Междометие – особая часть речи (7-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель: выяснить, почему междометия не относятся ни к самостоятельным частям речи,
ни к служебным, а составляют особую группу слов.

Задачи:

  • способствовать формированию ключевых компетенций (коммуникативных, информационных, общеучебных);
  • познакомить учащихся с видами междометий, с понятием многозначности междометий;
  • формировать умение отличать междометия от омонимичных слов;
  • способствовать формированию навыков исследовательской деятельности;
  • способствовать воспитанию этической культуры;
  • способствовать развитию основных психических функций (памяти, мышления, эмоциональной сферы).

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

Проверка домашнего задания. Уплотненный опрос.

Индивидуальный опрос.

– Иванов, расскажи, пожалуйста, что ты знаешь о частях речи. (Все слова языка распределены по группам на основе общих для каждой группы признаков. Эти группы назвали частями речи. Все части речи делятся на две большие группы: самостоятельные (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие) и служебные (предлог, союз, частица). Некоторые ученые к самостоятельным частям речи относят причастие и деепричастие, другие языковеды считают их особой формой глагола. Самостоятельные части речи отличаются тем, что имеют лексическое и грамматическое значение, могут употребляться самостоятельно (отсюда и название части речи). Служебные части речи служат для связи слов или предложений (предлоги и союзы), вносят различные оттенки значения в предложения (частицы). Особую группу составляют междометия и звукоподражательные слова).

Задание классу.

– А вы, ребята, вспомните схему “Части речи” и во время ответа вашего товарища воспроизведите ее в тетрадях. (Учащиеся слушают ответ товарища и одновременно воспроизводят в тетрадях схему “Части речи”.)

Индивидуальное задание.

– Кто желает начертить схему на обратной стороне доски для контроля? (Во время ответа о частях речи один ученик чертит схему на обратной стороне доски.)

Проверка работы на доске и в тетрадях.

– Проверим схему (открывается обратная сторона доски). Есть замечания? Проверьте работу в тетрадях.

Заполнение карточек учета.

– В карточку учета поставьте 5 баллов при отсутствии ошибок, 4 – при 1 ошибке, 3 – при 2, если ошибок больше – 0 баллов (по этим же критериям оценивается ответ у доски).

Новая тема.

Актуализация знаний. Беседа.

– Почему же не нашлось места междометию ни среди самостоятельных частей речи, ни служебных? (Это особая часть речи)

– Сформулируйте тему урока (Междометие – особая часть речи) Презентация. Слайд 1

– Запишите тему урока в тетради.

– Какую цель вы хотите поставить перед собой сегодня? (…Выяснить, почему междометия – особая часть речи).

– Приготовьте свои копилки, куда вы на протяжении урока будете записывать междометия, каждое междометие пишите с новой строки; рядом укажите, какие чувства выражают записанные междометия.

Работа с ЦОРами.

– Что вы уже знаете о междометиях?

– Обратимся к гипертекстовому определению со ссылками на примеры и с комментариями.

Слайд 2

Что нам напомнил этот слайд? (Один ученик работает с определением, остальные записывают междометия в копилку.

Слайд 5

Какую информацию мы можем извлечь из этого слайда?

В зависимости от выполняемой функции выделяют три вида междометий:

  • эмоциональные, для выражения чувств и эмоций;
  • повелительные, для выражения команды, приказа;
  • междометия вежливости, для выражения благодарности, просьбы, пожелания, приветствия…

Слайд 6

– Что мы узнаем из этого слайда?

– Эмоциональные междометия выражают разные чувства: восторг, радость, печаль, удивление, сожаление, страх, возмущение, гнев и др.

– Составьте и запишите предложения с междометиями по данным иллюстрациям. 1 ряд – по 1 иллюстрации, 2 – по 2 иллюстрации, 3 – по 3, кто справится с заданием быстрее остальных, составляет предложение по 4 иллюстрации. Подумайте, какие знаки препинания вы используете при междометиях. Что подсказывает вам читательский опыт?

Слайд 7 (Интерактивная таблица – электронное учебное пособие “Русский язык. 7-й класс” под ред. О.И.Руденко-Моргун или слайд данной презентации).

