"Природа – образ человека – судьба края". Интегрированное мероприятие из цикла "Музей под ногами"

Разделы: Внеклассная работа


Итоговое занятие по естественно-научному краеведению из цикла «Музей под ногами». Проходит в рамках семинара «Памятники природы в историко-культурном ландшафте края».

Тип урока: комбинированный, интегрированный (химия, биология, история, литература, география). Форма проведения - творческая мастерская. Подготовительный этап: экскурсия в п. Янтарный Калининградской области, г. Балтийск, посещение производства по обработке янтаря, музея «Янтаря», практикум на морском побережье, подготовка коллекций песка, глины,  камней и янтаря. 

Цели: развитие любознательности, общей культуры учащихся, общеучебных приемов интеллектуальной деятельности, познавательной активности. Для учащихся 5 – х классов: ознакомление с первоначальными знаниями по химии, биологии, географии, развитие опыта самореализации и коллективного взаимодействия.

Работа проходила в  разновозрастных группах (учащиеся 5, 9, 10-х и  11- х классов)

Ход мероприятия

Учитель: Наше занятие сегодня, является заключительным этапом в цикле занятий по естественно - научному краеведению « Музей под ногами».

Это были заочные путешествия по залам  «Музей песка», «Музей янтаря», творческие мастерские:  «О чём поют ракушки», «Удивительное рядом: Стекло и керамика», «Форты и фортификационные сооружения в облике нашего края».

Объектами изучения и экспонатами виртуальных музеев были настоящие песок, янтарь, глина, ракушки, камень  и  всё, что из них делает человек. Какой он, наш край?

Просмотр видеофрагмента «Наш край. Природа и человек».

Эпиграф

«Мы живём в громадном плохо разгаданном мире
и топчем камни, цветы и травы,
не подозревая о совершенстве
их строения, не подозревая,
что знакомство с ними обогатило
бы наш опыт во всех областях жизни…»
К.Паустовский. «Чёрное море».

Основная цель занятия: выяснить как природные ресурсы и окружающие условия повлияли на формирование облика нашего края и характера калининградцев.  Составить  собирательный образ калининградца, обусловленный природной уникальностью и особым географическим положением.

Мастерские учебного поиска:

  • Сокровища под ногами или этот удивительный песок.
  • Богатство  «голубой» земли
  • Значок на карте края. Глина.
  • Удивительный мир камня.
  • Дизайнеры – первооткрыватели.

В чём  уникальность природных богатств Калининградской области, как они используются в разных сферах деятельности человека? С отчётами по результатам экскурсии  и презентациями о поездке в п. Янтарный и г. Балтийск  выступают учащиеся разных групп.

Учитель: Учащиеся представили нам результаты своих исследований, проведённых на основе экскурсионных материалов. Мы познакомились с двумя важнейшими значками на карте нашего края: месторождениями янтаря и песка (учитель отмечает значки на карте Калининградской области). Наша область очень богата таким важным сырьём, как глина. Песок и глина, а также гравий и булыжник являются необходимыми  материалами наших строек.

Калининградская область расположена на южном берегу балтийского моря, у западных границ нашей страны. Близость моря и Атлантического океана определяет климат области, влияет и на многое другое в её природе. Мы должны подробнее изучить богатства, хранящиеся в недрах калининградской земли, и разобраться, как они используются людьми, как и какие отрасли производства, развиваются в нашей области.

В окружающем нас мире  много неразгаданных тайн и нерешённых вопросов. Когда мы говорим  о янтаре, море и песке, то у нас всегда возникают лишь приятные ассоциации (отдых, лето, тепло). И неслучайно на столах у нас сегодня оказались раковины.

Почему раковины так привлекают нас? Завораживают формами, изящными линиями, красотой.

«Есть что–то неописуемо волнующее в   неумолчном  рокоте,
который  доносится из глубин, приложенной к уху морской раковины
он сулит тайны.  
Поль Зал. (Скульптор моря.)

Чтобы настроиться на продуктивную работу, давайте встанем в круг, возьмём в руки раковины, послушаем их неумолчный завораживающий рокот и подумаем о том, что дорого для нас. Передавая раковину, друг другу скажите, какие чувства вы испытывали.

Физкультминутка: (звучит приятная музыка)

Этап проблемно – поисковый: уч-ся работают с карточками заданиями.

