Метод проектирования

Разделы: Литература


Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо, и где и как я могу эти знания применить.

Новый взгляд на цели и ценности общего среднего образования, развитие многообразия образовательных систем привели к становлению во многом новых организационных форм, методов и средств обучения.
Последние десятилетия характерны появлением и активным развитием такого социокультурного феномена, как проектность, которая становится неотъемлемым компонентом деятельности человека практически в любой сфере, в том числе и в образовании. Идеология метода образовательных проектов зародилась и получила развитие в первой половине 19 века в сельскохозяйственных школах США, а затем была использована и в общеобразовательной школе.
В нашей стране метод проектов начал впервые внедрять в образование выдающийся русский педагог П.Ф.Каптерев. Осуществление выдвинутой в 20-х годах прошлого века идеи «связать обучение с жизнью» требовало методов обучения, реализующих принцип «обучение через дело». Одним из таких методов стал метод проектов.
Метод проектов – целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательной активности учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления; умение увидеть, сформулировать, решить проблему.
(Использованы фрагменты статьи «Метод учебных проектов в старших классах» Л.О. Филатовой, доцента МГУ, журнал «Специалисту на заметку», №3, 2005 г.) [1]
Говоря о методе проектов, я имею в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом.
В течение первого полугодия мы с восьмиклассниками работали над созданием проектов по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. Результатами такой работы стали газеты, созданные учащимися.
А сейчас я покажу на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», как создаются проекты.

1 этап. Подготовительный

Цели:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач;
  • обсуждение методов детальной проработки произведения,
  • создание проблемно-мотивационной среды урока.

Проблема нами определена. Средства создания образов литературных персонажей в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Класс поделен на 5 групп, каждая из которых получает задание.

1 группа. Работает над созданием газеты. В ней нужно отразить интересные факты из жизни и творчества писателя; произведение автора, которое принесло ему успех; первую постановку пьесы «Ревизор» на сцене; творческую историю «Ревизора»; первых исполнителей роли Городничего и Хлестакова; постановку пьесы на сцене современного театра; высказывания писателей о творчестве Гоголя; театральную лексику (кулисы, галерка, портер и т. д.)

2 группа. Рисует обложку к комедии Гоголя и защищает ее. На обложке должно быть изображено то самое главное, что увидели в комедии (герои, одежда) Нарисовать иллюстрации и показать их отличие от рисунков художника П. Боклевского.

3 группа. Составить кроссворд по комедии Гоголя. (Н-р: легкий четырехугольный экипаж, отчество жены Городничего, слуга Хлестакова, черта характера Хлестакова, чувство Городничего при виде ревизора…)

4-5 группы. Театральная постановка сцен из комедии «Ревизор» (Распределяют роли, готовят костюмы)

Проводим исследование. Разбираемся, как создавал своих персонажей Гоголь.

Это – 2 этап. Проектировочный

Цель: планирование.

Строим план деятельности, продумываем ход деятельности, распределяем задачи с учетом выбранной позиции. Составляем развернутые характеристики героев по утвержденному плану.

План составления характеристики героя.

  1. Речь героя.
  2. Общение с другими героями.
  3. Портрет героя.
  4. Поступки героя.
  5. Говорящие названия.

3 этап. Практический

Цель: получение продукта результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий.

Продолжаем исследование (работаем над ремарками Гоголя, над его высказываниями по поводу первой постановки спектакля; собираем и обрабатываем эти данные; работаем над фрагментами пьесы (читаем по ролям).

4 этап. Аналитический

Цель: рефлексия, сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.

Одно из выступлений учащихся. Защита части проекта (сообщение учащихся о первой постановке пьесы на сцене; о первых исполнителях роли Городничего и Хлестакова; о современной постановке пьесы).

5 этап. Контрольно-коррекционный

Цель: коррекция. Анализируем успехи и ошибки.

6 этап. Заключительный

Цель: защита проекта, театральная постановка.
Провожу урок-концерт.
Смотрим наиболее удавшийся отрывок из комедии «Ревизор» в исполнении учащихся 8-го класса.
Сцена из «Ревизора».

Рефлексия. Игра с классом

1 группа. Просмотрите 1 и 2 явление 1-го действия и нарисуйте образ уездного города.

2 группа. Немая сцена вызвала в литературе о Гоголе самые разнообразные суждения. А как трактовал немую сцену сам Гоголь? (Показать)

Хочу закончить свое выступление метафорой.
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у каждого, что он делает. Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи» Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».
Давайте же и мы воспринимать свой труд, как строительство прекрасного храма – храма знаний учащихся.

Приложение 1