Урок по теме "Отношения. Пропорции" (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: урок комплексного повторения и обобщения изученной темы.

Цель урока:

1) устранить пробелы в знаниях по теме;

2) закрепить навык решения уравнений с помощью пропорций;

3) повторить действия с обыкновенными и десятичными дробями.

План урока:

1) организационный момент;

2) проверка домашнего задания;

3) устная разминка с кодированным ответом;

4) повторение теоретического материала по теме «Пропорция»;

5) тренировочные упражнения;

6) физкультминутка;

7) итог урока: тест для самостоятельной работы по теме «Пропорция»;

8) задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент

Девиз урока - «Нет идеальной красоты без некоторой странности пропорций» Ф.Бэкон. Мы уже познакомились с понятиями «отношение», «пропорция». И сегодня мы повторим этот материал.

2. Проверка домашнего задания

На предыдущем занятии ребята получили практическое задание на дом «найти отношение собственного роста к расстоянию от подошвы до поясницы». Спрашиваю у класса получившиеся у них ответы. Ответы ребят близки к числу 1,6. Ещё один ученик получил задание к уроку сделать короткое сообщение-презентацию об истории развития учения об отношениях и пропорциях, а также о «золотом сечении».

3. Устная разминка

После сообщения ученика классу предлагаются следующие устные вопросы на слайде кодоскопа или на интерактивной доске (в зависимости от оснащённости классной комнаты):

Слайд 1

1. Найти отношение первого числа ко второму и найти обратное отношение.

а) масса воробья — 30г, масса колибри — 1,5г;

б) рост самого высокого человека на Земле — 2м80см, а самый маленький взрослый человек был ростом 40см;

в) масса самый тяжёлый человек на Земле — 361кг, а масса самого лёгкого взрослого человека была 9,5кг.

2. Решить уравнение:

5:3=10:2х

Дети записывают ответы в тетрадях:

1 — 20

2 — 1/20

3 — 7

4 — 1/7

5 — 38

6 — 1/38

7 — 3

Вычислив ответы, дети могут прочесть кодированное слово. Ключ к коду:

E

M

P

B

A

L

R

O

1/38

3

20

1/7

10

38

1/20

7

Получается слово PROBLEM — задача (англ.)

4. Повторение теоретического материала

Вопросы на повторение предлагаются ученикам на слайде, либо учитель задаёт их устно:

1. что такое пропорция;

2. сформулируйте основное свойство пропорции;

3. приведите свои примеры пропорций;

4. прочитайте пропорцию несколькими способами: 18:3=30:5;

5. как найти неизвестный средний (крайний) член пропорции.

5. Тренировочные упражнения

1. Решить:

1 вариант №174 (б, в) стр.16

2 вариант № 174 (б, в) стр.43

Дидактический материал по математике 6 класс А.С.Чесноков, К.И.Нешков

Ученики решают самостоятельно. Для проверки на откидных досках то же задание решают два ученика.

2. Слайд 2.

Составьте пропорцию по условию задачи:

1. За 4 минуты автомат упаковывает 20 коробок. Сколько коробок он упакует за 10 мину?

2. В порту три подъёмных крана выполняют определённую работу за 8 часов. За какое время эту работу выполнят четыре подъёмных крана?


Пропорция к задаче 1:

4 минуты — 20 коробок

10 минут — х коробок

4:10=20:х (прямая пропорциональная зависимость)

Пропорция к задаче 2:

3 крана — 8 часов

4 крана — х часов

3:4=х:8 (обратная пропорциональная зависимость)

3. Слайд 3.

Решить задачи:

1. 6 садовников польют сад за 4 часа. Сколько ещё надо пригласить садовников, чтобы они могли полить сад за 3 часа?

2. Для приготовления 4 порций супа требуются 80г овощей. Сколько граммов овощей требуется для 10 порций супа?

Два ученика решают эти задачи на доске с комментариями.

Решение задачи 1:

6 садовников — 4 часа

х садовников — 3 часа

1) 6:х=3:4 (обратная пропорциональная зависимость)

х=8

2) 8-6=2 (садовника)

Ответ: надо пригласить ещё 2 садовников.

Решение задачи2:

4 порции — 80г

10 порций — х г

4:10=80:х (прямая пропорциональная зависимость)

х=200

Ответ: требуется 200г овощей.

4. Решить задачу (если есть время) №186 стр.16

Дидактический материал по математике 6 класс А.С.Чесноков, К. И. Нешков

Задача: Один отрезок на карте имеет длину 3,2см, а на местности — 1,6км. Второй отрезок на местности имеет длину 2,8км. Какую длину он будет иметь на этой карте?

Решение:

3,2:х=1,6:2,8

х=5,6 Ответ: 5,6см.

6. Физкультминутка

Ученики закрывают глаза и слушают учителя. Если высказывание учителя верно, то ученики поднимают две руки, если ложно, то одну руку. Высказывания:

1) учение о пропорциях успешно развивалось уже в IV веке до нашей эры (верно);

2) отношение 1кг и 250г равно 5 (ложно);

3) пропорцией называют равенство двух отношений (верно);

4) отношение 1 часа и 15 минут равно 4 (верно);

5) две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз (ложно);

6) отношение, обратное отношению 1:7, равно 7 (верно).

7. Итог урока: тест (выполняется на листках)

Слайд 4

I вариант

1. Решить уравнение:   6,4:0,16=4:х

1) 10; 2) 2,5; 3) 0,1; 4) 1.

2. Решить задачу:

Для 10 порций салата требуется 200г лука. На сколько порций хватит 60г лука?

1) 3; 2) 4; 3) 2; 4) 9.

II вариант

1. Решить уравнение:   0,75:1,5=5:х

1) 10; 2) 2,5; 3) 0,1; 4) 1

2. Решить задачу:

6 рабочих могут выполнить работу за 12 дней. Сколько ещё надо нанять рабочих, чтобы выполнить эту работу за 8 дней?

1) 3; 2) 4; 3) 2; 4) 9.

Сразу же проверяем правильность решения либо с помощью заготовленного кодопозитива, либо на интерактивной доске.

8. Домашнее задание

№№786, 792, 803 (в, г). Математика 6 класс Н. Я. Виленкин и др.

Используемая литература

1. Математика 6 класс Н. Я. Виленкин и др.

2. Я иду на урок математики. 7 класс.

3. Математика. Дидактические материалы. 6 класс. А.С.Чесноков и К. И. Нешков.

4. Математика. Дидактические материалы. 6 класс. П.В.Чулков, А. Б. Уединов.