Для дальнейшей нашей  работы представляем мастерские учебного поиска:

У каждой мастерской имеется практические задания для исследования, по окончанию работы предлагается отчитаться по основным направлениям своих исследований. (Работа проходит под музыку).

Приведены образцы карточек - заданий двух групп  № 1, 4 (остальные смотри в Приложении 1).

Материалы для работы мастерских

Карточки задания

Мы живем в громадном плохо разгаданном мире и топчем камни, цветы и травы, не подозревая о совершенстве их строения, не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни…
К. Паустовский, «Черное море».

I Мастерская научного поиска. «Богатство «голубой земли»

Практикум для исследователей.

Золотогранный слиток янтаря
Хранит в себе былых веков сиянье.
В. Азаров. «Янтарь»           

В Калининградской области сосредоточено 95 % мировых запасов янтаря. В полной ли мере используется потенциал янтаря в культурном и экономическом  ландшафте современной Калининградской области?           

Задание №1

Он затеплится, загорится,
Вспыхнет весело, как огонь,
Будто ветер перо жар-птицы
Уронил тебе на ладонь.
Г. Метельский

Проблема. Янтарь - ценный поделочный камень. Камень можно пилить, сверлить, обрабатывать под давлением при повышенных температурах. Одно из древних названий янтаря – «электрон» (греч.)

Учебная задача: определите и охарактеризуйте физические и химические свойства янтаря.

Направления исследования:

  1. знаменитый философ Фалес Милетский заметил: когда его дочь пряла пряжу янтарным веретеном, ей не удавалось очистить его от шерсти. Какое свойство янтаря было открыто таким образом (7-6 в. до нашей эры)?
  2. проделайте опыты, характеризующие физические  и химические свойства янтаря.

ОПЫТ 1. Возьмите кусочек янтаря, натрите его о шерсть и проверьте, притягивает ли он кусочки бумаги. Как называется это явление?

ОПЫТ 2. Подготовьте спиртовку к работе. Возьмите в щипцы кусочек янтаря и сожгите его в пламени спиртовки. Ощущаете ли вы запах? Какой? Потушите горящий янтарь в склянке с водой. Спиртовку закройте колпачком.

Ожидаемый результат: таблица№1.

исследуемое вещество

внешние признаки

физические свойства

химические свойства

янтарь

 

 

 

Задание №2

«Самым замечательным камнем древности был янтарь, который сверкающим самоцветом  проходит через века и народы вплоть до наших дней…»
А.Е.Ферсман

Проблема:

Добыча балтийского янтаря имеет свою историю. Существовали различные способы добычи этого минерала. Калининградский Янтарный комбинат обеспечивает более 2/3 мирового производства янтаря.

Учебная задача: Определить способы добычи янтаря. Где добывается янтарь в области?  Каково значение янтарной отрасли для развития экономики Калининградской области?

Направления исследования:

  1. На основе текста книги «Калининградская область. Природные ресурсы»  (автор Литвин В.М. стр. 14-15) и используя экскурсионные материалы, установить места и способы  добычи янтаря. Какое минеральное сырьё добывается попутно с янтарём?
  2. Каковы перспективы добычи янтаря и в связи с этим значимости проблемы проектирования направлений развития культурного и экономического ландшафта области?

Ожидаемый результат: таблица №2.

№п./п.

Области применения

Формы применения

(виды продукции)

 

 

 

Сделайте вывод о практической значимости янтаря для человека. Как повлияло наличие данного природного богатства на культурный и экономический облик нашего края? Предложите свои варианты использования янтаря в условиях Калининградской области.

Задание № 3

«Цветной камень – это материал, среди которого веселее и приятнее жить. Он является необходимым элементом общей культуры человека. В нём человек всегда будет видеть воплощение непревзойденных красок и нетленности самой природы.»
Ю. Кочкуров

Проблема:

Янтарь известен человеку более 6 тысяч лет. Человек, сложивший много прекрасных легенд об этом камне, с древних времен научился использовать его красоту и естественные свойства. Задумывался ли современный человек, научившийся «повелевать камнем», о его многовековой истории. Чем обогащает человека знание геологической истории янтаря и истории использования янтаря как поделочного камня?

Учебная задача: Изучить предложенные тексты и ответить на вопросы.

