План-конспект урока по теме "Божественные пропорции и золотое сочение". Использование всех видов восприятия и памяти (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • ввести понятие пропорции;
  • добиться от учащихся знания основного свойства пропорции;
  • доказать учащимся уникальную значимость этой темы, ее связь с окружающим миром, с искусством.

Материалы и оборудование:

  • файлы с сигнальными фишками, линейками, перфокартами и карандашами;
  • вырезанные из цветной бумаги яблоки (6), груши (10), лимоны (5);
  • репродукции картин, скульптур, архитектурных сооружений;
  • ½ листка (25), магниты;
  • распечатка самостоятельной работы на два варианта (25);
  • проекты учащихся.

План урока:

Работа бригадиров перед началом урока по проверке наличия домашнего задания, опроса определения “отношение” учащихся своей четверки.

  1. Организационный момент – 2 минуты;
  2. Проверка домашнего задания (с. 125, № 735, 740, 742*) – 3 минуты;
  3. Гимнастика ума:
    а) программированный контроль – 3 минуты;
    б) “Чудо-дерево” – 2 минуты;
  4. Изучение новой темы (с. 126–127) – 10 минут;
  5. Работа в тетрадях: с. 128, № 744 (а, б), 746 (а, г), 745* – 15 минут;
  6. Физкультурная пауза, гимнастика для глаз – 3 минуты;
  7. Самостоятельная работа – 5 минут;
  8. Домашнее задание: п. 21,стр. 130–131 № 760, 765 (а), 756* – 2 минуты;
  9. Итоги урока – 7–10 минут.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Внимание! Тема нашего урока написана на доске. По программе на тему “Пропорции” отводиться четыре урока, сегодня у нас первый урок, на котором вы познакомитесь с понятием “пропорция”, узнаете основное свойство пропорции, и, наконец, откроется тайна: почему так необычно звучит тема нашего урока. План урока перед вами.

2. Проверка домашнего задания.

№ 735

  1. 13:20 = 13/20
  2. 15:26 = 15/26
  3. 13/20 = 169/260 > 15/26 = 150/260

Ответ: 13/20 и 15/26.

№ 740

  1. 76 – 12 = 64 (т) – задание комбайнера.
  2. 64 : 100 = 0,64 (т) – 1% задания.
  3. 12 : 0,64 = 18,75 (%) – на столько процентов перевыполнено задание.

Ответ: на 18,75 %.

№ 742* (а)

  1. S1 = a×в
  2. S2 = m×n
  3. S1/S2 = aв/mn
  4. Если a = 9, в = 2, m = 8, n = 3, то 9×2/8×3 = 3/4

Ответ: 3 : 4.

Самооценка за домашнее задание с помощью сигнальных фишек.

3. Устный счет.

а) программированный контроль.

1-й вариант

1)

2) 0,5×6

3) 5/8 × 8

4) 4/7 : 4

5) 0,32 :0,8

 2-й вариант

1) .

2) 8×0,5

3) 7×3/7

4) 5/8 : 5

 5) 0,28 : 0,7

Ответы:

1-й вариант

2-й вариант

А) Б) В)   А) Б) В)
2
21
2
7
6
7
  5
4
5
12
15
4
30 0,3 3   0,4 4 40
5 5
64
40   3 3
49
21
16
7
1
28
1
7
  25
8
1
8
1
40
4 0,4 0,04   4 0,04 0,4

Взаимопроверка в парах. На доске – магнитные фишки.

Критерий оценки: “5” – за 5 правильных заданий, “4” – за 4, “3” – за 3, “2” – менее трех правильных ответов.

Смена динамических поз: у кого “5” -встаньте, у кого “4” – встаньте, у кого “3” – встаньте.

б) Чудо-дерево.

На столе новогодняя елка с необычными украшениями: на елке висят 6 яблок,10 груш,5 лимонов.

