Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников на этапе первичной адаптации к кадетскому корпусу "Первый раз в кадетский корпус"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Актуальность. Начало обучения в кадетском корпусе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности ребенка – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется  делам и заботам в кадетском корпусе. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что кадетский корпус с первых же дней ставит перед воспитанниками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Адаптация (в переводе с латинского – приглаживание, приспособление) – характеристика психологического здоровья личности, т.е. гармонии с самим собой и окружающим миром. Целенаправленная, специально организованная деятельность психолога, офицеров-воспитателей, педагогов и родителей воспитанников способствует процессу адаптации.

Предлагаемая программа -  один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья воспитанников на этапе первичной адаптации к кадетскому корпусу – программу психолого-педагогического сопровождения “Первый раз в кадетский корпус”.

Цель: организация условий для успешной адаптации к кадетскому корпусу  на начальном этапе.

Задачи:

  • создание условий для социально-психологической адаптации воспитанников  к кадетскому ;
  • повышение уровня психологической готовности детей к успешному  вхождению в социокультурную ситуацию кадетского корпуса;
  • сгладить стрессовые факторы включения в систему педагогического взаимодействия и воздействия.

Поставленные задачи реализуются посредством осуществления следующих направлений работы, обеспечивающих процесс адаптации детей к новым социальным условиям.

  • психологическая диагностика;
  • психологическое просвещение;
  • психологическое консультирование;
  • коррекционно-развивающая работа;

диспетчерская функция (обеспечение взаимодействия со всеми структурами, влияющих на процесс адаптации).

Прогнозируемый результат:

Уменьшение факторов риска нарушения психологического равновесия воспитанников на начальном этапе адаптации к кадетскому корпусу.

Критерии оценки эффективности:

  • снижение уровня тревожности и психической защиты у воспитанников;
  • эмоциональное благополучие;
  • развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

Структура программы:

Программа состоит из трех блоков и предполагает работу в каждом из них по трем основным направлениям:

  • диагностическое;
  • информационно-просветительское;
  • коррекционно-развивающее.

Блок 1. “Офицер-воспитатель, педагог”

Цель: оказание комплексной научно-методической, организационной и психологической помощи, обеспечивающей сохранение психологического здоровья воспитанников на начальном этапе адаптации к кадетскому корусу.

Задачи:

  1. Повышение психологической компетентности офицеров-воспитателей.
  2. Создание доброжелательного климата, доверительных отношений, организации педагогической поддержки воспитанников в наиболее острый период первичной адаптации.
  3. Выработка стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к воспитанникам.
  4. Индивидуальное консультирование.

Блок 2. “Родитель”

Цель:

повышение уровня психолого-педагогическое компетенции родителей.

Задачи:

  1. Повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.
  2. Создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями.
  3. Принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в кадетском корпусе.
  4. Индивидуальное консультирование(по запросу) родителей воспитанников по итогам диагностики и коррекционно- развивающей работы.
  5. Диагностика детско-родительских отношений.
  6. Оформление  запроса.
  7. Оформление нормативно-правовых документов.

Блок 3. “Воспитанник”

Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников в ситуации школьного обучения.

Задачи:

  1. Помощь воспитанникам  в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
  2. Развитие у воспитанников  социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  3. Формирование устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
  4. Создание благоприятного психологического климата в группе.
  5. Способствование развития творческого потенциала и установления норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами и офицерами-воспитателями..

Направления работы:

  1. Диагностика адаптированности воспитанников.
  2. Диагностика детско-родительских отношений.
  3. Программа «Первый раз в кадетский корпус».

Программа

«Первый раз в кадетский корпус»

Цель: Профилактика нарушения психологического здоровья  воспитанников на начальном этапе адаптации к школе.

Задачи:

1. Помочь учащимся осознать новые требования, формировать внутреннюю потребность в их исполнении.

2. Оказание психологической поддержки воспитанникам.

3. Создание благоприятного психологического климата в группе.

4. Способствовать развитию творческого потенциала и установлению норм во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами и офицерами-воспитателями.

Адресат: программа рассчитана на воспитанников первого года обучения в кадетском корпусе. Занятия проводятся в течение 10 дней,  каждый день; продолжительностью 40  минут. Численность группы 6–10 ребят. Возраст 10–12 лет. Место проведения – кабинет психолога. Роль психолога – ведущий.

Содержание. Основу групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения воспитанников. Необходимым элементом всех занятий являются упражнения, направленные на создание и поддержание благоприятного внутригруппового климата. На занятиях широко используются сложные многофункциональные упражнения, позволяющие решать сразу несколько задач.

При проведении коррекционной работы в форме тренинга на занятиях используются упражнения, направленные на самосознание,  творческое самовыражение,  на преодоление барьеров в общении, на снятие напряженности.  В программе используются элементы Терапии творческого самовыражения, релаксационные методики и др.

Структура занятия:

1. Начало занятия

2. Разминка

3. Основная часть

4. Рефлексия

5. Окончание занятия

Прогнозируемый результат:

  • Снижение уровня тревожности и психической защиты;
  • Эмоциональное благополучие воспитанника в группе;
  • Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
  • Знакомство с личностными особенностями воспитанников, что способствует выработке стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода.

Тематический план занятий с воспитанникамиПриложение 1.

Тематический план работы с офицерами-воспитателями и педагогами Приложение 2.

Тематический план работы с родителямиПриложение 3.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие. М.:Издательский центр “Академия”, 1999.

2. Битянова М. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.

3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991.

4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Серия “Справочники”. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2004.

5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Серия “Справочники”. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2004.

6. Латохина Л.И. Хатха – йога для детей: Кн. Для учащихся и родителей. М.:Просвящение, 1993.

7. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

8. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.

9. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. Пер. с нем. 5-е изд., стер. – М.: Генезис, 2004.

10. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.

11. Хохлаева О.В. тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1–4-е классы). – М.: Генезис, 2005.