Направления исследования:

1. Корней Тацит (1 в. н.э.): «…Из произрастающих в янтарных лесах деревьев…лучи солнца выжимают обильный сок, и он стекает в ближайшее море и силою бурь выносится  на противолежащие берега». А где же находилось то море, волны которого оставляли на берегу золотые брызги янтаря? Что это за Латырь-море, латырь-камень, снадобье? Где находился остров Буян? Что это за Окиян-море? 

-А кое ж море всем морям отец,
И который камень всем камням отец?
-Ах! Латырь – море всем морям отец.
И Латырь – камень камням отец!
Лежит он среди моря,
Среди моря, среди синего.
Идут по морю много корабельщиков,
У того камня останавливаются,
Они берет мною с него снадобья,
Посылают по всему свету белому.
Потому Латырь – море морям отец,
Потому Латырь – камень камням отец.
(«Голубая книга»,  древний литер. Памятник Руси)

Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»

«А лежит нам путь далёк,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана.»
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь, господа,
По морю, по Окияну,
К славному царю Салтану».

2. Янтарная комната была подарком прусского короля Фридриха 1 русскому царю Петру 1 после знаменитой битвы под Полтавой, где русские войска одержали победу над «непобедимыми» войсками шведского короля Карла 12. Это был политический и дипломатический дар – плата за безопасность восточных границ королевства, дань уважения подвигам русских солдат, полководческому гению Петра и русских генералов.

Знаток и любитель драгоценных и поделочных камней Фелькерзан так описывает янтарную комнату:

 «Она представляет смесь стилей барокко и рококо и является настоящим чудом не только по большой ценности материала, искусной резьбе и изяществу форм, но главным образом благодаря прекрасному, то тёмному, то светлому, но всегда тёплому тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую прелесть. Все стены зала облицованы мозаикой из неровных по форме и величине кусков полированного янтаря почти однообразного, желтовато-коричневого цвета,… Какой массы труда потребовало создание этого единственного в своём роде произведения! Богатый, фантастический стиль барокко, применённый в декорации этой комнаты, ещё увеличивает трудность решения этой задачи. Несмотря на все технические затруднения, хрупкий непрочный материал, янтарь отлично приспособлен к формам орнамента барокко. Резными рельефными рамами из янтаря стены разделены на поля, середину которых занимают четыре мозаичных пейзажа с аллегорическими изображениями четырёх человеческих чувств».

Какие свойства янтаря описаны в данном отрывке? Какие стили использованы были при создании янтарной комнаты? Почему автор называет янтарную комнату «настоящим чудом»?

Задание №4

На основании изученных материалов, отметьте, как   наличие  запасов янтаря повлияло на формирование  историко-культурного облика города и края. Какими  свойствами и  качествами янтаря можно  охарактеризовать калининградцев.

Учебная задача: составление собирательного портрета калининградца и описание образа края, используя  вспомогательные слова.

Слова для справок

Черты характера

Изменчивость, противоречивость, живость, искренность, открытость, гибкость, пассивность, беззаботность, капризность, общительность, легкость, леность, непринуждённость, избалованность, благоразумие, гордость, жизнерадостность, культурность, любознательность, обаяние, раздражительность, упорство, авантюризм, выносливость, доброта, заносчивость, несдержанность, патриотизм, увлечённость, заботливость, предприимчивость, целеустремленность, твердость.

Образ края (города)

Серый, унылый, солнечный, старинный, древний, современный, уникальный, многоликий, многонациональный, мостовый, дождливый, сырой, привлекательный, ветреный, фабричный, мануфактурный, парковый, янтарный, изменчивый, противоречивый, кирпичный, булыжный, черепичный.

IV . Мастерская научного поиска

Группа «Удивительный мир камня»

Природа - самое удивительное, что у нас есть!

В 21 веке камень окружает человека везде.

Теперь мы не считаем уже диковинкой великолепные виды каменных мостовых, соборов…

Так что же нас теперь так привлекает в камне??!!

Материалы для исследователя

Скалы, горы, обрывы, подводные пещеры, величайшие строения в истории человечества создавались из знакомых нам минералов и камней, драгоценных и просто осадочных пород. Удивительные по своему цвету, строению и свойствам они служат нам на протяжении многих веков…

Внимание, проблема:

Вы сами видите, какое большое строительство идёт в нашей области:

строят жилые дома, магазины, кинотеатры. Прокладываются дороги, возводятся мосты, создаются красивые набережные. И всё это невозможно сделать без строительных материалов – глины, песка, гравия и камня – булыжника.

