Открытое занятие по теме: "Автоматизация звука [С] на примере овощей, фруктов и ягод"

Разделы: Логопедия


Цель:  автоматизация звука [C].

Задачи:

  • Правильное произношение звука [C].
  • Закрепление темы: «Овощи, фрукты и ягоды.»
  • Закрепить знания, умения и навыки.
  • Развивать внимание и логическое мышление.
  • Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на стихотворном материале и слоговой разминке.

Оборудование:

  • музыка;
  • зеркала;
  • картинки с овощами, фруктами и ягодами;
  • муляж овощей, фруктов и ягод;
  • картинка, «Какие овощи спрятались в огороде»;
  • указка (с помощью указки, ребята учатся правильно работать у доски);
  • 2 сковородки;
  • 1 корзина;
  • одноразовые стаканчики;
  •  сок: морковный, томатный, банановый, грушевый, вишневый, апельсиновый.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Логопед:  Здравствуйте, дети! Я шла к вам в группу и встретила Степашку. Он сидел и плакал.

Степашка:  Я хотел придти к вам на занятия и заблудился. Но меня нашла Александра Николаевна и сказала, что идет, как раз в старшую группу и пригласила меня к вам.

Логопед:  Ребята , давайте покажем Степашке как мы занимаемся с вами.

2. Артикуляционная гимнастика:

  • «улыбка»
  • «трубочка»
  • «бублик»
  • «улыбочка-трубочка»
  • «лопатка»
  • «вкусное варенье»
  • «чашечка»

Логопед: А ты, Степашка смотри и повторяй за нами. Ребята, в имени Степашки есть зв-к [C]. Сейчас мы его произнесем.

3. Упражнение «Насос

В течение 1 мин. правильно произносим длинный  и короткий звук (изображаем как надуваем насосом колесо, а потом изображаем как колесо сдувается.)

С___С___С___С___  ;  с_с_с_с_с_.

4. Слоговая разминка

Повторять пару слогов, ускоряя темп.

Са__Со__Су__  ;  Сэ__Сы__Си__
Сас__Сос__Сус__  ;  Сэс__Сыс__Сис__

Степашка:  Ой! Молодцы ребята! Я буду к вам ходить и многому научусь.
Ребята, я вчера зашел в свой огород и увидел, что на грядках растут овощи, фрукты и ягоды. Но, к сожалению, я забыл, как они называются. Помогите мне!

Логопед:  Ребята, поможем Степашке!? Назовите овощи, фрукты и ягоды, которые вы знаете. Но, при этом вы должны, назвать какого, цвета, на какую геометрическую фигуру похож и, если в названии есть звук [C], то громко и правильно произнести его.

5. Игра «Что растет в огороде?»

Ребята называют овощи, фрукты и ягоды, которые растут в огороде, а уч. вывешивает картинки на доску.

Логопед: Молодцы, ребята!

Степашка: Спасибо, ребята, я теперь ни когда не забуду, как называются овощи, фрукты и ягоды.

6. Физминутка под музыку

Пальчиковая гимнастика

«На базар ходили мы ,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но, купили мы арбуз-
Это самый вкусный груз!»

(Мизинец, безымянные, средние, указательные, большие пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.)

Степашка:  Ребята, мне очень стыдно! Я не умею готовить Борщ и Компот. А я так сильно хочу сделать маме сюрприз!

Логопед:  Ребята, поможем Степашке? Мы сейчас покажем из чего, варится Компот и Борщ. Нам понадобится две команды. Команда девочек и мальчиков. Девочки будут показывать Степашке из  чего, варится Борщ, а мальчики будут показывать из чего, варится Компот. В конце вы поставите свои кастрюльки на плиту, варится.
Ребята, давайте сначала вспомним из овощей или фруктов, а может из ягод варится Борщ?  А из чего варится Компот?

7. Игра «Я готовлю сам!»

Степашка вместе с учителем ходит и проверяет, правильно ли ребята приготовили. И вместе с ребятами ищут звук [C] в названиях.

Логопед:  Молодцы, ребята!

Степашка:  Я придумал еще одну игру. Я буду называть овощи, фрукты и ягоды, а вы будите называть их ласкательно. Но, чтобы был звук [C].  (Например: абрикос – абрикосик.)

8. Игра: «Назови ласкательно!»

Степашка:  Молодцы, ребята! Мне так с вами интересно! Я хочу вас поблагодарить и сделать вам подарок.

(Уходит и выносит поднос с соком.  Угощает ребят.)

Логопед:  Ребята, скажите пожалуйста, какого цвета у вас был сок, и кому какой сок попался? А в слове «сок» есть звук [C]?

(Ребята говорят цвет сока и на что по вкусу похож.)

Степашка:  Ребята, вы меня многому научили, напомнили названия овощей, фруктов и ягод. Помогли сделать маме сюрприз. Спасибо вам! Но, мне уже пора. До свидания!

Логопед:  До свидания Степашка. Приходи к нам еще.

Ребята:  До свидания!