Урок "Осенная пора в жизни людей"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • обобщить и систематизировать знания об осенних изменениях в живой и неживой природе;
  • сформировать представление об осенних работах людей сегодня и в старину;
  • продолжить развивать умение работать с таблицами и схемами;
  • развивать мышление, речь;
  • воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду.

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» для 3 класса, авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин, 
  • рабочая тетрадь №1 к учебнику,
  • выставка урожая «Дары осени»,
  • колосья пшеницы, наряженные под «именинный» сноп,
  • крестословица.

План

  1. Организационный момент
  2. Систематизация и обобщение. Проверка домашнего задания.
  3. Сообщение новой темы.
  4. Осень в жизни наших предков.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент.

2. – Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим наше путешествие «Вслед за солнышком живём», т.е. соединим урок окружающего мира с уроком народоведение.

- А сейчас повторим. (В это время 6 учащихся разгадывают крестословицу.  (Приложение 1), остальные отвечают на вопросы).

- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени?

- Какие изменения происходят в жизни растений?

- Что происходит в жизни насекомых, земноводных, пресмыкающихся?

- Почему октябрь называют «месяц отлета, пролета и прилета птиц»?

- Что происходит осенью в жизни зверей?

Проверка крестословицы.

- Какое слово получилось в выделенных клетках крестословицы?

- Случайно ли получилось слово «урожай»?

Обобщение: тема сегодняшнего урока связана с уборкой урожая.

3. Тема «Осенняя пора в жизни людей»

- На уроке мы ответим на вопросы:

- Чем заняты люди осенью?

- Какую работу выполняли наши предки осенью?

а) - Итак, какое же главное занятие у людей осенью?

- Нельзя терять ни минуты. Надо убрать урожай до дождей и холодов.

- Где люди собирают урожай?

- Чтобы ответить на этот вопрос выполните в тетради на с.17 задание № 37.

Проверка.

- Что люди собирают в саду? На огороде? В лесу? На полях?

- Чтобы выполнить задание №36 нужно вспомнить зерновые культуры, садовые и то, что из них получают?

- Выберите из растений зерновые и их № выпишите слева. Остальные № - справа.

Проверка.

б) - Чем еще заняты люди осенью?

Прочитайте на с. 53 в учебнике с абзаца.

Ответы детей.

в) - Какие же факторы (условия) влияли на выращивание урожая?

- Солнце;
- погода;
- земля-кормилица;
- заботливые руки земледельца.

- Бережное отношение к земле, сохранение и приумножение ее плодородия – священная забота всех, кто на ней работает. А наша с вами  забота бережно относиться к тому, что выращено заботливыми руками и непосильным трудом.

г) - После окончания осенних работ люди устраивают веселые праздники, ярмарки, на которых чествуют тружеников, где всех нас радует обилие овощей, фруктов, ягод.

- Приведите примеры таких праздников.

(«Старый Сургут», общешкольный праздник «А у нас капустник», выставка в кабинете «Дары осени»)

4. - Об урожае волновались и наши предки. Тяжелы были летние и осенние работы.

а)- Как называли эту пору в старину?

- Почему страдой?

(Работали с раннего утра до позднего вечера, очень сильно уставали. Слово страда недаром однокоренное со словом страдание)

- Каждый час страды был на счету. В июле начинались покосы. (Рисунок с.56 учебника). Заготавливали сено для домашних животных. Выходили на луга очень рано. Поэтому, и говорили «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой»

- В августе начиналась уборка хлебов. Говорили «Рожь поспела – берись за дело». Взрослые срезали колосья ржи и пшеницы серпами и вязали их в снопы. После просушки снопы сносили под навес, где обмолачивали колосья цепами. (Рисунок с.56).

- А что в это время делали дети?

б) - Наши предки жили с природой в согласии. Они одушевляли матушку – землю, хлебные колосья. Первый сжатый сноп «именинный» наряжали, носили его с песнями по домам, а потом ставили в избе в красный угол. (Рисунок с. 58). Мы тоже сегодня в классе нарядили такой «сноп».

- Главными на уборке урожая были женщины-жницы. Жнеи молодые, серпы золотые.

Мы сейчас с вами мысленно переместимся в то далекое время и посмотрим, как наши предки отмечали конец жатвы.

Выходят хозяин с хозяйкой.

Хозяин: Добро пожаловать, гости дорогие!

Хозяйка: Добрый день, детишки – девчата и мальчишки!

Вместе: Милости просим на Осенины!

Хозяин: Давно мы вас ждем поджидаем, на праздник всех приглашаем!

Хозяйка:

Гости в сборе вроде,
Как говорят в народе.
А осень что-то не идет –
Дорогу видно не найдет.
Давайте, ребята ее позовем.

