Урок музыки с использованием игровой имитационной технологии (по В.В. Кирюшину) "Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами" (2-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 2


Музыка – душа моя!
Михаил Иванович Глинка

Цель: сформировать интерес к общению с музыкой, исполняемой на русских народных инструментах.

Задачи

  1. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
  2. Формирование у детей умения анализировать собственное психическое состояние после прослушивания музыки.
  3. Развитие художественно-ассоциативного мышления,  фантазии, эмоциональной сферы ребенка.
  4. Приобщение детей к коллективной импровизации в ансамбле.

Вид урока - проблемно-развивающий,  на основе использования технологии художественно-педагогической  идеи, создания и развития сюжета.

Оформление: аппликационная картина «Лесная полянка», высказывание М.И.Глинки, таблички с названиями русских народных музыкальных инструментов, тростевая кукла - Лесовичок.

Оборудование русские народные музыкальные инструменты, фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, проигрыватель мини дисков.

(На доске  часть высказывания М.И.Глинки скрыта от взора учащихся: «Музыка -___________ моя!»)

Ход урока

I. Музыкальное приветствие

(Вход детей в класс под сопровождение русской плясовой, бубна)

- Как настроение, ребята?

- Сегодня мы поздороваемся  музыкально вот на эту мелодию (звучит тема  "Камаринской")

- Ой, да здравствуйте, ребятушки!
- Ой, да здравствуйте, учитель наш!
- Рада видеть вас, ребятушки!
- Рады видеть Вас, учитель наш!

II. Введение в тему урока

- Ребята, какой у нас урок? (музыки)

- Тогда послушаем музыку.

(исполнение учителем на фортепиано «Камаринской»)

- Что вы почувствовали, когда слушали эту музыку? (вдохновение, радость веселье, удаль)

- Что вам захотелось сделать? (попрыгать, весело поплясать)

- Это самая настоящая русская народная музыка, широкая, как русская душа, раздольная, называется плясовая «Камаринская»

(слово на доске: плясовая)

Моя родина – Россия!
Там озера голубые!
Удивительный народ
Песни русские поет!

- Приложите руку к своему сердечку и послушайте, как оно  бьется, а я сыграю плясовую еще раз, только я буду играть не на фортепиано, а на синтезаторе, если хочется, двигайтесь.

(дети слушают)

- Какое исполнение вам понравилось больше? (на синтезаторе)

- Почему? (звучание русского народного инструмента)

- Верно. Русские народные песни и мелодии исполняются на русских народных музыкальных инструментах.

- В зависимости от характера музыки бьется сердце. Вот и музыка, она как будто живая, так же пульсирует и бьется, у нее есть душа.

- А можно ли почувствовать музыку?

- Давайте попробуем передать свои чувства движением. Сейчас вы услышите удивительную песенку, которую я написала специально для вас. Я прошу вас – не зевайте, за мной движенья повторяйте и последние слова припева! А гости могут присоединиться к нам.

(музыкально-пластическое интонирование, звучит  в записи песня М. Ткач «Главное в мире», см. Приложение 1)

III. Развитие темы урока

- Как здорово мы прогулялись по лесной тропинке! И пришли на полянку. Вот она перед вами (обратить внимание детей на картину).

-  здесь так тихо… Как вы думаете, почему не звучит наша картина?

(потому, что там нет звуков, щебетанья птиц)

- Давайте оживим нашу картину с помощью русских народных инструментов. Посмотрите, какие они красивые.

(обратить внимание на названия инструментов на доске, хором проговорить названия всех инструментов)

- У каждого есть свой неповторимый голос. Послушайте и запомните, как они звучат.

(показать приемы игры на каждом инструменте)

- Посмотрите внимательно, что или кого художник изобразил  на картине? (солнышко, ручеек, птичек, кузнечиков ежей, лягушек)

- Художник изобразил певчую птичку  -  иволгу. Какой инструмент подойдет, чтобы озвучить ее? (свирель). Послушайте, как играют на свирели, и прохлопайте в ладошки ритм.

(игра на свирели учителем «Камаринской» дети прохлопывают ритм)

- Еще художник изобразил санитаров леса-дятлов. Какой здесь инструмент подойдет? (трещотки) Посмотрите, как играют на трещотках.

(звучание трещоток)

- На нашей картине – воробышки. Их будут озвучивать звонкие колокольчики. Послушайте, как они звучат.