Учитель:

  1. Что называют отношением двух чисел? (Отношение – это частное двух чисел)
  2. Чему равно отношение количества яблок к количеству груш? (6 : 10)
  3. Чему равно отношение количества лимонов к количеству яблок? (5 : 6)
  4. Чему равно отношение количества лимонов к количеству груш? (5 : 10)

4. Изучение новой темы.

(стр. 126–127)

Работа в тетрадях: число, классная работа, тема.

Учитель: Обратите внимание на отношение количества яблок к количеству груш и на отношение количества лимонов к количеству груш. Эти отношения можно записать иначе, упростив:

1)

2) 5:10 = 1:2

В общем виде: , a : b = c : d

Равенство двух отношений называется пропорцией , где a, d – крайние члены, b, c – средние члены пропорции.

Хоровое чтение, стоя определения пропорции.

С помощью карандаша запишите пропорцию в воздухе.

В каждой пропорции найдем произведение ее крайних и произведение ее средних членов:

1) 6× 5=30
10×3=30
30=30 (верно)
2) 5 : 10 = 1 : 2
5 × 2 = 10
10 = 10 (верно)

Вывод: (основное свойство пропорции)

В верной пропорции произведение ее крайних членов равно произведению ее средних членов.

Смена динамических поз: стоя читаем основное свойство пропорции.

5. Закрепление.

(стр. 128)

№ 744(а, б), 746 (а, г, д), 745*

№ 744

а) 5 : 3 = 2 : 1,2
5 : 3 = 5/3 = 1 2/3
2:1,2 = 20/12 = 5/3 = 1 2/3
1 2/3 = 1 2/3 (верно)
 б)
0,9:1/3 = 9/10 : 1/3 = (9×3)/(10×1) = 27/10
45 : 16 2/3 = 45 : 50/3 = (45×3)/50 = 27/10 = 2,7
2,7 = 2,7 (верно)

Физкультурная пауза.

Гимнастика для глаз:

  1. 1–2: голову – назад,
    3–4: голову – вперед.
    (5 раз)
  2. Руки на пояс.
    1–2: голову – направо,
    3–4: голову – налево.
    (5 раз)
  3. 1 – руки в кулак,
    2 – руки вверх,
    3 – руки вниз,
    4 – кисть расслабить.
    (3 раза)
  4. Глаза – влево-вправо – 5 раз.
  5. Глаза описывают ∞ – 3 раза.
  6. Глаза открыли, поморгали.
  7. Точечный массаж кистей рук карандашом.

Закрепление.

№ 746

А) 4 ½ : 3 ¼ = 36 : 26
4 ½ × 26 = (9×26)/2 =117
3 ¼ × 36 = (13×36)/4 =117
117 = 117 (Верно)
Г)
0,35 × 0,18 = 0,063
0,105 × 0,6 = 0,063
0,063 = 0,063 (верно)
Д)
18 × 5 = 90
3 × 30 =90
90 = 90 (верно)

№ 745*

8. Самостоятельная работа.

Инструктаж:

“5” – за 4 правильно выполненных задания,
“4” – за 3 правильно выполненных задания,
“3” – за 2 правильно выполненных задания,
“2” – за выполнение менее двух заданий.

Каждому ребенку выдается карточка с самостоятельной работой.

1 вариант

Проверь, верна ли пропорция:

  1. 2 : 3 = 6 : 9
  2. 7,5 : 2,5 = 12 : 4
  3. ⅔ : 5 = 0,5 : 3
  4. Составь верную пропорцию из отношений:
    5:10 ; 8:4 ; ¼ : ½ ; 0,6:0,3

2 вариант

Проверь, верна ли пропорция:

  1. 3 : 2 = 9 : 6
  2. 7,2 : 2,4 = 15 : 3
  3. 3/4 : 2 = 1,5 : 4
  4. Составь верную пропорцию из отношений:
    8:4 ; 5:10 ; ¼ : ½ ; 0,6:0,3

Взаимопроверка, самопроверка, показ фишкой “5”, “4”, “3”.

