияние его идей потрясающе! От зла и равнодушия, от унижения и безумия Достоевский зовет всех нас к порядочности и человечности, видеть необыкновенное в обыкновенном, уметь сочувствовать, выстрадать чью-то судьбу. Не дай Бог сегодня пренебречь этим завещанием Достоевского – феномена русской классики!

Рядом с Достоевским жил и творил другой гений – Л.Н.Толстой.Он открыт всем и готов принять всех. Толстой, как храм на дороге. Один пройдет мимо – перекрестится по привычке. Другой зайдет внутрь и ничего не увидит. Третий и увидит – да золоченую ризу. А вот мы войдем в этот храм да и останемся там надолго.

Так я вхожу со своими учащимися в художественный мир великого классика и произношу его слова: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, а спокойствие – душевная подлость”. Вот оно, нравственное предупреждение великого писателя, у которого были свои взгляды на духовный мир человека: “Жить по-божьи, творя любовь и добро”. Потому-то все любимые герои его заняты напряженным духовным поиском. Они ошибаются, путаются, спотыкаются, но честно ищут свою дорогу, смысл жизни. Писатель был убежден, что глубинным ядром личности является духовность. “Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям”, – это читаем мы в его дневнике.

Я не ошибусь, если скажу, что Толстой открыл новую страницу в изображении внутреннего мира человека. Изучение души под микроскопом, думается, не так-то просто. Это понимаешь, когда входишь в художественный мир романа “Война и мир”. Писатель был всегда уверен, что в душу “вложена жалость и любовь друг к другу”. Поэтому с отрицательной оценкой он изображает тех, кто заглушает в себе голос нравственного чувства, влекущего к добру и внушающего отвращение ко злу. Толстой прекрасно понимает и вскрывает социальную сущность зла, которое разъединяет людей, заражает их мелкими страстями тщеславия, высокомерия, жаждой личного благополучия. Это мир живущих ложной жизнью, жизнью аристократов Курагиных, Друбецких, Шерер. Все это порочные люди. Им кажется, что они держат в руках рычаги событий, они самолюбиво убеждены, что управляют ими.

Совсем по-иному изображает писатель тех, кого любит. Это честные, чистые, благородные люди, которые постоянно ищут ответы на свои вопросы, спотыкаются не раз, разочаровываются, но не останавливаются, потому что их душа не на месте. Это и А. Болконский, и Пьер Безухов, и Наташа, и многие другие. Им всегда тесно в себе, они ищут преодоления этой тесноты, освобождения. Одни – в войне, другие – “в Боге”, как Марья Болконская. Она первая говорит о Боге в романе, вешая князю образок, напутствуя его перед отъездом на войну, призывая его смирить “гордость мысли”, смирить в Боге. Жизнь исцеляет и Андрея, и Пьера, постоянно зовет их идти дальше, к народу. Толстой – учитель, и он хочет, чтобы читатель понял, что война отвратительна, что она “не любезность, а самое гадкое дело в жизни”. В изображении “мира” в романе преобладает “мысль семейная”. Испытанию любви подвергаются практически все герои. К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающее и очищающее душу. Вместе с Андреем Болконским ребята пройдут тернистый путь к счастью. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным внешней красотой, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею приходит понимание того, как он ошибся. В отчаянии произносит он Пьеру: “Никогда, никогда не женись до тех пор, пока ты не сделал все, что мог… Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!”Что же мы видим? Семейная жизнь не принесла Андрею счастья и спокойствия, он тяготился ею. Жену он свою не любил, а скорее презирал, как дитя пустого и глупого света. Отсюда мы видим, как угнетен Болконский бесполезностью своей жизни. По-настоящему возродить героя к жизни, по мнению писателя, может только любовь. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых женщин “света”, придет к Андрею позже и с невероятной силой перевернет его и обновит душу. Но Толстой не простит ему гордыни, он его ранит смертельно на бородинском поле. Только умирающий Андрей поймет все страдания Наташи и примет ее раскаяние. “Я люблю тебя больше, чем прежде”, – скажет он Наташе, но будет уже поздно – он умирал.

Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный, Пьер увлечется “кукольной красотой Элен”. Пример Андрея не стал для него “наукой”. И хотя Пьер чувствовал что-то нехорошее в этом влечении к этому “прекрасному мраморному телу”, он все же почему-то поддался – в результате горькое разочарование в семейной жизни, мрачное уныние, презрение к себе. Встретив Наташу, он будет сражен ее простотой и естественностью… В отличие от Андрея, он поймет и простит Наташу. Его доброе сердце оценит и героиня. Пройдя через все страдания, Безухов сохранит в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильно изменившейся, прошедшей свой путь страданий, он не сразу узнал ее, хотя и заметил “ласковый взгляд милого, доброго славного существа”. Они оба поверили, что после всего пережитого смогут ощутить радость, а любовь вернет их к жизни. В эпилоге ребята увидят, как счастливы Наташа и Пьер, создав семью. Не случайно, видимо, семья Безуховых – идеал самого Толстого. Автор возвеличивает единение людей, составляющих основу семейственности. Способность жить в семье и образовывать свою собственную счастливую семью является для Толстого критерием нравственности людей. Как это важно понять сегодня молодым людям, ибо только там, где есть счастливая семья, может установиться мир простоты, добра и правды, к которому должны стремиться все люди.

И это ребята берут в жизнь со страниц нашей классики, побывав в храме Толстого. И, наверное, правильно было бы сказать, что и Достоевский, и Толстой – атланты, которые держат нравственность всей классической литературы. Они обладали удивительным свойством душевного, проникновенного понимания людей, свойством так любить и так страдать, так ненавидеть зло и так боготворить добро, чтобы читатель всецело оказался во власти этих же чувств, чтобы он сделался еще лучше, выше, человечнее.

Учитель должен выпустить из школы нравственного человека, знающего, что в мире есть не только силы добра, но и силы зла и мрака, которые постоянно посягают на гуманистическую природу человека, уродуют его душу. Силы зла и мрака создают питательную почву для национализма и расизма, терроризма и бандитизма. В наше время тревог и опасностей голос добра и человечности приобретает большое звучание. Совесть никогда не позволит человеку невольно, а тем более вольно предать высшие духовные идеалы.

Будущее человечества зависит от того, каких нравственных принципов будет придерживаться человек. Будет ли читать, сможет ли осилить Достоевского или Толстого или ограничится чтением детективных романов. Сможет ли в трудных ситуациях сделать нравственный выбор между Дьяволом и Богом? Я не скрываю тревоги… Она – то и не дает мне покоя…