Комбинированное занятие для младших школьников "Путешествие на Сказочную полянку" по теме "Оригами"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Цель: Повторение и закрепление способов изготовления из бумаги поделок в технике оригами по технологическим картам.

Задачи:

Образовательные

  • проконтролировать степень усвоения знаний, полученных на предыдущих занятиях;
  • познакомить с изменениями в природе, происходящими осенью;
  • расширить представления детей о природе.

Развивающие

  • продолжить формирование внимание, аккуратность, терпение, эстетический вкус, умение размышлять;
  • развивать интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные

  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, умение внимательно и доброжелательно слушать товарищей.

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Материалы и оборудование: На небе солнышко. На лесной опушке домик с лужайкой, ёлочка, березки, гирлянды из засушенных листьев, зверушки (мягкие игрушки), грибочки. Таблицы с техникой безопасности и условными обозначениями по оригами закрыты на доске, кроссворд на перевернутом стенде. Всё украшено осенними плакатами, фотографиями, готовыми поделками.

Ход занятия

Звучит заставка песни:

“Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Хотим вам рассказать.
Ее мы помним с детства,
А может и не с детства,
А может, и не помним,
Но будем вспоминать…”

Учитель:

Мы пригласим в осенний лес,
Полный сказочных чудес,
Всех подруг и друзей,
И, конечно же, гостей.
Дружно за руки возьмемся,
По поляне все пройдемся
Алена, Саша и Марина,
Следом Света и Илья,
А затем Анастасия –
Все они у нас друзья!
Вот Алина и Анжела,
Дима с Леной входят смело!
Все входите побыстрей
И садитесь поскорей!
Добрый ласковый народ
На пикник в лесок идет.

Ученик:

Друг наш милый Лесовик
В чаще леса жить привык.
Много новых и полезных
Он расскажет нам вещей,
Ну, а сколько интересных
Воплотим мы здесь идей.

Учитель: Сегодня мы:

  • узнаем много интересного о природе, применим свою эрудицию и полученные знания на практике;
  • повторим и закрепим способы изготовления из бумаги поделок в технике оригами по технологическим картам;
  • покажем свой интерес к исследовательской деятельности;
  • продолжим развитие любви к природе, труду, формирования внимания, аккуратности, терпения, эстетического вкуса.

Не забудьте о плече друга и взаимопомощи.

Знанья, навыки, стремленья
Научитесь применять.
Конструктивные уменья
Нам помогут создавать.
В этой жизни непременно
Нужно всем не унывать.
И лишь силой воображенья
В сказке доброй побывать.

Ученики (по очереди):

Мы про птичек не забыли,
Им кормушки принесли.

Развешивают кормушки.

Сами все и смастерили,
Даже конкурс провели.
Ведь заботиться нам нужно
О природе всей Земли.
И покажется в природе,
Лучше места не найти.

Учитель:

Закружимся в хороводе,
В вальсе лист лети, лети.

Звучит музыка, исполняется танец листьев, одновременно читается стихотворение:

Учитель:

Опавшей листвы
Разговор еле слышен:

Ученики (по очереди):

– Мы с кленов…
– Мы с яблонь…
– Мы с вишен…
– С осинки…
– С черемухи…
– С дуба…
– С березы…

(см. Рисунок 1)

Учитель:

Везде листопад:
На пороге морозы!

Выходит Лесовик и поет под гитару песню “Непогода” – фонограмма. Прерываем его пение:

Ученики (по очереди):

Здравствуй, Лесовичок!
А мы к тебе в гости пришли.
Привет из школы принесли.
Узнать решили, как живешь,
Но что-то грустно ты поёшь.

Лесовик:

Да что же тут хорошего?
Ведь что нас дальше ждет?

Продолжает петь под гитару, звучит фонограмма:

“Полгода плохая погода,
Полгода совсем никуда!”

Учитель:

Ну что ты сразу раскисаешь?
Тоску на всех нас нагоняешь.

Ученик:

Ты оглянись скорей кругом,
Как много красок разных
Нам осень сразу принесла,
Много дней прекрасных
Природа в осени дала.

Лесовик:

Нет, не получится вам меня развеселить,
И придется так с тоскою
Дальше в этом мире жить.

Учитель:

Ну, уж, нет!
Давай садись,
Вместе с нами веселись!

Ученики: Мы тебя не только развеселим, но и многому научим. Например, работать с бумагой и делать из неё разные поделки.

Лесовик:

Куда садится?
Места нет!
А мне в обед уж сотня лет.

(см. Рисунок 2).

Учитель:

Мы табуреточку тебе из бумаги смастерим
И остаться одному с мыслей грустной не дадим.

Под музыку дети делают табуреточку

Лесовик: А выдержит?

Ученики: Да. Ведь мы будем использовать толстую бумагу – ватман, который очень прочный.

Лесовик: А можно из тонкой?

