Конспект занятия на тему: "Мой Магадан"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Цель:

  • формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
  • воспитывать чувства гордости за свою малую Родину и ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
  • развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура);
  • способствовать творческому отображению впечатлений в рисунках.

Материал: фотографии с изображением города, иллюстрации, картины, карта, глобус, аудиозапись «Песни о Магадане», стихи, видеофильм.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов, просмотр видеофильма о Магадане, экскурсии. 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог приветствует детей и предлагает послушать стихотворение.  

Здесь вьюги и дожди,
Здесь розам не дают морозы расцвести,
Здесь солнечный денек лишь изредка встает,
Здесь стелется туман над тишиной болот.

Педагог: О каком крае я прочитала стихотворение? (О Северном, о колымском)

Педагог: Почему он так называется? (Самая большая река в нашем крае называется Колыма)

– Послушайте стихотворение поэта Нефедова о Колыме.

Читает ребенок.

Колыма ты, Колыма,
Чудная планета,
12 месяцев зима,
А остальное лето!

Стук в дверь, входит почтальон Печкин. Он принес карту Магаданской области. Педагог обращает внимание детей на карту:

– Как называется столица Колымского края? (Город Магадан)
– Где находится город Магадан? (На Крайнем северо-востоке страны)
– Что обозначает слово Магадан по-эвенски? (Морской нанос)
– Ребята, мы с вами уже много знаем о нашем родном городе, о его достопримечательностях. Есть места, где жаркое солнце и ясное небо.
У нас край вечной мерзлоты. Даже в самое теплое лето земля оттаивает на небольшую глубину, чтобы дать жизнь травам и растениям.

В чистом небе солнца круг,
И лишь сопки еще в белом,
Все, что может жить вокруг
Пробудилось и запело.

Педагог: Расскажите, какая погода чаще всего бывает в Магадане? (Суровая, длинная, холодная зима, короткое прохладное лето. Дуют ветры, метут пурги, воют метели и бураны, постоянно лежат туманы)

Климат в крае том нелегкий:
Больно лютая зима.
Он неласков, край далекий –
Золотая Колыма!

Педагог: И хотя наш край суровый, живут здесь мужественные и сильные люди, которые очень любят свою Родину и стремятся сделать наш город очень красивым. Многие поэты написали стихи о Магадане.

Здесь погоды лучшей и не жди,
Магадан в таком уж месте,
Каждый день то ветры, то дожди,
То дожди и ветры вместе.

Вот приехали мы с вами
В дальний город Магадан.
С суши он прикрыт горами,
С моря он открыт ветрам!

Педагог: На берегу какого моря находится Магадан? (Город Магадан находится на берегу Охотского моря.)

Педагог: Дети, не только поэты сочиняли стихи о нашем родном городе, много песен написали композиторы о нашем любимом городе. Послушайте песню о Магадане. Она так и называется «Магадан».

Педагог: Чем окружен наш город? (Сопками)

Педагог: Ребята, закройте глаза и представьте себе, что вы птицы и летите над Магаданом. Что вы видите? (Высотные дома, городской парк, Аллею Памяти, Часовню, прямые как стрелы улицы, бухту Нагаева, бухту Гертнера, море, чаек.)

Физкультурная минутка:

Мы пришли в чудесный лес – ходьба по комнате
Сколько здесь вокруг чудес – разводят руками
Справа березка белая стоит – руки отводят в указанную сторону и смотрят
Слева стланик на нас глядит – отводят руку и прослеживают взглядом
Листочки в небе кружатся
На землю красиво ложатся
– кружась, присесть
Вот и зайка проскакал – прыжки на месте
От лисы он убежал – прыжки вокруг себя
Пролетают соловьи
Как красивы они!
– имитируют птиц
А в лесу красота и покой – разводят руки в стороны
А нам пора уже домой – проходят на свои места

Рассматривание картины с телевышкой и улицей Ленина.

Педагог: Ребята, вы знаете, что все улицы в городе Магадане заканчиваются в сопках, или на берегу Охотского моря? Как называется главная улица нашего города? (Улица Ленина)
– Улица Ленина самая длинная улица в мире. Улица Ленина не обрывается в сопках, как другие, а извивается дорожной лентой все дальше и дальше, переходя в  Колымскую трассу. День и ночь движутся по ней машины с грузами в дальние поселки. Послушайте песню о Колымской трассе:

Ты много видела героев, следы их замела пурга,
Тебя ведь надо было строить и проложить через снега.
Трасса, Колымская трасса – Магадана душа!

Педагог: Магадан – город-порт. Почему мы так говорим? (Потому что наш город начинается с моря. Когда- то много лет назад первые пароходы привезли сюда людей, строительные материалы, уголь, продукты питания.)

Педагог: Скажите, ребята, вы любите свой город? Если «да», то почему?

– Он небольшой, нешумный, уютный
– Потому что здесь я родился
– Потому что здесь живут мои мама и папа
– Это моя маленькая Родина.
– Здесь белые ночи.
– Потому что мой город молодой, трудовой, гордый, веселый.

Педагог: Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы город стал еще красивее, еще лучше?

– Посадить много деревьев.
– Не мусорить в городе.
– Охранять птиц и помогать им зимой.

Педагог: Интересно вы рассказывали о любимом городе, читали стихи, слушали песни. А сейчас давайте пройдем в нашу картинную галерею. Посмотрите, ребята, какие замечательные картины пишут художники о нашем Северном крае. (Рассматривание картин магаданских художников: Ваганова, Леонова, Вызова.)

Ах, Север суровый, ах, мудрый кудесник седой,
Гляжу на тебя я, как сказкой тобой околдован.

Педагог: Сейчас вы будете художниками. И каждый из вас нарисует самое любимое место в нашем городе.

Звучит музыка, дети рисуют. По окончании занятия рассматриваем рисунки детей.

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

После занятия предложить детям сделать выставку своих картин для родителей.