На письме междометия выделяются запятой, если произносятся без особой силы. Например: Ох, как я устал. А если произносятся с особой силой – восклицательным знаком: Ура! Завтра начинаются каникулы!

– Прочитайте выразительно предложение, составленное по 1 картинке. Что выражает междометие ух? Не забываем записывать междометия в копилку.

– Прочитайте выразительно предложение, составленное по 2 картинке. Что выражает междометие ох?

– Прочитайте выразительно предложение, составленное по 4 картинке. Что выражает междометие ура?

Слайд 8

– Вы уже убедились, что интонация, с которой произносятся междометия, очень важна. Прочитайте выразительно предложения, выражая различные чувства с помощью междометия ах

  1. Ах, чем я виноват? (И.Крылов) – (Испуг.)
    Ах, как это неприятно! – (Огорчение.)
    Ах, сеньор губернатор, уместна ли подобная беспечность? (М.Сервантес) – (Упрек.)
    Ах, как я люблю весенние зори! – (Восхищение.)

– Продолжаем запись междометий в копилку.

Слайд 9

– Подумайте, что выражает междометие ах в этом предложении? Прочитайте предложение, выразив чувства героя иллюстрации. Запишите свое предложение, выразив восхищение родными просторами.

Слайд 10

– К какому произведению относится эта иллюстрация? (А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”?) А что выражает междометие ах в этом предложении? Запишите свое предложение с междометием, выразив чувства к царице. Не забываем записывать междометия в копилку.

– В каком значении употребили междометие ах в первом предложении? А во втором? Какой вывод напрашивается? Как называются слова, имеющие много значений? Значит, какой вывод мы можем сделать? (Междометие ах многозначное). Посмотрите в свои копилки междометий, есть там еще многозначное междометие? (Эх – упрек, сожаление)

Слайд 11

Следующая группа междометий…

повелительные. Само слово говорит за себя. Что могут выражать эти междометия? (Побуждение к действию. Они используются для выражения команды, приказа…)

– Какие междометия проиллюстрировал художник? Составьте устно предложения с прямой речью. Что выражают междометия ау, караул?

Слайд 12–13

Анализ предложений:

Ау! Откликнитесь! (Ау не является членом предложения)

Вот раздалося ау вдалеке (Н.Некрасов) (ау – дополнение)

Караул! Помогите! (Караул не является членом предложения)

У мавзолея стоит почетный караул (ау – подлежащее)

– Какой вывод можно сделать, проанализировав эти предложения? (Междометие может употребляться в значении других частей речи, при этом становится членом предложения).

– А какое повелительное междометие вы употребляете чаще всего?

– Конечно, междометие алло, это междометие вы произносите ежедневно множество раз. Сомневаетесь, что это слово междометие? Проведем мини-исследование, попробуем найти место для этого слова среди частей речи.

Мини-исследование. (Один ученик работает у доски). Записываем это слово в тетрадь и на доске.

– К самостоятельным частям речи мы можем его отнести? Почему? (Оно имеет лексическое и грамматическое значение, как самостоятельные части речи? Попробуем задать вопрос этому слову.)

– А служебной частью речи может быть это слово? (Служит для связи слов или предложений, как предлоги и союзы? Вносит какие-то оттенки значения в предложения, как частицы?)

– Может, это междометие?

Результаты мини-исследования записываются на доске и в тетрадях:

Алло – ?

Самостоятельная часть речи? Нет: не имеет лексического и грамматического значения, нельзя задать вопрос этому слову, не является членом предложения.

Служебная часть речи? Нет: не служит для связи слов или предложений, как предлоги и союзы, не вносит какие-то оттенки значения в предложения, как частицы.

Междометие? Выражает побуждение, призыв быть услышанным.

Алло – междометие.

Слайд 14

– И самые интересные междометия, без которых не обходится ни один из нас, это?..

Слайд 15 (Продолжение работы с ЦОРами.)

– Междометия вежливости. Как мы еще называем эти слова? (Волшебные)

– Какие междометия речевого этикета вам известны? Объявляется аукцион. “Кто самый вежливый?”

