Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Богатства природы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с природными богатствами нашей Родины, дать представление о богатствах природы Владимирской области.
  2. Развивать умение использовать в работе полученные знания; развивать коммуникативные способности, наблюдательность, познавательную активность через работу с компьютером; развивать умение выражать свои мысли.
  3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам нашего края, уважение к труду.

Оборудование:

  • Детская мультимедийная энциклопедия «Кирилл и Мефодий», «Детская мультимедийная энциклопедия животных» (видеозаставки).
  • Наглядный материал (изображения растений, табличек с названиями богатств природы).
  • Карта Владимирской области, разрезные картинки с изображением охраняемых животных.
  • Подборка статей и рассказов о животных и растениях нашего края.
  • Иллюстрированная выставка «Животные и растения Владимирской  области».
  • Цветочки красного и жёлтого цвета (для выяснения самооценки).
  • Клей, краски, кисть. 

Ход урока

1. Актуализация знаний и определение темы урока

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим. 

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие по просторам нашей Родины. Нам сегодня пригодится умение наблюдать и знания, которые мы получили на прошлом уроке.

Нас окружает много разных предметов и вещей. Давайте вспомним, как некоторые предметы пришли к нам.

Булочка – чем она была в начале своего пути? (зерном) Кто помог зёрнышку стать булочкой? (человек) Могло бы зёрнышко вырасти без помощи природы?

Альбом – чем был он и откуда пришёл к нам? (был деревом, пришёл из леса) кто помог ему стать альбомом? Что помогло дереву вырасти?

Гвоздь – какое полезное ископаемое помогло создать гвоздь? Кто из железной руды сделал гвоздь?

Благодаря кому и чему мы имеем все эти и многие другие предметы? (человеку и природе)

На доске появляется слово  БОГАТСТВА

О каких же богатствах пойдёт сегодня речь на уроке? (о богатствах природы)

На доске появляется слово ПРИРОДЫ – БОГАТСТВА ПРИРОДЫ

2. Совместное открытие нового

1) Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Давайте отгадаем загадки и выясним, что нужно для жизни человеку.

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце и зовут тебя все…(солнце)

Что солнце даёт человеку? (свет и тепло).

На плакат прикрепить таблички солнечный свет и тепло.

О какой силе природы сказано: «…ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе…»? (о ветре)

На плакате прикрепляется табличка ветер.

Как человек использует силу ветра? (парусный спорт, мельницы)

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без …(воды)

На плакат прикрепить таблички вода, течение реки.

Так как же человек использует воду? (готовит еду, стирает, умывается, поливает растения, по рекам передвигается водный транспорт).

Хотите узнать ещё одно значение воды, ветра и солнечного света?

Просмотр слайдов о получении электричества (детская мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2009г.)

На больших реках строят ГЭС, на которых получают электричество. Как вы думаете, можно ли на реке Клязьме построить такую станцию? Почему? Как же нам жить без электричества? Во Владимире построена ТЭЦ. Что нужно использовать на ТЭЦ, чтобы у нас был свет? (полезные ископаемые – торф, каменный уголь, природный газ) Места, где добывают полезные ископаемые, мы будем называть подземные кладовые.

На плакате – подземные кладовые.

Но ТЭС сильно загрязняют окружающую среду. И тогда человек стал искать другие источники энергии – ветер и солнце, и построил ветряные мельницы и солнечные батареи, которые меньше всего загрязняют природу.

Так для получения чего человек использует силы природы? (для получения электричества).

2) Физминутка.

Только в лес мы вошли, появились комары.
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем
Снова дальше мы идем, перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее.
Раз – два! Раз – два! Позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем, дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса,
Мы  лисичку обхитрим, на носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле, очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседы – шалунишки.
Но закончилась игра, и учиться нам пора.

3) О ком было это стихотворение? Можно ли животных и растения назвать природными богатствами?

К плакату прикрепить таблички животные и растения.

Заселите полянку животными (ребёнок прикрепляет на плакат корову, лошадь и др. животных).

