Урок изобразительного искусства "Загадки Древнего Египта"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

Сформировать представление об особенностях культуры Древнего Египта, о многообразии богов древних египтян, а также рассмотреть связь искусства с мифологией.

Задачи:

Расширение кругозора учащихся; развитие умения осмысливать законы и явления природы через мифологические образы; развитие ассоциативно-образного мышления, творческой фантазии и формирование эмоциональной сферы личности.

Оформление:

На стенах класса листы ватмана, расположенные вертикально, капители колонн храма напоминают цветы лотоса и папируса.

На доске иллюстративный материал: папирусы с древнеегипетскими богами, амулетами, древнеегипетскими росписями, содержащих изображение египетских богов, книги по истории и культуре Древнего мира.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Словарь: Иероглиф, схенти, калазирис,

Тип урока:  урок систематизации и обобщения изученного материала

ПЛАН УРОКА

1. Беседа об истории и культуре Древнего Египта (вспоминаем  уроки истории):

- характерные особенности египетской культуры.

- изображение древнеегипетских богов на папирусах и в росписи на стенах гробниц         

2. Постановка художественной задачи: изображение египетского божества или фрагмента мифа. Подпись работы иероглифами.

3. Практическое выполнение задания.

4. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Звучит музыка «Африканские барабаны»

На экране высвечиваются слова: На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге и на всём, что видит взгляд,  иероглифы пестрят.

Вводная беседа

О какой стране идет речь? (Древний Египет.)

Правильно. И сейчас мы вместе попытаемся окунуться в загадочный мир Древнего Египта. Что же это за древнейшее государство мира, об истории которого сохранилось так много интересных сведений?  Это страна пирамид-усыпальниц фараонов царей Древнего Египта.

Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с природой. Поклонение стихиям (ветру, воде, солнцу, земле) – черта всех древнейших верований человека.

Большая часть свидетельств о них дошла до нас в кратких косвенных упоминаниях в религиозных текстах, начертанных на стенах гробниц, саркофагов, храмов и из “Книги мертвых”

Древние египтяне верили в загробную жизнь и представляли ее похожей на земную. Искусные художники создавали на стенах гробниц яркие росписи. Вот ещё одна загадка, вспомните, почему расписывались гробницы? (египтяне верили, в жизнь после смерти, в то, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить). Это были прекрасные картины из жизни богов и людей, наполненные всем, что надо для блаженства. Египтяне верили, что изображения оживут, и умерший будет вечно наслаждаться всем этим совершенством. Произведения искусства создавались по строгим правилам - канонам. Боги и фараоны изображались крупнее, чем знатные лица, а те - крупнее простолюдинов. Голову и ноги рисовали сбоку, в профиль, а плечи и грудь спереди, в фас.

Просмотр фильма с комментариями учителя сопровождается африканской музыкой

Содержание  фильма – фотографии: Великие пирамиды в Гизе.

Коментарии: старинная египетская пословица гласит: «Все на свете боится времени, но время боится пирамид». Величественные пирамиды в Гизе охраняло скульптурное сооружение - Большой Сфинкс –  каменный лев с головой человека, высеченный из целой скалы. (Длина – 57 м, высота – 20 м) Лицо сфинкса напоминало фараона Хефрена. Каменный великан вселял такой страх, что его называли “отцом ужаса”. Сфинкс как бы должен был охранять покой усопших фараонов от грабителей. Единственной сохранившейся, является гробница Тутанхамона.  Не только пирамиды - гробницы египетских фараонов - сохранились от этой великой цивилизации. Пример этому Карнакский и Луксорский храмы

Рассмотрим изображения на стенах храмов и гробниц.

Коментарии: изображались только знатные люди. Здесь сцены пира, дом полон гостей, вот он сидит перед жертвенным столом рядом с женой, вот он охотится на зверей пустыни. Тут же представлены слуги – они готовят пищу, собирают плоды, трудятся на полях.

В Древнеегипетской мифологии большое разнообразие священных животных. Поэтому многие боги были похожи на животных.

Познакомьтесь,  это  - Боги Древнего Египта.

(текст высвечивается в фильме)

... Стоим перед богом по имени Гор.
С большим удивлением смотрим в упор:
при всем человечьем обличье
имеет он голову птичью!
Он рядом с богиней стоит львинолицей.
А рядом богиня-корова теснится,
И только богиня Исида
похожа на женщину видом.
... Мы видим бога по имени Тот,
а также богиню по имени Нут.
Мы помнили точно,
кто - этот, кто - тот,
Наверное, целых пятнадцать минут.

Учащиеся рассматривают изображения на доске : древнеегипетские росписи с изображением богов, знати в традиционном египетском костюме.

