Урок по литературе "Светлые души" чудиков по рассказам В.М. Шукшина "Волки", "Чудик"

Разделы: Литература


Тема урока: «Светлые души» Чудиков по рассказам В.М.Шукшина «Волки», «Чудик»

Эпиграф к уроку:

Человек умнее и добрее, чем больше он замечает добра в людях.

Б. Паскаль

Формы организации учебной деятельности на уроке:

  • фронтальная работа
  • словарная работа
  • составление сопоставительной характеристики героев

Методы обучения:

  • По источникам знаний:
    • словесные;
    • практические;
    • наглядные.
  • По степени взаимодействия:
    • беседа;
    • самостоятельная работа.
  • По характеру познавательной деятельности участия учителя и учащихся в учебном процессе:
    • частично-поисковый;
    • репродуктивный.
  • По принципу расчленения и соединения знаний:
    • сравнительный;
    • аналитический;
    • обобщающий.

Цели урока:

  • Создать условия для:
    • формирования личностной, коммуникативной компетенции учащихся;
    • приобщения учащихся к творчеству В.М.Шукшина;
    • знакомства учащихся с рассказами «Волки», «Чудик»;
    • совершенствования речевой, литературной культуры школьников.
  • Развивать:
    • навыки анализа художественного текста;
    • умения выделять главное, строить аналогии, обобщать, доказывать.
  • Воспитывать:
    • интерес к творчеству писателя-земляка;
    • нравственность учащихся (совестливость, любовь к ближнему, чувства ответственности);
    • чувства гордости за свой край, родину В.М.Шукшина.

Задачи урока:

  • создать естественные условия для проявления коммуникативных возможностей;
  • помочь учащимся организовать планомерную работу с текстом;
  • развивать такие качества речи, как уместность, логичность, правильность, последовательность, точность.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг Шукшина и о Шукшине, буклет посвященный жизни и творчеству писателя.

Этапы урока:

  1. Мотивация.
  2. Целеполагание.
  3. Литературная композиция о жизни В.М.Шукшина. Рассказ об Алтае, о родине В.М.Шукшина с. Сростки, чтение стихов о селе Сростки, используются стихотворения написанные ученицами 7-х классов: Лопатиной Валентины, Карпегиной Евгении о горе Пикет, о Шукшине.
  4. Словарная работа.
  5. Беседа по рассказам.
  6. Сопоставление поведения героев, их чувств, состояний
  7. Беседа с учащимися.
  8. Заключительное слово учителя.
  9. Домашнее задание.
  10.  Рефлексия.
  11.  Выставление оценок.

Подготовка  к уроку учащихся: учащиеся должны прочитать рассказы В.М.Шукшина «Волки», «Чудик» и подготовить близкий к тексту пересказ.

Индивидуальное задание:

  • сделать буклет, посвященный жизни и творчеству писателя;
  • подготовить рассказ о В.М.Шукшине.

Подготовка учителя к уроку:

  • дать индивидуальные задания и провести их предварительную проверку (выразительное чтение стихотворений учащимися);
  • подготовить к уроку презентацию и выставку книг Шукшина и о Шукшине.

Приложение (презентация, буклет).

ХОД УРОКА

1. Мотивация. Слово учителя

– Ребята, знаете ли вы что-нибудь о жизни и творчестве нашего земляка В.М.Шукшине?
– Кто может вспомнить, какие рассказы Шукшина были прочитаны вами? Смотрели фильмы снятые по его произведениям, или фильмы с участием его самого?
– Были ли вы на горе Пикет? На Шукшинских чтениях в с.Сростках?

2. Целеполагание (1 слайд: портрет Шукшина, тема урока, эпиграф к уроку)

– Эпиграфом к уроку я взяла слова Б.Паскаля: «Человек умнее и добрее, чем больше он замечает добра в людях». Эти слова можно без колебаний отнести к Шукшину. Он умел замечать добро даже в самом заблудшем человеке. Шукшин любил сравнивать жизнь с песней. О человеке он говорил: «Прожил, как песню пропел». И уточнял: «Пропел ее превосходно» или наоборот: «Скверно пропел». О самом Шукшине можно сказать: он не допел свою песню до конца, оборвалась она, когда захватила миллионы слушателей… Это была необычная песня, с внутренне нараставшим драматизмом.