Давайте узнаем, какими животными может похвастаться наш Владимирский край. Перед вами лежат карты Владимирской области. Вам надо заселить её животными, названия которых вы узнаете в загадках. Найдите изображение животного среди разрезных карточек и вклейте в квадратик с соответствующим номером (работа в парах).

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко

Есть на речке лесорубы в серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины.

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой

Меньше тигра, больше кошки, над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь: страшен с виду этот зверь.

Хотите послушать, чем интересен этот зверь?

Сообщение ребёнка

Рысь – кошка величиной с крупную собаку, живёт в лесу в глухой чаще. Она очень ловкая, легко лазает по деревьям и быстро бегает. Питается зайцами, грызунами, птицами, молодыми кабанами. Рысь играет роль «санитара леса», т.к. губит слабых, больных животных. Врагов, кроме человека, у рыси нет. Веками человек преследует рысь за её прочный, красивый, ценный мех. Их в природе осталось очень мало.

Почему рысь – санитар леса?

Ребята, кто знает, что за маленький зверёк изображён на одной из картинок?

Давайте послушаем рассказ об этом интересном зверьке.

Сообщение ребёнка

Выхухоль – удивительный зверёк. Род выхухолей появился на Земле задолго до появления человека: 20млн. лет назад. Тогда их было очень много. Сегодня встретить выхухоль почти невозможно. Живут они в поймах чистых рек, вокруг лесных озёр. Она очень прожорлива. Её меню очень разнообразно: насекомые и их личинки, черви, пиявки, мелкая рыба, лягушки. Осушая и загрязняя водоёмы, а, также вылавливая выхухолей ради ценной шубки, человек почти уничтожил их. Выхухоли занесены в Красную книгу.

Вклейте последнюю картинку. Как называется это животное?

Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент об этом животном.

Видеофрагмент  («Мультимедийная энциклопедия животных Кирилла и Мефодия»).

Мы заполнили нашу.

 Вам ничего не кажется странным? (рядом с некоторыми изображениями животных стоит «!») Почему? (эти животные занесены в Красную книгу) Что это за книга?

Показать книгу.

4) Физминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять» будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!

5) Кроме животных есть и другие природные богатства, требующие охраны, - это растения.

Сейчас ребята дадут описания растений, а вы попробуйте догадаться, какое из предложенных на доске растений подходит к описанию.

Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий перезвон (колокольчик).

Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита (ландыш).

Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру (ветреница дубравная).

Он цветёт весной, растёт на солнечных склонах холмов, в светлых лесах. По старинному поверью навевает сны. Ядовит. Встречается редко (сон-трава).

Посмотрите на сон-траву. Мне кажется, что с ней что-то случилось, лепестки не раскрашены. Давайте раскрасим его, может быть мы тогда и узнаем, что произошло.

На лепестках цветка воском написано слово ПОМОГИ, оно проявляется по мере раскрашивания лепестков акварельными красками (цветок нарисован на листе ватмана, буквы написаны воском).

О чём просит нас это растение? В чём польза растений? Что растения дают человеку? (кислород и растения – источник питания).

Что необходимо для роста растений? (солнечный свет, тепло, вода, воздух, почва)

На плакат прикрепить слова воздух, почва.

3. Первичное закрепление

Итак, все природные богатства появились на плакате. Что такое природные богатства? Что случится, если природные богатства исчезнут? Что надо делать, чтобы этого не произошло? Я вам буду показывать предмет, а вы попробуйте определить богатство природы, которое приняло участие в изготовлении этого предмета.

Шерстяные нитки, макароны, ваза, йогурт, ножницы, мел, масло, доска для резки хлеба, кофта.

4. Итоги + самооценка

Мы сегодня узнали много нового, много интересного. Оцените свою работу на уроке. На столах у вас лежат цветочки. Давайте заселим ими полянку. Если вы считаете, что поработали отлично – возьмите красный цветочек, если думаете, что могли бы лучше – жёлтый. Приклеим цветы на полянку. Потрудились вы не зря, вам спасибо от меня!