Ученик: Можно и из тонкой, но тебя уже не выдержит. Вот эскиз, по нему и приступим к работе. Ведь прежде чем что-то сделать, нужно обязательно сделать эскиз, схему или технологическую карту. Иначе начнешь делать не с того, и в результате ничего не получится или выйдет очень плохо. Обязательно должна быть последовательность в изготовлении.

Лесовик: И вы умеете так работать?

Ученик: Мы часто применяем это на занятиях.

Лесовик: А что это? (Показывает на ножки табуретки.)

Ученик: Это у нас будут ножки табуретки. Они сделаны в виде цилиндров. Здесь применялся прием скручивания бумаги.

Лесовик: А это? (Показывает на держатели.)

Ученик: Этот 6-тиугольник соединит ножки друг с другом. Теперь положим фанерку. Она будет сиденьем табуретки. Садись аккуратно, чтобы не сломать.

Лесовик: Сломать? Такую красоту? Да, вы, что? (садится)

(см. Рисунок 3).

– А что ещё интересного можно сделать с бумагой?

Ученики: Да много чего. Известно около 600 видов бумаги, многие из которых пригодны для складывания самоделок. Ещё бумагу можно резать, склеивать, скручивать, окрашивать. Например, человек может пролезть сквозь лист обычной бумаги.

Лесовик: Даже такой большой? (Показывает на одного из гостей)

Учитель: Даже такой.

Лесовик: Не может быть!

Учитель: Это кажется невозможным только на первый взгляд. Мы сейчас покажем.

Ученик: Вот перед нами обычный лист бумаги. Если его сложит пополам вот так и резать “змейкой”, но не до конца, то получится кольцо. Сквозь него можно пролезть любому, всё зависит от того, как резать. Размеры кольца могут получиться разные. Чем больше нарезок, тем больше кольцо.

Опыт с листом

(см. Приложение 1).

Пока проходит опыт, дети доделывают табуретку.

Лесовик: Здорово! А можно я тоже покажу кое-что? Вот перед вами три кольца. Как вы думаете, сколько получится колец, если каждое из них разрезать вдоль (показывает)?

(см. Рисунок 4).

Режем первое. Получилось 2 кольца.
Режем второе. Ой, вот это чудо! Получилось одно кольцо.
Режем третье. Смотрите, получилось 2 кольца, но они между собой соединены, т.е. один в другом.

А знаете, почему так получилось? Подумайте.

(Ждет ответов, если не дожидается, подсказывает сам.)

– Хотите, подскажу? Одно кольцо надо склеить как обычно, во втором кольце до склейки один конец предварительно повернуть, в третьем кольце один конец повернуть дважды. И каждое бумажное кольцо надо разрезать пополам по всей длине кольца (показать как именно).

Опыт с кольцами

(см. Приложение 2).

Учитель: Ну что ж, чтобы окончательно тебя развеселить, мы решили украсить твою полянку цветами, бабочками, а деревья птицами.

Лесовик: Не получится. Все цветы уже погибли. А птицы в основном улетели или попрятались. Так что всё напрасно.

Ученики: Это ещё одно свойство бумаги: возвращать то, что вернуть уже нельзя. Мы с ребятами научились складывать из бумаги цветы, птиц, зверей и др. здесь есть очень хорошее преимущество: этим цветам, птицам и насекомым не страшен мороз. И они никуда не денутся. Всегда будут радовать своей красотой.

Лесовик: Вот было бы здорово! Выходишь из дома, а тут всё в цветах, птички кругом, бабочки порхают. А как это вы сделаете? Вы что, обучены какому-то волшебству?

Ученик: Это волшебство называется оригами. Искусство складывания из бумаги зародилось в Японии. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием.

Ученик: Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы. Он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

В настоящее время оригами распространено во многих странах мира.

Лесовик: А какой основной прием в оригами?

Ученики: Это складывание.

Лесовик: И что я тоже могу научиться?

Учитель: Конечно. Вот технологические карты, по которым мы с ребятами работаем. Можешь творить вместе с нами. Условные обозначения перед тобой.

А чтобы было легче в первый раз этим заниматься, Света будет делать вместе с тобой и помогать.

Света, я даю более сложную поделку, которую мы с вами, ребята, ещё не делали, но обязательно сделаем на следующем уроке. Т.к. Света очень хорошо и быстро усвоил пройденный материал. Он самостоятельно её изготовит и покажет, что получится.

Уважаемые гости, просим вас присоединиться и помочь украсить поляну Лесовичка.

Раздаются

– технологические карты,
– цветная бумага,
– ножницы,
– клей,
– заготовки для украшения,
– корзиночки для мусора.

– Что нужно знать, прежде чем приступить к работе?

Ученики: Правила техники безопасности.

Учитель: Повторим технику безопасности и правила поведения. (Показывает на таблицу с т/б)

Учитель: Хорошо. Теперь можно приступать.