3. Литературная композиция о жизни В.М.Шукшина

– Алтай – это широкие степи, могучие горы, голубые озера и реки. На этой благодатной земле не могут не рождаться композиторы, художники, писатели, поэты. Природа нашего края способствует рождению прекрасных произведений искусства. Мы с вами живем там, где жил Василий Макарович Шукшин, именно Алтай он считал своей Родиной.
(2 слайд со словами писателя: «Алтай – это моя родина, где я родился и вырос. Люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Благодарю тебя, моя Родина… Будь счастлива»)
(3 слайд. Василий Шукшин). Мы гордимся тем, что именно у нас родился и вырос этот большой национальный писатель, лауреат Ленинской и Государственной премий, заслуженный деятель искусств РСФСР.
(4 слайд. Шукшинские чтения в Сростках). Каждый год тысячи и тысячи людей в день рождения писателя приезжают на родину Шукшина, чтобы отдать дань таланту этого человека.

Стихотворение о Шукшине читает ученик. Стихотворение написано ученицей 7 класс – Лопатиной Валентиной. (5 слайд. Окраины села Сростки).

Памяти Шукшина

Сростки. Предгорье. Июльский простор…
С Пикета Россия видна.
Стекается люд необъятной страны
Коснуться земли Шукшина.

Земли, по которой тоскою томим,
Шёл по жизни, не пряча глаза,
Великий писатель, актёр, гражданин,
Словом метким творя чудеса.

По взглядам читаю: «Помним и чтим».
Здесь воздух врачует сердца.
От доброго слова теплом навсегда
Наполнится наша душа.

Тоскуют берёзки на склонах холма,
И бьются сердца всё сильней!
Понятно, что не было у Шукшина,
Места в России милей!

Он жил, воспевая своих земляков,
Ценя жизни каждый глоток.
Сражался за Родину и до сих пор
Вернуться из боя не смог.

Звёздочкой малой ночной небосклон
Подмигнёт в прохладной тиши…
Сиротливо качнутся кусты за окном
И калина у быстрой реки…

Сростки. Предгорье. Июльский простор.
В памяти вечно храним,
С вершины поклонной горы, сквозь года,
Бронзовый смотрит  Шукшин!

(Лопатина Валентина, ученица 7Б класса)

(6 слайд. Родители Шукшина). Василий Макарович родился 25июля 1929 года в семье крестьянина на берегу Катуни в большом сибирском селе Сростки, что в 35 километрах от города Бийска. Здесь прошло его детство.

Стихотворение о Сростках читает ученик.

Сростки

Здесь край равнины с небом синим
Грядою горною срослись,
Цепь островов, река, долина,
Лаская взор, переплелись.
Катунью быстрой, Чуйским трактом
Известны здешние места.
Горой Пикетом, сельским тактом,
Людской души в нем нагота.
Здесь, на природном перекрестке.
На стыке судеб и дорог
Стоит село с названьем Сростки,
Алтая горного порог…

Учился в школе, хулиганил, любил с горы Пикет (вы, наверное, слышали про эту гору) любоваться красотой Катуни с видом на Поповский сад.

Ученик читает стихотворение. (7 слайд. Гора Пикет).

Гора Пикет

Гора Пикет – поклонная гора.
По воле сердца и по зову слова
Сюда народ идет без останову,
Хоть и стоит июльская жара.

Россия чтит заветные места.
И сыновей своих не проглядела, –
Пока еще душа не оскудела
И не засохла песня на устах.

И боль жива!.. О том и разговор:
Еще дружнее надо нам держаться,
Ведь он ушел за родину сражаться
И не вернулся в Сростки до сих пор...

Его слова – завет на каждый день.
Его шаги доносятся до слуха…
Гора Пикет – еще одна ступень
К вершине человеческого духа.

Слово ученика о жизни В. М. Шукшина

В 14 лет Василий Макарович уезжает в Бийск и поступает в автомобильный техникум. Потом служба в Военно-Морском флоте. (8 слайд. Шукшин – моряк). После армии работа в вечерней школе учителем, а затем директором.
Но случилось так, что деревенский парень все бросил и уехал в Москву поступать в литературный институт, куда его не приняли. Тогда он поступает на режиссерский факультет ВГИКа (института культуры).
Шукшин – это писатель, актер, режиссер. (9 слайд. Семья Шукшина). Первую роль он сыграл в фильме «Два Федора». Первое его произведение – сборник рассказов «Сельские жители». По собственному сценарию Василием Макаровичем  поставлены фильмы «Калина красная», «Печки-лавочки», «Живет такой парень». 
Шукшин пишет день и ночь. И снимается в кино. Торопится,  словно чувствует, что отпущено мало… Сердце остановилось внезапно, на съемках фильма «Они сражались за Родину».
Василий Макарович умер в 45 лет, сделав часть того, что хотел и мог.
Осиротели Сростки. Но осталась память. Она собирает сюда тысячи людей 25 июля, в день рождения В. М. Шукшина. (10  слайд. Памятник Василию Макаровичу в селе Сростки).

