Патриотическое воспитание детей при знакомстве с родным краем

Разделы: Работа с дошкольниками


Патриот – (по Далю) любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм – любовь к отчизне.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен думать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной.

Какая притягательная сила заключена в том , что нас окружает с детства. Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты.  Другой -  славен своим прошлым. Один стоит на берегу большой реки, а другой затерялся в глухой тайге. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты. Труд в каждой местности тоже разный. «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников… приоткрывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство…» - писал В.А.Сухомлинский С малых лет нужно воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку, на конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых, раскрывать богатство человеческих отношений в труде. Каждый край знаменит еще и тем, что здесь жили люди, которые стали известны всей стране, и даже всему миру.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в  детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно –прикладного искусства: резьба по дереву, вышивка, плетение, лепка и т.д. использование в педагогической работе разных видов искусства оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств. Искусство помогает воспринимать то, что нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому  представлять то, что знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Дошкольники должны иметь представление и о героях Великой Отечественной войны, защищавших их родной край. Дети должны почувствовать свою причастность к местным общественным событиям. Каждый человек,  любящий свою Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес  к культуре родного края, беречь и охранять природу.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы. Педагог сам определяет объем и содержание занятий, которыми должны овладеть старшие дошкольники.

В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду и с учетом местных условий педагог планирует весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определенной системе.

Наиболее целесообразно планировать материал по темам. Широкие, объемные темы, как правило, соответствуют содержанию программы: «Родная природа», «О народах нашей страны», «О труде» и т.д.

Темы могут быть различными по объему познавательного материала, по его сложности, и следовательно по длительности изучения.

Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, труд, свободную деятельность детей, по некоторым темам – праздники. Тематическое планирование способствует эффективному усвоению дошкольниками знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, а также, что чрезвычайно важно, способствует воспитанию чувств.

Воспитатель так должен организовать пополнение знаний о родном крае, родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развивать любознательность.

В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.  Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана и с их физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает.

Желательно продемонстрировать детям основные права и обязанности человека: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии страны. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. В результате такого знакомства в детях пробуждаются гуманные и эстетические чувства.

«Потребность в красивом, говорил В.А.Сухомлинский, - утверждает моральную красоту, рождая нетерпимость и непримиримость ко всему пошлому, уродливому… Зло и подлинная красота несовместимы…»

Нельзя забывать и о людях других национальностей. Воспитание дошкольников в духе дружбы между народами, уважения к трудящимся всех национальностей – одна из задач воспитания подрастающего поколения. Интернациональное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также уважения к другим народам родной страны.

Формирование патриотических чувств  проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистичная направленность и др.

Детский сад в работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в общее семейное дело. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и всей нашей страны. Главная задача детского сада – сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы, тесной взаимосвязи, взаимодополняемости,  влияния дошкольного учреждения и семьи с учетом их специфических особенностей.

В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет педагог или прочитает.

Знакомство детей с малой родиной г. Белово

(Комплексное занятие для детей подготовительной группы)

Программное содержание:

  • дать детям знания об истории родного города.
  • закрепить знания об основных достопримечательностях родного города.
  • учить узнавать их на фотографиях.
  • расширять кругозор детей: показать, что географическое название – идет от истории города.
  • пополнить словарный запас детей: малая Родина, заима, юрта, переселенцы.
  • развивать умение связно и выразительно составлять рассказы о знакомых местах родного города.
  • развивать логическое мышление, внимание, память, умение выслушивать ответы товарищей.
  • воспитывать бережное отношение к родному городу, уважение к историческим названиям, как залог сохранения национальных традиций.
  • прививать любовь к родному городу.

Оборудование: выставка книг, фотографий города, карта Кемеровской области, макет «Заимка Федора Белова», мини музей «Моя малая Родина»,дидактическое пособие «Мой город», разрезные картинки «Город Белово» , парные картинки «Старое и новое», кроссворд по теме, ребусы.

Ход занятия

- Дети, что мы называем малой Родиной?

(Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши родители, друзья)

- Вы правы, послушайте стихотворение о Родине, которое написал поэт В. Степанов:

Ребенок:

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги, по которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем…

- Ребята, в какой стране вы живете? (Россия) Россия – это наша большая Родина, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все Россияне, все говорим на одном русском языке и горячо любим нашу Родину.

Сегодня наше занятие посвящено одному городу, а какому, это мы узнаем решив ребусы. Для этого вам необходимо заменить цифры – буквами.

1

3

2

3

4

5

6

7

3

9

3

г

о

р

о

д

Б

е

л

о

в

о

- О каком городе пойдет сегодня речь?  (г.Белово)

- Верно, о городе Белово. Если поискать наш город по карте Кемеровской области, то найдем мы наш город на юго-западе Кемеровской области.

