Химические элементы и основные классы неорганических соединений

Разделы: Химия


Цели урока:

  • обобщение и контроль знаний учащихся по теме "Важнейшие классы неорганических соединений", "Простые и сложные вещества";
  • проверка умений классифицировать, давать названия неорганическим соединениям, составлять уравнения реакций с их участием;
  • актуализация умений учащихся решать задачи по химическим формулам, расшифровывать схемы превращения вещества.
  • межпредметная связь, где учащиеся показывают свои знания в области биологии, химии, географии.

Оборудование: растворы: СuSО4, NаОН, Н2SО4, HCl, FеСl3, пробирки, таблички с химическими формулами, периодическая таблица Д.И.Менделеева, рисунки растений: крапива, подорожник.

Тип урока: контрольно - обобщающий.

Подготовительный этап

Класс делится на 2 команды. Каждая команда дает название, выбирают капитана команды. Для повторения темы учащимся предлагается ответить на вопросы, за правильный ответ команда получает еловую шишку. Какая команда наберет больше шишек, та и выигрывает.
Учащиеся показывают свои знания в области химии, биологии.

В течение 1 мин. каждой команде необходимо правильно ответить на наибольшее число вопросов из различных областей знаний. Каждый правильный ответ 1 балл.

1 тур

Разминка

Наука, которая изучает вещества и их превращения (химия).

Спит ли зимой пчела? (нет).

Массовый сброс листьев у деревьев (листопад).

Животное, у которого орган слуха на ногах (кузнечик).

Живые существа, питающиеся кровью теплокровных животных. (вампиры).

Самый легкий газ (водород).

Животные, спящие с открытыми глазами (змеи и рыбы).

Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа (фотосинтез).

Газ, который применили в качестве химического оружия во время первой мировой войны (хлор).

Единственный жидкий металл (ртуть).

Сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород (оксиды).

Биологически активное вещество регулирующее работу органов и тканей человека и животного (гормон).

Оксид водорода (Н2О).

Какими химическими элементами богата морская капуста (йод).

Гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).

2 тур

"Кто быстрее и больше"

Используя периодическую таблицу элементов, необходимо написать названия элементов, оканчивающихся на букву Н (всего 10 элементов: титан, силен, молибден, неон, аргон, криптон, ксенон, радон, лантан, уран).

3 тур

"Третий лишний"

В полученной карточке за 1 минуту подчеркните формулы веществ, которые соответствуют логической цепочке:

1. ВаО, СО2, СаО, НNО3, НС1, Н2О

2. Na2SO4, H2SO4, BaCl2, Ca(OH)2, AL(OH)3, Al(NO3)3.

4тур

"Логикон"

Расшифруйте за 1 минуту, что означают сокращённые слова.

1. Na2SO4     K2CO3     FeCl3

     н.р.с.            щ.р.с.        к.р.с.

2. Na3PO4     Ca(HCO3)2     Fe(OH)2Cl

    с.с.                  к.с.                  о.с.

5 тур.

"Угадай химический элемент"

За каждую подсказку отбирается атом.

1.

а) В организме человека его содержится около 3г, из них примерно 2 г. - в крови.

б) По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

в) Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на землю метеориты, которые содержали его почти в чистом виде.

г) Первобытный человек стал использовать орудие из этого вещества за несколько тысячелетий до нашей эры.

д) В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории. (железо)

2

а) Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее, действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.

б) Он входит в состав некоторых гербицидов, несиктизидов и пестицидов.

в) Соответствующее простое вещество получают живым образом в результате электролиза солей.

г) Войска Антанты и германские войска применили это вещество в боевых действиях.

д) Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды плавательных бассейнов. (хлор)

3. Металл, вызывающий лихорадку (золото) !

4. Этот элемент академик Ферсман назвал "элементом жизни и мысли" (фосфор)

5. Мягкий металл красного цвета, хороший проводник электричества, (медь

6. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы (йод)

"Сад и огород"

1) С какой целью весной стволы деревьев белят известковым раствором? (предохранить от солнечного ожога)

2) С какой целью овощеводы удаляют пасынки с растений томатов? (ускорить созревание плодов и увеличить урожайность)

"Фитотерапия"

1. Это растение - сорняк, но область его применения широка, так как он содержит много витаминов и микроэлементов. Из его листьев варят суп, а так же оно может быть эффективным средством для укрепления волос. Сбор этого растения проводят в рукавицах.

(Крапива)

2. Листья этого растения прикладывают к ранам и нарывам, оно обладает кровоостанавливающим действием. Индейцы метко назвали его "след белого", т.к. семена попали в Америку вместе с грязью на сапогах завоевателей и первых поселенцев. Растение чаще всего встречалось вокруг их жилищ и у дорог, по которым они проходили. (подорожник)

6 тур

"Эксперимент"

Даны реактивы, необходимо получить растворы, используя выданные вещества.

Сначала осуществить цепочку превращений, записать уравнения и продемонстрировать опыт.

1. СuSО4 - Си(ОН)2-СuС12

Даны: СиSО4, NаОН, Н24, НС1,СuО.

2. FеСl3-Fе(OH)3-Fе2(SО4)3

Даны: FеС13,NаОН, Н24, НС1.

3. Металл, вызывающий лихорадку (золото)

4. Этот элемент академик Ферсман назвал "элементом жизни и мысли" (фосфор)

5. Мягкий металл красного цвета, хороший проводник электричества. (медь)

6. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы (йод)

"Знаешь ли ты"

1. Флюс - это материал, вводимый в шахту для образования шлака, воспаление надкостницы или десен, сопровождается отеком окружающей ткани.

2. Ерш - щетка для мытья химической посуды, рыба, семейства окуневых.

3. Бор - химический элемент, сосновый лес, стержень со стальной или алмазной головкой.

4. Моль - единица количества вещества, вид мелких бабочек.

5. Пестик - фарфоровый стержень для измельчения чего-либо в ступке, главная часть в цветке.

6. Термит - горючая порошкообразная смесь, отряд насекомых.

Поведение итогов.