Слово учителя.

Порой мы завидуем людям, что живут на земле великого Пушкина. Но многие завидуют нам, землякам В. М. Шукшина. 
Мы очень мало знаем о Шукшине, немногие были в Сростках в доме-музее писателя.
Пусть этот урок будет первым шагом на пути к творчеству славного нашего земляка, чье имя тесно связано с историей культуры нашего края.
Главные герои большинства рассказов – деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Шукшин почти не дает их портретов, не рассказывает подробно об их прошлом, с ними чаще всего ничего особенного не происходит. Писатель стремится заставить нас полюбить их, очаровать их простотой, но в то же время он хорошо знает, что в жизни не одни лишь «светлые души», понимая, что борьба добра со злом остается напряженной.
– Рассмотрим два рассказа Шукшина «Волки», «Чудик», в которых тоже происходит борьба добра со злом, незаметная, обыденная, но борьба.

4. Словарная работа (11 слайд)

– Дома вы уже прочитали рассказы «Волки», «Чудик». В тексте вам встретились слова, лексическое значение которых я попрошу вас объяснить.
Логовину – широкий и длинный овраг.
Оглобину – в упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укрепленных на передней оси 
повозки и соединяющихся с другой.

5. Беседа с учащимися по рассказам

– Кто является главными героями рассказа «Волки»? Как они относятся друг к другу?
(Учащиеся называют этих героев, ими являются Иван Дегтярев и его тесть Наум Кречетов. Иван не любил тестя, а Наум терпел Ивана, жалеючи дочь).
– С первых же строк рассказа мы слышим спор этих героев. О чем они спорят?
(Иван мечтает жить в городе, где созданы для человека все условия жизни: и водопровод, и отопление, и выходные есть – отдохнуть. Наум считает, что эти условия человека расслабляют, отучают от работы).
– Кто же прав в этом споре?
(Ребята высказывают свое мнение, анализируя современную жизнь, и приходят к выводу, что работать можно и в городе, а условия создаются для блага человека и нет ничего плохого, что Иван стремится жить лучше).
– Куда Наум зовет Ивана и что при этом сообщает? (Зовет его в лес за дровами и как бы вскользь сообщает, что выпросил две подводы у бригадира «не за здорово живешь», то есть за какую-то плату).
– О какой черте Наума говорит этот факт?
(Ребята предполагают, что тесть Ивана действует не совсем честно, не по закону).
– Что произошло по дороге в лес?
(Учащиеся пересказывают эпизод о том, как на лошадь Ивана нападают волки и раздирают ее).
Далее мы анализируем этот эпизод, отвечая на вопросы:
– Как ведет себя Наум в этой ситуации?
(Наум струсил. Пытаясь спасти свою жизнь, он уезжает, бросая Ивана в опасности, хотя в санях у него лежит два топора. Даже бросить топор Ивану он сам не догадался).
– Как ведет себя Иван?
(Он пытается хоть что-то предпринять, отбиться, спастись самому и спасти лошадь).
– А можно было отбиться?
(Ребята пытаются доказать, что отбиться было можно: во-первых, когда Иван замахнулся на волков топором, они испугались его, отбежали, во-вторых, сам Наум понимает это, так как «на совести было нелегко».)
– Почему Иван хотел «поучить» тестя?
(Прежде всего за предательство. И конечно, ему было горько терять лошадь – «сердце сжалось от жалости».)
– Каким человеком оказался Иван?
(Иван стремится к хорошему, к нормальной человеческой жизни; он человек умный, развитый, любит играть в шахматы; это добрая, нежная душа; любит животных; он не бросил бы человека в беде, как это сделал Наум, поэтому он говорит тестю: «Поучу, как надо человеком быть».)
– Что же является главным для Наума?
(Деньги, нажива. Даже когда он уезжает от волков, кричит: «Грабют!» Он привык к спокойной размеренной жизни, даже без водопровода и без отопления.)