Учебная задача: изучить основные месторождения песчано-гравийных смесей, значение камня в разных сферах жизнедеятельности человека.

 Направления исследования. Камень также древен, как и наша Земля. Миллионы и миллиарды лет он был "вещью в себе" и только с появлением человека у камня началась жизнь.

Уже первобытный человек использовал камень как орудие труда.

Доисторический человек заметил, что некоторые камни при ударе  раскалывались на кусочки с острыми краями. Из него научились, изготавливались ножи, наконечники стрел копья, скребки и др.

Проанализируйте стихотворение:

Ведомо всем, что искусству врачей пособляют каменья.
Из человеческих тел изгоняют зловредные хвори,
Ведомо также и то, что каменья бывают причиной
Всяческих благ, дающихся тем, кто должно их носит.
Пусть  никого ни дивит – сомнения здесь неуместно.
Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила:
В травах сила ведь есть, а в каменьях она лишь  мощнее.
Поэма «Книга о камнях» ренский архиепископ Марбод (1038 г).

Составьте логическую цепочку  «камень  в жизни человека» как менялось его использование в разные исторические периоды.

1.Назовите,  памятные места нашего города, где камень играет важную роль.  Результаты внесите в таблицу№1

Памятные места

Историческая значимость

 

 

2.Лабораторный опыт:  Проведите опыт взаимодействия с раствором уксусной кислоты мрамора и  кусочков камня  булыжника.

Осторожно! (кислота) В пробирки опустите  по кусочку мрамора и камня, прилейте р-р уксусной  кислоты. Запишите свои наблюдения в таблицу.

Ожидаемый результат: таблица№2

Исследуемое вещество (строительный материал)

Внешние признаки

Физические свойства

Химические свойства. Действие к-ты.

Мрамор

 

 

 

Камень

 

 

 

Как вы считаете, какой материал   будет более устойчив к кислотным дождям.

Перечислите свойства камня, благодаря которым – он незаменимый строительный материал.

3. Камни, возможно, живут не сами по себе, а являются составной частью «организма» нашей Планеты и выполняют возложенные на них определённые функции.

Составьте логическую цепочку, дополнив её понятиями: ( Оцените основное направление их использования.)

Камень –   в городе   ---….Камень  --- в природе---  …Камень --- символ ----...

Справочные материалы:

  • В настоящие время камень используют при облицовке зданий, набережных, мостов, высекают всевозможные памятники. Камень необходим при прокладке дорог.
  • Мощение улиц, площадей, дорожек со временем из простого ремесла превратилось в настоящее искусство. Объединить в одном сооружении функциональность и декоративность, поэкспериментировать с разными вариантами укладки камней, придать вымощенной поверхности индивидуальность — в этом заключается необыкновенная притягательность искусства мощения.
  • Даже в пределах одного и того же способа укладки камней можно создавать самые разнообразные орнаменты: например, выделить цветом ряд камней, опоясать вымощенную поверхность бордюром, наконец, сложить настоящий узорчатый «ковер».

4. Камень в природе

Держу я камень на ладони
И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую истории
Неторопливо пролистать.
Легенда « камень лжи»

На левом берегу ручья Лах (п. Пионерский) есть удивительный природный феномен – огромный камень лжи. Название камня легенда объясняет так:

«Однажды юноша, портной из Нойкурена,  перед долгой разлукой, прощался со своей любимой девушкой. Они клялись друг другу в верности у расколотого камня. Он сказал: « Так будем же держать клятву, как и камень, части которого никогда не сойдутся». Спустя некоторое время они встретились у камня и сказали, что были верны друг другу. В этот миг ударила молния, и части камня сошлись»…Местные жители верили, что между частями этого огромного расколотого камня никогда не пройдет лжец».

Какие качества характера человека ассоциируются со свойствами камня?

Натуральный камень – это душа природы, которая может сделать любой дом неповторимым, потому что каждый камень неповторим так же, как и человек.

Составьте собирательный портрет калининградца и опишите образ края, используя  вспомогательные слова ( смотри в 1 карточке).

