"Менеджмент в деятельности предпринимателя". 8-й класс

Разделы: Технология

Класс: 8


Цели:

Образовательная:

  • разъяснить учащимся понятие о менеджменте, его целях и задачах;
  • расширять кругозор учащихся.

Воспитательная:

  • воспитание культуры общения;
  • воспитание уважения к деловому человеку.

Развивающая:

  • развитие познавательных потребностей учащихся;
  • развитие внимания, памяти.

Методы: объяснение, мини-викторина (фронтальный опрос).

Тип урока: приобретение новых знаний.

Материально-техническое оснащение урока:

1. Компьютерная презентация:

  • менеджмент в деятельности предпринимателя;
  • мини-викторина.

2. ПК.

3. Мультимедийный проектор.

4. Оформление доски: Тема урока. План урока.

  1. Вступительная беседа.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Новый материал.
  4. Проведение мини-викторины по закреплению изученного материала на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Проверка готовности учащихся к уроку

Здравствуйте дети! Начинаем наш урок. Проверим готовность к уроку: тетрадь, учебник, дневник, чертежно-письменные принадлежности.

2. Проверка отсутствующих на уроке

Есть ли сегодня у нас отсутствующие на уроке? Кто отсутствует на уроке?

3. Знакомство учеников с планом урока

Познакомимся с планом урока.

II. Актуализация знаний учащихся

- Назовите факторы (ресурсы) предприятия.

III. Вступительная беседа

Факторы производства могут соединяться различными способами, причем некоторые из них более эффективны, чем остальные.

Когда факторы производства соединены эффективным образом, производительность повышается. В противном случае производительность понижается.

IV. Ситуация успеха

- С чего мы всегда начинаем урок? (Мы начинаем урок с постановки учебной задачи.)

- Я предлагаю построить работу следующим образом, работаем как «одна группа». (Одна голова хорошо, а много лучше.)

- Вспомните, как надо работать в группе, чтобы работа прошла успешно. (Внимательно выслушать друг друга. Уважительно. Не мешать друг другу.)

Правила работы в группе следующие:

  • Мы нужны друг другу.
  • Мы стараемся понять друг друга.
  • Мы не говорим все сразу.
  • Мы смотрим на говорящего человека.
  • Мы не ссоримся, а доказываем свою точку зрения.

V. Теоретический материал урока (Приложение 1)

Решение о комбинировании факторов производства принимается менеджерами.

- Думаю, вы не раз слышали слово «менеджмент», что оно означает? Кто такие менеджеры?

Это слово имеет английское происхождение «management» – управление. Первоначально англичане употребляли это понятие для обозначения управления лошадьми. Слово «менеджер» означало «искусный наездник», а «менеджмент» – «искусство верховой езды». В современном значении эти слова появились лишь тогда, когда владельцы предприятий сообразили, что очень выгодно не самим управлять собственным бизнесом, а привлекать для этого профессионалов, специально отобранных и обученных такой работе.

В настоящее время термин «менеджмент» характеризует три взаимосвязанных понятия.

Менеджмент – это, во-первых, целесообразная деятельность по координации работы организации.

Менеджмент является также областью знаний или наукой об управлении организацией. Кроме того, под менеджментом часто имеют ввиду «команду» руководителей предприятия.

Основным субъектом менеджмента является менеджер – лицо, занимающее определенную должность в предпринимательской организации, обладающее властью и правом принимать решения.

Обычно выделяют три уровня менеджмента:

высший – генеральный директор, президент или председатель правления компании и т.п.;

средний – заместители руководителя, должности которых часто называются «директор по маркетингу», «директор по персоналу» и т.п., а также руководители крупных подразделений (начальники цехов, руководители отделов);

низовой – руководители первичных, низовых подразделений (начальники участков, лабораторий, секторов, бригадиры).

Руководитель предприятия принимает решения по всем ключевым вопросам и отвечает за все производственные и финансовые результаты работы организации.

Руководители среднего и низового уровня выполняют эти же обязанности с учетом задач и целей возглавляемых ими подразделений. Обобщая эти задачи, можно выделить четыре основные функции менеджмента:

организация – это процесс создания структуры предприятия и упорядочения происходящих в ней событий;

планирование – это процесс изучения и решения проблем будущего;

мотивация – создание заинтересованности персонала в достижении целей фирмы;

контроль – система наблюдения за деятельностью фирмы, обеспечивающая достижение целей организации.

Различают факторы внутренней среды и внешней среды организации.

К факторам внутренней среды организации относятся:

1) цели организации;

2) структура организации;

3) задачи организации;

4) технология;

5) люди (кадры).


рис.1.

Факторы внешней среды принято разделять на две категории:

Среда прямого воздействия

Среда косвенного воздействия

потребители

политика

конкуренты

экономика

поставщики

социальные факторы

законы и государственные органы

технология

профсоюзы

международные отношения

Рисунок 2 в Приложении 3.

Большое значение для менеджмента имеют коммуникации, без них невозможно выполнение всех других функций.

Коммуникации – обмен информацией с другими людьми.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

1) отправитель (адресант) – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

2) сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов;

3) канал – средство передачи информации;

4) получатель (адресат) – лицо, которому предназначена информация.

Самыми эффективными являются коммуникации путем личных контактов.

VI. Физкультминутка

Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немного отдохнем
И опять писать начнем.

VIII. Итог урока. Повторение (Приложение 2)

- Ребята, а что сегодня на уроке мы делали?

- Какова была наша сегодня главная задача?

XI. Итоговая рефлексия (Постановка учебной задачи)

- Какая цель была поставлена на уроке? (Рассмотреть вопрос о менеджменте.)

- Достигли ли вы цели? (Да.)

- Спасибо мне было приятно с вами работать. Надеюсь, вам тоже было приятно работать со мной и друг с другом.

- Урок окончен. До свидания! Спасибо всем.

XII. Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос, какими умениями, знаниями и личными качествами должен обладать человек, желающий сделать карьеру менеджера?