Ответы 1 варианта:

  1. 2 : 3 = 6 : 9
    2×9 = 18
    3×6 = 18
    18 = 18 (верно)
  2. 7,5 : 2,5 = 12 : 4
    7,5×4 = 30
    2,5×12 = 30
    30 = 30 (верно)
  3. ⅔ : 5 = 0,5 : 3
    ⅔×3 = 2
    5×0,5 = 2,5
    2 = 2,5 (неверно)
  4. 5:10 = ¼:½,
    8:4 = 0,6:0,3.

Ответы 2 варианта:

  1. 3 : 2 = 9: 6
    3×6 = 18
    2×9 = 18
    18 = 18 (верно)
  2. 7,2: 2,4 = 15: 3
    7,2×4 = 28,8
    2,4×15 = 36
    28,8 = 36 (неверно)
  3. 3/4:2 = 1,5:4
    3/4×4 = 3
    2×1,5 = 3
    3 = 3 (верно)
  4. 5:10 = ¼:½,
    8:4 = 0,6:0,3

9. Домашнее задание.

П. 21, стр.130–131, № 760, 762, 756* – инструктаж.

10. Итоги урока.

Учитель: Подведем итоги урока.

Вопросы:

  1. Дайте определение пропорции.
  2. Как читается основное свойство пропорции?
  3. Кто из ученых древности впервые изложил теорию отношений и пропорций?
    (Евклид (ІІІ в. до н.э.) –древнегреческий математик в книге “Начала”)
  4. Вернисаж (открывается боковая доска)

Что общего у обычной ветки растения, у Джоконды из знаменитой картины Леонардо да Винчи, здания Парфенон из Афин и жемчужины русского зодчества церкви Покрова на Нерли?

 

Ученики отвечают: везде присутствует “золотое сечение” или “божественная пропорция”: 5/8 или 8/13.

Ученик: О загадочном золотом сечении упоминается в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, Евклида. Именно оно управляет всей нашей жизнью. Тайный смысл этого термина скрыт в глубинах математики, физики, музыки, поэзии, живописи, архитектуре, в окружающей нас природе.

Золотое сечение – это гармония, стройное сочетание, взаимное соответствие предметов, их частей, соединяющих их в единое целое.

Учитель: С пропорциями связано представление о красоте, порядке, гармонии. Слово “пропорция” означает соразмерность, определенной соотношение частей между собой.

Ученик: В пропорциях человеческого тела и лица, согласно художественным канонам знаменитого итальянского мастера Леонардо да Винчи, закономерно присутствует отношение золотого сечения: 5/8, 8/13 и т.д. В своем творчестве он не перестает нас восхищать пропорциями золотого сечения. Одна из его известнейших работ “Джоконда” или “Мона Лиза”.

Учитель: Знаменитый Парфенон – здание, часть древнегреческого Акрополя (V в. До н.э.). Отношение высоты здания к его длине равно 0,618.

Обложка нашего учебника “Математика 6”. На ней изображена скульптура “URANIA”. В греческой мифологии это богиня неба. Скульптура выполнена по закону золотого сечения.

Ученик: Листья на растениях расположены так, что между каждыми двумя парами листьев третья расположена в месте “золотого сечения”.

(рассказ о практической работе на факультативе с листом крапивы)

Учитель: Подведем итог всему сказанному. Весь окружающий мир, включая и растения, и животных, и человека, и здания, и дворцы, и храмы, и даже Вселенную построены по закону золотого сечения. Пропорции как бы ниспосланы нам небесами, поэтому их называют “божественными”.

В должности учителя математики работаю 29 лет, из них 21 год в МОУ СОШ № 18. В 2006 г. школа стала победителем конкурса “Лучшая школа Подмосковья” и получила миллионный грант. С 2004 г. имею высшую квалификационную категорию, второй год работаю над проектом “Одаренные дети”. В 2008 г. в рамках городского семинара “Мастер-класс” дала открытый урок для учителей города в 6 “А” классе по данной теме.