Заключительный этап отчетно-аналитический.  Подводим итоги нашей работы (учащиеся отчитываются по результатам своей работы по карточкам - заданиям).

Итоги работы:

Мастерская «Богатство «голубой земли»

1. На Руси янтарь называли алатырь, латырь. Латырь, снадобье – янтарь, употребляемый не только для украшений, но и как медицинское средство и благовоние. Латырь – море – Балтийское море. Окиян – море – название Балтики, прежде принадлежавшее лишь её северной части (известной ныне как Ботнический залив), рассказывает о представлениях древних мореходов, которые считали это море огромным. Остров Буян – старинный торговый центр и место богатых россыпей янтаря (остров Эзель). Латырь –  камень в смысле остров.

2. Какие физические и химические свойства янтаря вы изучили? (электризация, горение со своеобразным смолистым запахом, доказательство органического происхождения). Множество названий янтаря связано с наблюдательностью человека и пониманием красоты и многоликостью камня. Янтарь вошёл в языки разных народов как вещество, обладающее определёнными свойствами: русский – «глазок», в смысле «блестящий камень»; на Украине – «Горилый камень»; немецкий язык – «бернштейн» - «горючий камень»; на Востоке – «амбра»; др. греческий – «электрон»; персы – «каруба», «похититель смолы» и др.

3. Естественно, что запасы янтаря определили   существование янтарного промысла и соответствующей отрасли производства. Фабрикой прекрасного можно назвать Калининградский янтарный  комбинат и более мелкие производства, с которыми мы познакомились в п. Янтарный. В каждом кусочке янтаря таится своя красота и ценность. Из янтаря изготавливают прекрасные украшения и сувениры, янтарный лак, масло, янтарную кислоту, идущую на изготовления лекарств и красок. Многие страны мира покупают   у нас янтарную продукцию, благодаря этому знают о нашем западном краешке  страны. Это природное богатство определило существование калининградского музея янтаря    и позволило работать многим людям и настоящим художникам.

Янтарная комната – «настоящее чудо» по ценности материала, по непревзойдённому искусству мастеров  главным образом по теплоте солнечности янтаря. Санкт - Петербург. Фрагмент янтарной комнаты. Калининградский янтарь.

IV . Мастерская  научного поиска

Группа « Удивительный мир камня».

1. Логическая цепочка «Камень в жизни человека»

2. Памятники старины монументальные скульптуры, обелиски, мемориальные доски и памятные знаки – в них запечатлена в камне и бронзе летопись Янтарного края.

Памятные места

Историческая значимость

Монумент «Летчикам Балтики»

Советский проспект (камень, бетон)

Слава авиаторов дважды Краснознаменного Балтийского флота

Мемориальная плита в зоопарке (лабрадорит, суровая торжественность камня)

Слава советским воинам

Старинные стены фортов, ворот и др.

Память, история, архитектура

Обелиск советским воинам на пересечении ул. Чайковского и Зоологической

Битва на подступах к зоопарку

Мемориал советским воинам на ул. Комсомольской (бетон)

Слава советским воинам

3.Отчёт по лабораторной работе.

Исследуемое вещество (строительный материал)

Внешние признаки

Физические свойства

Химические свойства. Признаки хим. реакции на действие к-ты

Мрамор

Холодный, твердый

Твёрдый, серо- белого цвета, прочный.

Реагирует с кислотой, выделяется углекислый газ

Камень

Холодный, твердый

Твёрдый, разного цвета

Не реагирует с кислотой

4. Логическая цепочка « Камень»

Камень – в городе - булыжные мостовые, памятники, мосты, форты -память-вечность-искусство.

Камень  - в природе-   море - галька-булыжник - горы- сила- мощь 

Камень - символ – эпоха-история - прочность...

5. Камень в природе (легенда)

Каждый камень неповторим, так же как и человек

Черты характера, ассоциируемые со свойствами камня: преданность, верность, честность. Объединение частей камня – сотрудничество, дружба, примирение.  Раскол, ссора, война – предательство, обман, лживость.

Учитель: Подведём итоги. Каким получили мы образ нашего края, рисуя его природными красками?

Учащиеся, составляют портрет калининградца, образ края, используя слова символы  в карточках – заданиях (слова для справок). Задание выполняется на интерактивной доске.

Результат работы комментируют ученики и учитель.