Мероприятие: "Знаем ли мы русский язык?"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • развитие интереса к русскому языку;
  • развитие познавательной активности.

Ход урока

I. Фразеология

Розыгрыш дорожек. Задание:  Представители каких специальностей подарили нам данные фразеологизмы? Что они означают?

На живую нитку (портные)

Направление главного удара (военные)

В час по чайной ложке (аптекари)

Снять стружку (деревообработчики, столяры)

Стричь под одну гребенку (парикмахеры)

Мертвая хватка (охотники)

Войти в роль (актеры)

Завестись с полуоборота (шоферы)

Красная дорожка: нельзя ни разу ошибиться.

1. Из какого литературного произведения пришло в нашу речь выражение «На деревню дедушке». (Из рассказа А.П.Чехова «Ванька»)

(Свыше 2,5 тысяч лет тому назад появились водяные часы - узкий сосуд с отверстиями. Отсюда возникли выражения «время истекло», «поток времени», «текущий год»)

Желтая дорожка: допустима 1 ошибка.

1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. О чем это идет речь? (Нос)

2. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Что это такое? (Ветер)

3. Говорят – искать по горячим следам. А может ли след быть холодным? (В выражении – след простыл)

Зеленая дорожка: можно ошибиться 2 раза.

1. Какого  цвета бывает тоска? (Зеленая)

2. Какие крылатые выражения пришли к нам из сказок?(За тридевять земель, по усам текло, в рот не попало)

3. Можно ли образовать фразеологизм из следующих слов: ни бы то что во стало? (Во что бы то ни стало)

4. Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если что-то   не понимают. Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

II. Морфология

Розыгрыш дорожек. Угадайте, о каком великом человеке говорит в этом стихотворении Н.А.Некрасов? Расскажите о нем.

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик... (Н.А.Некрасов)


Михаил Васильевич Ломоносов

Красная дорожка: нельзя ни разу ошибиться.

1. Назовите часть речи, которая в своем морфемном составе может иметь два окончания? (Имя числительное)

2. Определите, какой частью речи являются выделенные слова:

Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. (А.С.Пушкин)

На улице тихо.

Утро было тихо, солнечно.

Желтая дорожка: допустима 1 ошибка.

1. К каким частям речи относятся следующие слова: пять, пятый, пятеро, пятак, упятерить, впятером, в-пятых, два, двойной, двое, двойка, удвоить, вдвойне, вдвое?

2. Какими частями речи являются слова « тысяча», «миллион», «миллиард»?

3. Определите род следующих несклоняемых имен существительных: фламинго, сулугуни, иваси, салями, кольраби, торнадо.

Зеленая дорожка: можно ошибиться 2 раза.

1. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова:

Впереди были спортсмены-лыжники.

Штормовое море бушевало впереди нас.

2. Поставьте данные имена существительные в форму именительного падежа множественного числа «дно», «шило», «полено», «судно» (корабль). (Донья, шилья, поленья, суда)

3. Какие наречия могут быть также и предлогами?(Вблизи, мимо, после, вокруг, навстречу. Мимо нас, прошел мимо; остановились близи, вблизи леса)

4. Почему в орфографических словарях дается два варианта написания слов « вареный» и «варенный», «крашеный» и «крашенный»?

III. Орфография

Розыгрыш дорожек. Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.

Ем, стоят, трость, тростник, вкусный.

Красная дорожка: нельзя ни разу ошибиться.

1. Напишите правильно: Жить (с)начала, (в)связи с переездом, жить (по)старому, (в)начале года, идти (на)попятную, (за)границей.

2. Выберите  слова, в которых между двумя мягкими согласными “ь запрещен”.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра
Лежат благородные кости. (А. Пушкин.)

Желтая дорожка: допустима 1 ошибка.

1. Вставьте, где необходимо непроизносимые согласные.

Учас__ник, безмол__ствовать, искус__ный, кос__ные взгляды, окрес__ность.

2. Найдите лишнее словосочетание:

потерять книгу, вытереть со стола, оттереть пятно;

утренняя заря, утренняя зарядка, вспыхивают зарницы;

пировать с друзьями, отпирать дверь, съесть пирог.

3. Вставьте гласные в приставки:

пр__клоняться перед талантом, пр__бывать в стране, пр__твориться больным, пр__зрение к врагу.

Зеленая дорожка: можно ошибиться 2 раза.

1. Раскройте скобки, образуйте слова с приставками:

воз- – вос- (делать, создать, кликнуть, ходить, жечь);

раз- – рас- (копать, пахать, жечь, шевелить, хватать, звонить,).

2. Назовите слова с корнями, которыми “командует” ударение.

 1) Ваня бежал босиком по горячей песчаной дороге. Пахло гарью и сухой гвоздикой.

2) Скоро все знали, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре.

3) Заря разгорелась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.

4) Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле мошек. (К. Паустовский.)

3. Вставьте пропущенные буквы в причастия и отглагольные прилагательные.

Списа__ое задание, краше__ые полы, ране__ый в руку боец, некоше__ая трава, копче__ый лещ.

4. Вставьте пропущенные буквы.

Они бор__тся, ты наде__шься,он завис__т,она колыш__тся,мы раду__мся.

Финал

 Вставьте пропущенные буквы:

Ад..птацияа,  б..зн. смен,в..стибюль,в..тчина, в..н..грет,  д..р..жёр,  т..мп..рамент,  р..ликвия, ч..хол, ц..линдр,  м..раль,  п..л..клиника,  к..н..нада,  к..мп..зитор,  ф..ртуна, н..тариус, с..нтим..нтальность, щ..вель, ст..пендия, прив..легия, эл..ксир, интелл..генция,  к..пуста, пл..ст..лин.

Задание для болельщиков.

Узнать фразеологический оборот по рисунку. Придумать рассказ с использованием данного оборота.


Подложить свинью


Дым коромыслом

Литература

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- М.: Просвещение, 1994.

2. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии.- М.: Просвещение, 1994.