Почти в самом центре.

- А кто помнит, сколько лет нашему городу?  (65) Если сравнить с историей других городов, то наш город еще очень молод. 4декабря 2003года нашему городу исполнилось 65 лет. По сохранившимся данным первая заимка на территории будущего города была основана на правом берегу реки Бачаты в 1726году вольным поселенцем Федором Беловым. Постепенно приезжали люди и появилась деревня, которой дали название Белово, по фамилии первого ее жителя.

Ребенок:

На Бачатском берегу пятистенок новый.
Возле речки на лугу меринок соловый.
В огороде за избой зеленеют грядки,
Уплетают хлеб с колбой во дворе ребятки.
Слава Богу, все свое на заимке новой.
Может сладится житье Федора Белова?

- Долгое время Белово было маленькой деревушкой, но в начале 20 века жизнь ее изменилась. Давайте рассмотрим наш маленький музей и фотовыставку.

- Это заима – так в старину называлось то место, земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.

Переселенцы - это люди, которые переселились с постоянного места на новое, необжитое. Так переселился в этот суровый край Федор Белов. Примерно так выглядели его строения.

Это – юрта, такое жилище строили некоторые кочевые народы Южной Сибири. Оно легкое и легко разбирается. Юрта удобна кочевникам, которые не жили долго на одном месте.

Когда русские заселились на Кузнецкой, они встретились с местными жителями – телеутами. Отношения между народами были мирными. Телеуты учились у русских строить дома, выращивать хлеб, овощи, изготовлять орудия труда. Деревня Белово постепенно разрасталась: недалеко от деревни был открыт Бачатский рудник – первое угледобывающее предприятие, началось строительство железной дороги.

Был построен мост через реку Бачат. В 1938году поселок Белово получил статус города Белово.

Послушайте стихотворение  «Моя малая Родина» Адамович Олеси.

Ребенок:

Город Белово, мой город родной.
Тебя не сравнить мне с великой Москвой.
И улицы наши, дома и дворы
Все дороги мне и очень милы.
Потянут березки,  любимые лица
И воздух чудесный, не то , что в столице.
Здесь любят трудиться, детишек учить,
Любить свою землю и ей дорожить.
Пусть край мой – песчинка на карте большой,
Но нет тебя краше, мой город родной.

Физ. минутка

А сейчас мы отдохнем, но выполним не просто упражнения, а танцевальные движения под музыку телеутов, коренного населения Сибири.

- Ребята, нам по телефону пришло смс сообщение! Прочтем?

(Я инопланетный житель, прилетел из далекой галлактики. Мне хочется познакомиться с вашим городом. Очень вас прошу о нем рассказать.)

- Как вы думаете, сможем  рассказать нашему гостю о городе Белово?

Входит гость (лунтик, робот или кто - либо еще)

Гость: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лунтик… Мне нравится ваш город, что вы можете о нем рассказать.

(дети показывают фото)

Ребенок: Главная улица в нашем городе – улица Советская.  На этой улице расположено много зданий: администрация, дворец творчества, рынок, Беловский техникум, Суд, педагогический техникум, центральная площадь.

Ребенок: Это Дворец творчества. В этом здании занимаются ребята в разных кружках: танцевальный, «Радуга» , «Пчелка» - по рисованию и лепке, учатся игре на гитаре, кружок оригами, юных техников и много других.

Ребенок: Это здание администрации города Белово. В нем находятся самые главные люди нашего города. Они следят за порядком в городе, от них зависит строительство домов, озеленение улиц, жизнь пенсионеров и еще очень многое другое.

Ребенок: Это здание  «Педагогический колледж». Здесь занимаются студенты. Они получают знания о разных профессиях: воспитатель, руководитель физкультуры, руководитель рисования, учатся работе на компьютере.

Ребенок: Это здание почта. Сюда приходят люди, чтобы отправить письма, получить почту, посылки, отправить телеграммы.

Ребенок: Это наша центральная площадь. На ней находится памятник героям Великой  Отечественной Войны. На этой площади люди отмечают самые большие праздники, люди общаются, устраивают концерты.

- А сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды и сыграть в игры.

Первая команда: и. «Сложи разрезанные картинки.» (помогает гость)

Вторая команда: и. «Найди пару»  (помогает воспитатель)

- Все жители нашего города стараются сделать его чистым, красивым, ухоженным, уютным.

Ребенок:

Есть на земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья!

-Давайте мы с вами сами создадим маленький городок.

Использовать пособие «мой Город»

- У вас очень здорово получилось! А вот что вы запомнили на сегодняшнем занятии, мы сейчас проверим с помощью кроссворда.