Дети хором:

Осень, осень в гости просим:
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

Входит Осень.

Осень: Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, красны девицы да добры молодцы. На дворе моем широком, привольном справим праздник урожая «Оспожинки». Испрошу я вас, выведая, чем я вас наградила, чем осенины одарили?

Хозяин:

Собрали мы жито
Густое, колосистое –
Пшеницу золотую,
Рожь зернистую.

Хозяйка:

Мы теперь с овсом кучерявым,
Ячменем усатым.
С брусникою переспелою,
С красною рябиною,
Со всякой садовиной.

Хозяин:

Есть и картошки,
Головы-лепешки,
Овощные корешки,
Завитые кочетки.
Горох и ленок,
Да грибов кузовок,
Да сладкая репа.

Хозяйка:

Спасибо за хлеб, за жито
Будем мы всю зиму сыты.

Осень:

Я пришла к вам не одна,
Я гостей к вам привела:
Со мною жницы молодые,
Серпы золотые.

Входят жницы.

Жницы :

Сжали ниву до конца,
До последнего венца,
Конец нивушке, конец!
Будем заплетать венец!

Жница 1:

Месяц круторогий, свети нам по дороге,
Чтобы мы не заблудились, веночка не сгубили!

Жница 2:

Будь село весело! Мы веночек несем
Из яхровой ярички, из озимой пшенички!

Жница 3:

Мы не сами идем, мы веночек несем.
Отворяйте ворота, встречайте веночек!

Хозяйка:

Жницы идут, мне веночек несут.

Хозяин:

А венок из золота, молодые жницы?

Жницы:

Лучше, чем из золота.
С поля из пшеницы.
Выкупайте венок!

Хозяйка: А сколько стоит золотой венок?

Жница 1:

Выкуп наш непростой,
Ведь венок-то золотой.
В помощь возьмите ум и старанье,
Чтобы выполнить наши заданья.

Хозяин:

А вы, гости, не скучайте,
Нам с хозяйкой помогайте.

Жница 2 объявляет первое задание: Кого мы, женщины-жницы считали своей помощницей и покровительницей в нашем нелегком труде?

Ответы детей: Главной своей помощницей жнеи считали Богородицу.

Учитель: 21 сентября – праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Празднуется он Церковью, как день всемирной радости. К нему наши предки приурочивали празднование нового урожая. Главными же на уборке урожая были женщины-жницы. С принятием христианства Богородица становится Хозяйкой, Покровительницей поля и помощницей человеку в его страдном нелегком труде. Этот день еще в народе зовется госпожинки, оспожинки.

Жница 3: Осень – время уборки урожая, когда людям приходилось много трудиться. Поэтому, второе наше задание – пословицы о труде, о хлебе. Я вам говорю начало пословицы, а вы должны ее продолжить.

  1. Дерево ценят по плодам,   (а человека по делам).
  2. Хочешь есть калачи – (не сиди на печи).
  3. Землю солнце красит, (а человека труд).
  4. Что посеешь, (то и пожнешь).
  5. За обедом хлеб – (всему голова).
  6. Откладывай безделье, (да не откладывай дела).
  7. Делу время, (а потехе час).

Жница 1: Последнее третье задание – отгадать загадки.

1) Ходит дом ходуном на столбе золотом
Окна позолочены, ставни заколочены. (Колос)

2) Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
К столу – булочкой душистой. (Пшеница)

3) Золотист он и усат,
В ста карманах, сто ребят. (Рожь)

4) Стоит в поле Антошка,
Голова в сережках.  (Овес)

5) Лежит мужичок в золотом кафтане;
Подпоясан, а не поясом;
Не поднимешь, так не встанет. (Сноп)

Учитель: В народе был такой обычай. К празднику урожая украшать передний, т.е. красный, угол избы последним дожинальным снопом, который наряжали в женскую одежду, украшали красными ленточками.

6) И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко, а всех милей. (Хлеб)

Жница 2: Молодцы, ребята, хозяин с хозяйкой все задания выполнили, веночек выкупили.

Жницы вручают венок хозяйке.

Жницы поют:

Ох, и слава богу,
Что жито пожали,
Что жито пожали
И в копны поклали:
На гумне стогами,
В клети закромами,
А с печи пирогами.
Ай, спасибо тому,
Кто в этом дому.
Хлебушко, расти!
Времечко, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!

Хозяйка:

Дожали, дожили,
Оспожинки встретили,
Пора каравай почать,
Гостей угощать.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание. Выполнить задания в тетради на с.18. Узнать,  какие традиции и обряды существовали у других народов во время уборки урожая.

Литература.

1. Изотова В.А. Праздник «Осенины» // Начальная школа. 2000. №9, с.106-109

2. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 1998. – с. 90

3. Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику третьего класс «Окружающий мир». Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002. – с.56-59.