(звучание колокольчиков)

- На что похож музыкальный инструмент – бубен? (на солнышко). Играть на нем можно двумя способами – когда звенят металлические тарелочки, или пристукивая ладошкой по натянутой коже инструмента. Каким способом лучше играть, когда восходит солнышко? (когда звенят тарелочки)

(показ игры на бубне)

- На нашей летней картине есть светлая, чистая речка. Какой инструмент  подошел бы нам, чтобы показать, как переливается в речке вода? (гусли) На гуслях играют специальной пластинкой.

(показ игры на гуслях)

- А кто это у нас в травке прячется и гуляет по лесной полянке? (кузнечики и ежи) Здесь нам помогут деревянные ложки.

(показ игры на деревянных ложках)

- А еще на картине есть лягушки и кукушки. Здесь нам понадобится музыкальный инструмент, который у каждого из вас всегда с собой.

- Что за инструмент? Верно, это ваш голос. Эта половина класса будут лягушки, а другая – кукушки.

- Попробуем пропеть: «Ква–ква–ква!» (на одном звуке), «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!» (в терцию).

- Итак, все приготовились. Зрители у нас есть, а вы, ребята - музыканты-исполнители.

- Итак, наша картина оживает!

Ранним летним утром мы вышли в лес.

Над землей вставало доброе и ласковое солнышко (бубен).

Весело журчал ручеек (гусли), пролетела стайка воробышков (колокольчики).

Через полянку пробежали мама ежиха с маленьким ежиком (ложки).

Громко принялись за работу санитары леса – дятлы (трещотки).

Застрекотали кузнечики (ложки).

А у самой воды затянули свои песни лягушки (ква-ква-ква - голосовая импровизация),

А им подпевали кукушки (ку-ку, ку-ку - голосовая импровизация).

IV. Кульминация урока

- Лес ожил, звуки вселили в него душу.

- Ребята, а ведь голоса лесных жителей могут звучать не только по отдельности, но и вместе. Так и в музыке, когда музыкальные инструменты звучат вместе, получается оркестр. Инструменты, на которых мы сейчас играли, очень дружат между собой,  давайте попробуем создать  оркестр русских народных музыкальных инструментов.

- Самое главное для  исполнителя в оркестре - это слушать другие инструменты. Посмотрите, в каком порядке мы будем играть

  1. Ложки и трещотки
  2. бубны
  3. колокольчики и гусли
  4. свирели

(отдельно проигрывается каждая партия в сопровождении синтезатора, «Камаринская»)

- А теперь звучит оркестр русских народных инструментов «Лесная полянка!»

(полное исполнение)

- Посмотрите, ребята, кто это выглянул из леса?

- А, это лесовичок – дух леса. Здравствуй, Лесовичок!

(театрализация)

- Здравствуйте, ребята! Я – Лесовичок, дух леса. Мне  понравилась ваша музыка. И  очень хочется  послушать ее еще разочек! Сыграйте для меня!

(исполнение)

- Вы  очень  хорошие ребята, думаю, что, придя в лес, не будете там сорить, шуметь, пугать моих жителей, а будете слушать лесную музыку. Ваша музыка мне по сердцу, а значит по душе. Я хочу подарить вам маленькие сердечки.

(вручение детям сердечек)

- До свидания, ребята, я пойду по своим лесным делам! (До свидания, Лесовичок)

V. Рефлексия

- Ребята,  что же самое главное в музыке? (душа) Вы очень старались, вложили всю свою душу, когда играли в оркестре.

- Здесь на доске написано высказывание, но пропущено одно слово. Так что же такое музыка? Что мы впишем в пропущенную строку?

(Дети выводят художественно – педагогическую идею урока сами)

"Музыка – душа моя!"

- Верно, так сказал о музыке великий русский композитор - Михаил Иванович Глинка.

VI. Завершение урока

- Вы замечательные ребята. Очень хорошо потрудились и я вами  довольна.  Хочу каждому подарить  песенку, которую вы слышали в начале урока, ее я сочинила специально для вас.

(подарки – буклеты с песней  «Главное  в мире» муз. М.Ткач, сл. И. Рацлавой, см.Приложение 1)

- А сейчас всем  встаем.

- До свидания, ребятушки!

- До свидания, учитель наш.

(выход детей из класса под плясовую музыку «Камаринская»  и бубен)

(Самоанализ урока в Приложении 2).