Урок математики во 2-м классе по теме "Решение задач (обобщающий урок)"

Разделы: Начальная школа


Форма урока: «Сказочное путешествие»

Цели:

  • упражнять в умении производить арифметические действия при решении задач;
  • развитие логических и математических способностей учащихся;
  • воспитание чувства сострадания и уважения к окружающим.

Оборудование: интерактивная доска, игровое поле с изображением маршрута (плакат крепится на магнитной доске), фишки с флажками на магнитах, математические стихи, загадки, диск с детскими песнями,

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сели за партой правильно, спинки выровняли, мы отправляемся в путь (звучит музыка). 

2. Вступительная беседа

Учитель: Каждый человек в своей жизни путешествовал. То ли на самолете, то ли на поезде, на корабле, лодке или просто пешком. Всех людей  зовет в дорогу романтика, открытие чего-либо неизвестного. Я тоже очень люблю путешествовать. Мы отправляемся в сказочное путешествие. Но кто же нам поможет в трудную минуту? У нас есть хорошие друзья, помощники, с которыми  не страшны ни бури, ни невзгоды и любая опасность будет не такой уж страшной, когда рядом с тобой настоящие друзья. Вы согласны отправиться в увлекательное путешествие?

Ученики: Да.

Учитель: Но прежде, чем отправиться куда-либо, обязательно нужна карта. У нас с вами есть такая - вот она (на доске появляется Карта - путешествия).

Дорога трудная, но не пешком же нам идти. На пути у нас и горы, и реки, и леса дремучие. И поскольку путешествие у нас сказочное, то полетим мы на ковре – самолете. Садитесь поудобнее и в путь!

3. Разминка перед путешествием. Устный счет

Учитель: Но чтобы мы с вами не заскучали в дороге, давайте немного разомнемся. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Горох.

Во времена царя Гороха
Под смех и шутки скомороха,
Царь на нос нацепив очки
Играл с царицею в стручки.
Ты, знаешь, как они играли?
Загадки с ходу разгадали.

А вам под силу разгадать эти загадки?

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведерке
И четыре пескаря.
Посчитай-ка улов.
У кого ответ готов?(9 рыбок)

Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окошко,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4 окошка)

Скоро десять лет Сереже,
Диме нет еще шести,
Дима все никак не может
До Сережи дорасти
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа? (на 4года)

Кошка, кот и шесть котят
Ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек.
Восемь окон, сколько кошек? (8 кошек)

Семь ежей мордашки чистят,
Пять катаются по листьям,
Три глядят из-под ветвей.
Сосчитай-ка всех ежей. (15 ежей)

Двое шустрых поросят
Так замерзли, что дрожат.
Посчитайте и скажите:
Сколько валенок купить им?  (16 поросят)  

4. Основной этап. Путешествие по карте

Учитель: Молодцы ребята. Двигаемся дальше.

Но, что это, кто-то плачет. Ребята, что это за сказка? И что там случилось?

Ученики: Это Золушка. Ей дали много работы, чтобы она не попала на бал.

Учитель: Ей нужно помочь. Решаем задачу, чтобы Золушка не опоздала на бал (текст задачи выводится на интерактивную доску).

Задача. Мачеха заставила перебрать 3 маленьких чашки с пшеном и 4 чашки больших. Друзья Золушки помогли ей  и перебрали 2 чашки с пшеном. Сколько чашек с пшеном ей осталось  перебрать?

Решение:

1) 3+4=7 (ч.) – было.

2) 7-2=5(ч.) – осталось перебрать.

Ответ: 5 чашек с пшеном ей осталось перебрать.

Учитель: Золушка счастлива, она собирается на бал, а нам пора отправляться дальше.

На нашем пути болото, но что там происходит, кто-то кого-то догоняет. Ну-ка давайте посмотрим. Кто там? Что это за сказка? Что случилось?

Ученики: Это Дюймовочка.

Учитель: Ну что ж, нужно помочь этой маленькой девочке убежать от этих ужасных жаб.

По краткой записи составить и решить задачу (краткая запись задачи выводится на интерактивную доску).

Задача.
1-5 бабочек.
2-? бабочек.
Всего: 9 бабочек.

Решение:

9-5=4 (б.)

Ответ: 4 бабочки сидели на сирени.

Учитель: Дюймовочка спасена.

А на нашем пути удивительная столица, столица-Небылица. В ней живут всякие небылицы. А что такое небылица?

Ученики: Это  то чего не бывает на самом деле.

Задача. Летели два крокодила. Одному было 5 лет, а другому 3 года. Какой крокодил старше?

Задача. Толя с Колей поспорили. Что Коля съест 5 баночек гуталина. Он съел только 3 баночки. Сколько ему осталось съесть баночек гуталина.

Задача. В специальный ящик можно уложить 68 куриных яиц. Но если уминать их ногами, то поместится в сто раз больше. Сколько уминаемых ногами яиц можно уложить в 3 коробки.

Учитель: Ну, достаточно веселиться, нужно продолжать путь. Куда это мы залетели. Здесь так темно, страшно, лес непроходимый. Что это за сказка.

Ученики: «Гуси-Лебеди».

Учитель: Что в этой сказке произошло.

Ученики: Гуси-Лебеди похители Иванушку.

Учитель: Аленушка отправилась его искать, нужно ей помочь, но для этого нужно решить  задачу.

Задача. Аленушка подбежала к яблоньке и сорвала 3 яблочка и там осталось  8 яблок. Сколько всего яблок было? (текст задачи выводится на интерактивную доску).

Решение:

1) 3+8=11 (яб.)

Ответ: 11 яблок сорвала Аленушка.

Учитель: Какие мы с вами молодцы! Всем помогли. Но и наше сказочное путешествие  близится к концу. Скоро и мы откроем волшебные ворота в царство « Математики». В этом царстве мы будем жить долго и счастливо. Но чтобы они открылись нужен  пароль. Вот код (код выводится на интерактивную доску):

39(Д) 40(Б), 19(О),50(О),5(Р),24(П),51(Ж),24(О),21(Л),62(А),90(О),13(В),23(А),53(Т),14(Ь).

Примеры:

35+4=39(Д)

70-20=50(о)

43-3=40(б)

15-10=5(р)

13+6=19(о)

11+9=20(п)

17+7=24(о)

46+5=51(ж)

53+9=62(а)

16+5=21(л)

100-10=90(о)

3+10=13(в)

30-7=23(а)

50+3=53(т)

7+7=14(ь)

ДОБРО  ПОЖАЛОВАТЬ! (высвечивается на интерактивной доске)

5. Итог урока

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Ворота открылись. И мы с вами попали в удивительную страну «Математика». Вы очень хорошо сегодня работали. Много решали, отгадывали загадки. Я желаю вам больших успехов в  учебе. Учитесь, дерзайте, открывайте новое. В добрый путь!

6. Домашнее задание

С. 20 № 9,11 (на доске).