Вывод:

– Вспомним эпиграф к уроку. Какое добро, какую правду пытается отстоять Иван Дегтярев?
(Герой считает, что в любой ситуации надо оставаться человеком, не предавать, не трусить, не дрожать за свою жизнь, как это делает Наум).
– Почему рассказ, в котором главными героями являются люди, Шукшин назвал «Волки»? Кого имел в виду автор?
(Название имеет два значения: во-первых, это рассказ о нападении волков, а во-вторых, это рассказ о волчьей натуре Наума Кречетова, который к жизни относится как хищник, нет в нем человечности, да и в минуту опасности он поступает как волк – они отбежали назад от Ивана, и он тоже бежит).

– Следующий рассказ – «Чудик». В заголовок вынесено прозвище главного героя.
– Почему его так называли?
(С ним постоянно что-нибудь происходит, он «влипает в историю».)
– Что произошло с ним в магазине перед поездкой к брату на Урал?
(Учащиеся пересказывают эпизод).
– Почему он вернулся за деньгами?
(Ему стыдно – вдруг не так поймут, подумают, что решил прикарманить. Ребята выясняют, что происходит это в городе, где никто его не знает, таким образом, в характере они обнаруживают стыдливость, совестливость – это одна из его основных черт).
– Другая его черта раскрывается в эпизоде покупки подарков. Какая это черта?
(Ребята находят ключевое слово во фразе: «…решил племянникам накупить подарков» – и отмечают, что эта черта – щедрость).
– Что видит Чудик из самолета и о чем думает?  Как это его характеризует
(Учащиеся находят в тексте слова Чудика: «…упасть в облака как в вату… вот человек! Придумал же! Почему я не удивляюсь?» Это искренность чувств героя, он говорит, что думает.)
– Какая черта Чудика раскрывает в отношениях с соседом в самолете?
(Сочувствие, желание помочь).
– Как Чудик разрисовал коляску, чтобы угодить своей снохе? О чем это говорит?
(Это человек с возвышенной, романтичной душой, любящий природу, все красивое, любящий мир, согласие. Своему брату о снохе он говорит: «… не ругайся с ней, а то она хуже невзлюбит. А я как-нибудь поласковей буду».)
– Почему сноха невзлюбила Чудика?
(Он простой трудяга, не руководитель из управления, странный, непонятный).
– Понимает ли она душу Чудика?
(Не понимает, его русская простая душа для нее ничто, она «злая» – по словам Чудика).
– За что он ратует, что отстаивает в жизни?
(Чудик ратует на добро, за правду, взаимопомощь, за все прекрасное, в душе его живет музыка, он постоянно напевает, то есть он человек, отстаивающий народную правду).

Вывод:

– Подводя итог урока, обращаясь к эпиграфу, прошу отметить основные черты героев Шукшина – Чудика и Ивана Дегтярева.
(Учащиеся обобщают свое сказанное на уроке: «И Иван Дегтярев, и Чудик – это борцы за добро, за правду, за красоту на земле, за согласие, человечность»).
– Напоследок послушайте стихотворение написанное Карпегиной Евгенией:

В.М.Шукшин

Как больно сознавать, что человека нет,
Он не увидит больше белый свет.
И остается только вспоминать,
Как хорошо Шукшин мог роль сыграть.

Представил сцену Разина Степана,
В которую он вжился очень рано.
Он так реально мог её сыграть,
Что это фильм уж можно не понять.

Любил Шукшин подняться на Пикет,
Нарвать цветов большой, большой букет
Чтоб подарить их матери своей
Обнять её с любовью у дверей.

Ведь был Василий с чистою душой,
Он рвался, как и все к себе домой.
Шукшин ведь знал, что в Сростках его ждут
И праздник по приезду заведут.

И вот уже теперь который год,
К Пикету весь честной народ идёт.
И знает лишь теперь его душа,
Проходят чтенья Васи Шукшина.

(Карпегина Евгения, ученица 7А класса)

6. Домашнее задание

– Подготовить рассказ о людях, живущих рядом с нами, которые так же незаметно ведут борьбу за добро, за мир, не хотят мириться с несправедливостью.

7. Рефлексия

Ребята, проанализировав прочитанные рассказы, скажите, что вам больше всего запомнилось в них?
– Какое у вас сложилось мнение о героях?
– Чтобы вы хотели изменить в главных героях?
– Ребята, попробуйте подумать, существуют ли в вашем кругу такие люди, которые походи на главных героев?
– Что бы вы хотели им посоветовать?
– Какова главная мысль этих рассказов?
– Чему пытался нас научить В.М.Шукшин данными рассказами?
– Как вы себя чувствовали на уроке?
– Было ли мне комфортно?
– С каким настроением вы работали?
– Довольны ли вы собой?
– В чем вы затруднялись?
– На этом наш урок окончен спасибо за внимание.

8. Выставление оценок