Музыкальный фон.

(см. Рисунок 5)

Кто закончил работу, подходят к Лесовику с готовыми поделками и рассказывают о них, а потом прикрепляют к ширме или пеньку.

Учитель:

Мы из цветов составляем букеты,
Подбирая цветок за цветком,
И душистое свежее лето
Вместе с нами входит в твой дом.

(см. Рисунок 6)

Ученик: Я хочу подарить тебе тюльпан, который расцветает ранней весной.

Ученик: А вот гвоздики. Слышала, что они появились там, куда упали слёзы пастушка, избитого злой богиней.

Ученик: Это василёк. Научное название центаура цианиус. Вторая половина названия “цианиус” по-латыни обозначает “синий”, т.е. окраску.

Ученик: Цветы также являются символами государства. Например, символ

Франции – лилия,
Болгарии – роза.
А в нашей России символом являются
Знакомые с детства родные ромашки,
Что цветут на лужайке у тихой реки,
Как белые звёзды, средь розовой кашки,
Они развернули свои лепестки.

Лесовик: Посмотрите, посмотрите. Наш пенёк расцвёл как в сказке. Помните, злая мачеха заставляла Настеньку поливать пенёк, а он и расцвёл, прям как у нас. Не даром говорят: “Терпение и труд всё перетрут!”.

Учитель: А давайте теперь узнаем, что получилось у наших гостей.

Раздаются раскаты грома, слышен шум приближающегося дождя. Появляется тучка и закрывает солнышко.

Лесовик: Слышите гром? Кажется, дождь начинается. Прячьтесь скорее. Ой, что это? Наши насекомые никак ожили.

Исполняется танец насекомых.

(см. Рисунок 7)

Лесовик: Посмотрите, что я сделал. Теперь и я тоже умею складывать оригами и пользоваться технологическими картами. Знаю о свойствах бумаги и приёмах работы с ней. Как здорово! Всем друзьям лесовикам расскажу об этом и покажу фокусы.

Учитель: Что же получилось у Светы? Давайте посмотрим. Она работала самостоятельно с новой фигуркой. И вот что вышло. Молодец! С работой справилась. А вот мои поделки. Сравните, ребята. Думаю, можно оценить работу Светы отлично.

Лесовик: А вот кроссворд о птицах, которые водятся в моем лесу. Вы должны его отгадать.

Кроссворд (см. Приложение 3), и сразу вешают птиц на деревья.

Лесовик: Молодцы!

Лесовик: Ребята, а какие вы правила поведения в лесу знаете?

Ученики перечисляют:

– Не ломай ветки деревьев.
– Не рви в лесу, на лугу цветов.
– Не разоряй муравейники.
– Не лови диких животных и не уноси их домой.
– Не сбивай грибы ногами, даже ядовитые.
– Не разоряй птичьи гнёзда.

Учитель: И не забывайте, пожалуйста, этого никогда. А если видите, что кто-то ведет себя неправильно, сделайте замечание.

Ученики (по очереди)

Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду,
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь её лесной народ
Учит крепкой дружбе.

Учитель: Так давайте же уберем весь мусор за собой.

Убирают мусор в корзиночки.

Лесовик:

До чего же хорошо кругом!
Под деревьями большими
У меня есть светлый дом.
Перед ним цветы живые,
Насекомых полный рой
Вьется под окошком,
Да и птицы запоют
Каждый понемножку.

Лесовик: Теперь обязательно! Хочу узнать, и научится ещё больше. И думаю, что любая непогода не будет так неприятна. А в тоскливые вечера есть чем заняться. Спасибо вам, друзья. Уважили старика. Грусть мою развеяли.

Учитель: Ну, вот мы и не заметили, как вечер наступил. Хорошо в гостях, но пора собираться домой.

– Скажите, ребята, а чем запомнится вам этот день, наша прогулка на поляну?
– Что нового для себя узнали?
– Чему научились?
– Чтобы хотели дополнить, изменить?

Давайте, когда вернемся домой, будем внимательнее относиться к природе, к своим друзьям и знакомым, кому скучно и одиноко. Приглашайте их к нам заниматься, и их грусть зразу пройдет.

Чтобы осветить наш путь, зажжем фонарики. Ребята, выберите фонарики определенного цвета, что будет означать, понравилось вам путешествие на “Сказочную полянку” или нет.

Красный – “да”,
Жёлтый – “так себе”,
Синий – “нет”.

Всем спасибо! До свидания!

Уходят под песню.

Список литературы

  1. Кобитина И.И. “Работа с бумагой: поделки и игры” – М.:ТЦ “Сфера”, 2000. – 128с.
  2. Кулакова Л.Ю. “Цветы из бумаги: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия” – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 144с.
  3. Ф.Ола, Ж.-П. Дюпре и др. “Занимательные опыты и эксперименты” – М.:28Айрис – пресс, 2007. – 128с.