Относясь с осторожностью к окружающим их существам, опасным для них, египтяне представляли богов в человеческом облике и молились им о благосклонности и защите. Многие божества изображались с головами животных в знак символического напоминания об их природе и власти, а боги с человеческими головами в качестве украшения или вместо короны носили на голове свой зооморфный символ.  Предлагаю обратить внимание на  изящную традиционную одежду египтян. Она подразделялась на мужскую и женскую. В мужской одежде только  отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Здесь действуют точные законы. Мужчины носили простую набедренную повязку, схенти (слово напечатано на доске), туловище было свободно от одежды. У фараона набедренное прикрытие мягко собиралось в складки и  украшалось цветными поясами, а его передняя часть расширялась книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. Для росписи гробниц и храмов египтяне изготавливали краски из земляной глины разных оттенков или растирали цветные минералы в мелкий порошок. Чёрную краску делали из сажи или древесного угля, а белую – из гипса. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен. В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определенного цвета  желтого. Женский костюм отличался предельной простотой: прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис (слово напечатано на доске), на одной или двух бретелях или цельнокроеную рубашку, с глубоким вырезом на груди.

Перед вами небольшой чайнворд. Если вы ответите правильно, то в обведенных рамкой клетках по горизонтали  разгадаете, как называли в Древнем Египте  строгие, определённые правила, по которым работали египетские художники

1. Скульптуры с телом льва и головой человека или другого животного. (Сфинкс)

2. Растение, материал для письма (Папирус)

3. Набедренная повязка (Схенти)

4. Повелитель Египта  (Фараон)

5. Фараон, чью гробницу археологи нашли неразграбленной (Тутанхамон)

6. Строгие, определённые правила, по которым работали египетские художники (Канон)

2. Постановка художественной задачи: Посмотрите по сторонам, мы находимся в храме, вокруг нас высокие колонны, капители которых напоминают цветы лотоса и папируса. Верхние части колонны уже имеют росписи, которые  выполнены по строгим правилам, а вот нижние части колонн ещё пусты.  Давайте, ребята, представим себя художниками Древнего Египта и заполним пустые места росписью. Образ египетского божества или фрагмента мифа мы изобразим на отдельных листах строго  по их канону, также ограничивая и цветовую палитру. В работе вам поможет весь иллюстративный материал.

Нередко находят в усыпальницах изображения знаменитых художников, которые они подписали своими именами. Мы говорили о загадочных иероглифах (слово напечатано на доске):

Рыбы, звери, птицы, точки,
загогулины, кружочки...
Все знакомое почти,
а попробуй-ка, прочти!

(каждому учащемуся выдаётся английский алфавит с соответствующими символами Египта)

Перед вами английский алфавит и соответствующие буквам иероглифы. Предлагаю вам подписать свой  рисунок так, как-будто бы вы египетский художник.

Учащиеся работают на отдельных листах. Выполнив изображение египетского божества или фрагмента мифа, листы прикрепляются на заготовки-колонны на стенах и центральной доске класса.    

В конце урока проводится  Экспресс-выставка

Подведение итогов урока в виде рефлексии.

Учитель. Все виды искусства были  подчинены Архитектуре, пирамиды стоят уже больше 50 веков и потрясают воображение своими размерами.  На стенах сооружений  мы  видим  фрески  и рельефы. Огромные статуи украшают храмы. Монументальность - это тоже особенность искусства Египта. Вглядимся в скульптуры, репродукции, папирусы, росписи, выполненные вами по строгим правилам. Они похожи друг на друга?

Ученики. Нет, все они разнообразны. Хотя в своей работе художники, скульпторы, архитекторы и следовали строгим правилам – канонам, они неизбежно отражали  в произведении свои мысли и чувства, свой взгляд на окружающий мир, на меняющуюся жизнь.

Учитель. Итак, уважаемые  художники обратите внимание на капители колонн в древнеегипетских храмах. Что они напоминают?

Ученики. Цветы лотоса и папируса.

Учитель. Еще раз посмотрите на наши изображения египетских богов. В чём их загадка?

Ученики. Они изображены звероликими: туловище человека, голова животного или птицы (самооценка и суждения учащихся о своей деятельности на уроке)

Учитель. Мы изобразили богов строго по канону, ограничили цветовую палитру, каждый подписал иероглифами своё имя. Со своей работой мы справились, колонны храма расписаны.

У каждого на столе «листок достижений»  со следующими вопросами:

«Мы учились…», «Мы узнали…», «Мы смогли…», и общая оценка своего самочувствия.

Мы совершили сегодня прекрасное путешествие в загадочную страну, название которой - Египет, попытались раскрыть ее тайны. А чтобы вы хотели ещё узнать об этой стране? ( ответы учащихся) Можно еще многое узнать, прочитав книги, представленные на нашей выставке, их вы можете найти в школьной библиотеке. Будьте любознательны и впереди вас ждут не менее интересные открытия!  А наш урок подошел к концу.  

Поблагодарить детей за урок, попрощаться с детьми.

Приложения

1. Ответы к кроссворду (Приложение 1)

2. Английский алфавит с соответствующими символами Египта (Приложение 2)

3. Самоанализ урока (Приложение 3)