Родительское собрание в 1-м классе, посвященное трудностям адаптационного периода

Разделы: Работа с родителями


Цели:

  • познакомить родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе;
  • привлечь внимание родителей к серьёзности проблемы адаптации;
  • познакомить с возрастными и психологическими особенностями младших школьников;
  • предложить практические советы по преодолению трудностей у детей.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя

Всем известно, что переход в разряд школьников для детей – очень трудное испытание. Резко меняется весь уклад их жизни. Появляются дополнительные обязанности, расширяется их круг общения.

Ваши дети переступили порог нашей гимназии. Им предстоит привыкать к необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, привыкать к новым условиям, к сотрудничеству с новым коллективом. И здесь основная помощь должна идти от нас  - взрослых – учителя и родителей.

Я уверена, что каждый из вас готов помочь своему ребёнку. Но как это сделать, не навредив ему? Об этом мы и поговорим сегодня на нашем родительском собрании.

II. Сообщение учителя

Адаптация – это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.

Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход малыша из дошкольника в школьника  - сложный и ответственный момент, от того  как пройдёт процесс адаптации зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка.

Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать детям.

В этот период дети по- разному реагируют на всё, что происходит с ними. Они могут быть рассеянными, робкими, шумными, зажатыми. Нарушается сон, аппетит. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм.

И самым лучшим для ребёнка будет поддержка ваша и школы.

6 – 7 лет, как раз тот период, когда меняется весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, круг общений.

Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему нравится его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И.Божович).

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребёнком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. Надо сказать, что усиленная подготовка детей к школе часто приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребёнка элемент новизны, мешает ему переживать значимость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе.

Я очень тесно работаю с психологом нашей гимназии, которая знакомится с детьми и выявляет их психологическую готовность к школе задолго до начала учебного года. И сейчас мы поговорим о психологической готовности ребёнка к школе.

Личностная готовность

Родители должны способствовать формированию у детей таких качеств как: умение ребёнка войти в новый детский коллектив, действовать вместе с другими, уступать, подчиняться, если есть разумная необходимость, чувство товарищества. Такие качества помогут ребёнку безболезненно адаптироваться к новым социальным условиям.

Волевая готовность

Необходимо сформировать отношение ребёнка к трудностям и уметь находить способы их преодоления. Главное значение имеет воспитание мотивов достижения целей, умение принять трудности и стремление разрешить их.

Интеллектуальная готовность

У ребёнка должно быть наличие определённого кругозора, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, общественной жизни. Важная роль отведена наглядно – действенному и наглядно – образному мышлению. Но в этом возрасте доступна и логическая форма мышления, но не характерна.

Уважаемые родители! Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые вам задают дети, не отмахивайтесь от детских вопросов, но и не пичкайте их готовыми ответами. Дайте им возможность найти ответы самим, подсказав источник. Это научит их мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, познавать окружающий мир.

Вам, родители, также необходимо знать, каким типом нервной деятельности обладает ваш ребёнок. Порой особенности нервной организации мамы и папы путают особенностями, связанными с воспитанием. При этом, не жалея сил, решают нерешаемую задачу: «перевоспитание» темперамента. И результат часто не просто нулевой, а скорее за минусом. Дело в том, что недовольство родителей создаёт для ребёнка ситуацию стресса, а при стрессе все наши природные черты проявляются сильнее. Но такой серьёзной теме мы посвятим другое родительское собрание.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по – настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всего организма. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание своего статуса «я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач, помогают ребёнку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий и т.д. Но и не смотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как значимые и неизбежные.

Родители должны знать, насколько готов их ребёнок к школе.

Я предлагаю провести анкету для родителей  и ответить на вопросы да или нет.

Вопрос

Вариант ответа (да, нет)

1

Считаете ли вы, что ваш ребёнок общителен?

 

2

Способен ли ребёнок выполнить устное поручение?

 

3

Может ли он заниматься каким – либо делом самостоятельно?

 

4

Убирает ли ребёнок свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без вашего напоминания?

 

5

Если, выполняя задание взрослого, ребёнок не может сам справиться с чем – либо, обратится ли он за помощью?

 

6

Сформированы ли у вашего ребёнка основные навыки самообслуживания?

 

7

Умеет ли ребёнок слушать других, не перебивая?

 

8

Способен ли он соблюдать очередь в игре, в процессе другой деятельности?

 

9

Способен ли ребёнок сам познакомиться с детьми, оказавшись в новом месте?

 

10

Может ли он справиться с гневом и раздражением, когда его чем  - то обидели?

 

11

Может ли ребёнок выступить в роли организатора игры или какого – либо дела в процессе общения со сверстниками?

 

12

Пытается ли ребёнок справиться с трудностями самостоятельно, прежде чем обратиться за помощью?

 

13

Есть ли у вашего ребёнка друзья?

 

14

Готов ли ребёнок делиться своими игрушками в процессе игры с другими детьми?

 

15

Может ли ребёнок сам помириться после ссоры с другими детьми?

 

16

Адекватно ли ребёнок воспринимает замечание в свой адрес?

 

За каждый положительный ответ начисляется 1 балл

  • 10-15 баллов – достаточно высокий (хороший) уровень готовности к школе.
  • 6-9 баллов – средний уровень готовности к обучению.
  • 0-5 баллов – низкий уровень готовности к поступлению в школу.

Родители хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим. Он обязательно таким и будет, если крепко дружить со школой, полностью вникнуть в интересы ребёнка на данный момент. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу. Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат.

Осталось только дать советы, как пережить первокласснику адаптационный период.

Советы родителям первоклассников

  • Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Он должен видеть и чувствовать вашу заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к его первым достижениям.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно похвалить.
  • Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.
  • Составьте распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Помните! Ребёнок имеет право на ошибку.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.