– Проверяем. Теперь допишите те, которые не записаны у вас (ссылки к 15 слайду).

Самостоятельная работа по группам.

– А вы уверены, что записанные вами слова являются междометиями? Проверим это, проведя самостоятельно мини-исследование (При недостатке времени можно провести исследование устно, пользуясь алгоритмом мини-исследования, выработанном ранее). Слайд 14

1 ученик работает на обратной стороне доски, исследует слово “пожалуйста”, другой – “до свидания” (при наличии времени).

1-я группа исследует слово “спасибо”.

2-я группа исследует слово “здравствуйте”.

3-я группа исследует слово “извините”.

Проверка работы у доски. Отчет групп.

Выводы.

– Подведем итоги. К какому выводу пришли в результате исследования? Почему слова “спасибо”, “здравствуйте”, “извините”, “до свидания” нельзя отнести к самостоятельным частям речи? А к служебным?

– Теперь вы готовы ответить на вопрос, поставленный в начале урока? Почему междометия – особая часть речи, в чем особенность этой части речи?

Слайд 16 (Особенности этой части речи: ни лексического, ни грамматического значения, как самостоятельные части речи, они не имеют; не служат для связи слов или предложений, как предлоги и союзы, не вносят никаких оттенков значения в предложения, как частицы, а лишь выражают чувства, настроения и побуждения, не называя их).

Закрепление.

Слово учителя. Слова речевого этикета связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческого общения. Это прекрасно выразил Владимир Солоухин:

– Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
– Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Слайд 17

– Вы поздоровались, и на “капельку радостней сделалась жизнь”. А ведь вы иногда, ребята, прокричите или пробурчите что-то на ходу – не то “дрпсь”, не то “брысь”. Бывает?

– Найдите предложения с междометиями. Выпишите одно из них. В какой роли употребляется слово "здравствуйте" в предложении “Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали”?

Творческий диктант “Золотой ключик, открывающий сердца”. (Слайд 18)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого... (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день).

Если больше есть не в силах, маме скажем мы… (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече... (здравствуйте).

И во Франции, и в Дании на прощанье скажут... Караул! (до свидания).

Слайд 19

– В какой роли употреблены слова спасибо, добрый день, здравствуйте, до свидания в эти предложениях? (В роли существительных)

Составьте предложения с этими же словами в роли междометий (Например: Спасибо тебе, мамочка. Добрый день, дедушка. Здравствуйте, ребята. Простите, пожалуйста, я нечаянно. До свидания, спокойной ночи.)

Итоги.

– Что нового узнали? Чему научились?

Слайд 20:

Заполните карточки учета:

Схема: 5 баллов при отсутствии ошибок, 4 – при 1 ошибке, 3 – при 2, если ошибок больше – 0 баллов

Копилка: 16 слов и более – 5 баллов, 12–15слов – 4 балла, 8-11 – 3 балла, меньше – 0 баллов

Аукцион: победитель – 5 (15 слов), 11 слов – 4, 8 слов – 3, меньше – 0

Работа в тетради: самооценка

Активность на уроке: самооценка

Сумма –
Оценка –

Подсчитайте свои баллы, (за копилку, аукцион, работу в тетрадях баллы проставляются в зависимости от подготовленности класса, свою активность на уроке рекомендуется оценить самим учащимся) полученную сумму разделите на “5”. Это ваша оценка за урок.

Домашнее задание. (Слайд 21)

Прочитать теоретический материал на стр. 178–181. (Учебник “Русский язык” 7 класс, под редакцией М.М.Разумовский, М., “Дрофа” 2004 г.)

Сочинение о междометиях на основе приобретенных сегодня знаний или упр. 389 (на выбор).

Заключительное слово учителя.

Друзья мои, внушайте людям веру,
И чаще говорите: “Добрый день!”
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей!

Литература

  1. СБППО “Первая помощь” – диск 56.
  2. Электронное учебное пособие “Русский язык. 7 класс” под редакцией О. И. Руденко-Моргун. С ООО “Паблишинг”, 2008.
  3. http://eor.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/category.jsp?category_id=16000
  4. https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200601502
  5. https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200601506
  6. https://urok.1sept.ru/articles/412829/