Вопросы:

1. На какой реке стоит город Белово?  (Бачатка)

2. Как называлось первое поселение?  (деревня)

3. Как называют коренных жителей кузнецкой земли?  (телеуты)

4. Сегодня Белово –это деревня или …  (город)

5. В нашем гроде есть Авто и Железнодорожный … (вокзал)

6. Что такое черное золото Кузбасса?   (уголь)

- Я очень рада, что вы так много знаете о нашем городе!

Очень хочется услышать от вас добрые слова о наше малой Родине. Для этого вы возьмете по одному камешку, скажете о городе и опустите его в кувшинчик.

Посмотрите, сколько хороших слов вы сказали. Это очень радует. Ведь будущее зависит от вас, от того как вы сильно любите свою малую Родину. Сколько хороших и важных дел вы сможете сделать, когда вырастете.

Нарисуйте дома, которые будут, когда ни будь , в нашем городе, в будущем.

(использовать манку, ватные палочки или жесткие кисти)

Приложение

Консультация для родителей «Воспитание у детей 5-7 лет элементов гражданственности»

1. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше назовет или заметит интересного?» : «Давай рассказывать друг другу, кто больше интересного заметит на нашей улице. Я вижу, что у строящегося дома появился еще один этаж.  А ты что видишь?» Ребенок может заметить, например, что машины убирают улицу; что в сквере идут озеленительные работы; что проехала машина «скорой помощи» - к кому-то спешит врач и т.д.

Помогите ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: труд людей, преобразование облика города и др.Такая игра имеет много вариантов. Учит наблюдательности, помогает формированию представлений об окружающем.

Дома ребенку можно предложить нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.

2. Если у ребенка есть мелкий строительный материал, можно предложить ему строить такой же дом, как тот, что строится на вашей улице. Причем строительство будет идти параллельно: в большом доме строится этаж и в игрушечном…В конце строительства можно поиграть в «новоселье» кукол или других игрушек. Прочно ли построен дом, удобно ли будет в нем жильцам, красив ли он?

3. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу городу и людям приносит ваш труд. Если возможно, покажите результаты труда. Расскажите, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она от вас требует: ответственности, внимания, умения контактировать с другими людьми и т.д.; что было бы, если бы вы работали плохо.

4. Подойдите с ребенком к доске почета вашего города.

Покажите, что здесь помещены фотографии лучших работников, можно рассказать о ком то из них.

5. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд, много людей трудилось, чтобы сделать эти вещи. Продемонстрируйте на конкретном примере: «как ты думаешь, сколько людей трудилось, чтобы сделать для тебя рубашку? Давай посчитаем…» Дайте ребенку сначала самому назвать профессии тех, кто делал рубашку, а потом дополните знания детей.

6. Бережному отношению к книгам, кроме подобных бесед, способствует развитие интереса к содержанию рассказов. Нужно, чтобы у ребенка были любимые книги. Для них должно быть отведено отдельное место, полка. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Дома вместе с ребенком сделайте для каждой книги карточку. Малыш может нарисовать на ней свою иллюстрацию, например к книгам о животных – зайчика, о труде – молоток, машину и т.д. Карточки сложите в маленькую коробочку – получилась картотека (как в настоящей библиотеке).помогите в такой же последовательности сложить книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» научит дошкольника бережному отношению к книге.

7. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за разгрузкой хлеба в магазине, обратите внимание, что хлеб привозят каждый день свежий. Чтобы люди могли в каждом доме есть его столько, сколько захотят. Но хлеб нужно беречь. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда вложено, чтобы он попал на стол. Приучите следить за тем, чтобы дома не оставался черствый, заплесневевший хлеб. Сделайте кормушку для птиц. Вместе с ребенком посушите хлеб, сделайте вкусные сухарики.

8. Если в городе есть музей,

 

необходимо его посетить. Быть в музее нужно столько, сколько это интересно малышу. Как только интерес снижается. Ребенок устает, нужно уйти из музея, пообещав вернуться в другой раз. Очень важно не утомить ребенка избытком информации, не вызвать угасание интереса.

9. Дошкольники рано начинают проявлять интерес к истории своей страны, города. Родители могут рассказать об известных людях города, о достопримечательностях, о героях войны, прогуляться по улицам города, к памятникам…Поговорить о том как жили бабушки и дедушки, может быть у них есть награды, грамоты – это вызовет гордость за своих родных.

10. Любовь к Родине – это и любовь к природе. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым.

Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой. Важно приучать беречь природу, охранять ее. Здесь

11. Воспитание

 гражданина происходит и тогда, когда мы знакомим детей с разными видами искусства, с людьми, прославившими нашу страну, город. Нужно чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны, города является Человек.