Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


К работе над словами с непроверяемой безударной гласной надо приступать с первых недель обучения первого класса. Этот период обучения является самой благодатной почвой для начала работы над словами с непроверяемой безударной гласной. Потому что именно в это время ребёнок учится на слух различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами. Сначала на слух - звуками, а затем зрительно - буквами, применяя схемы. К этому моменту еще не введено понятие "корень слова".

Так как все слова в этот период проговариваются орфографически, можно подобрать детям для звукового буквенного разбора словарные слова 2-3 класса с той целью, чтобы эти слова были на слуху у ребёнка, т.е. в его пассивном запасе. В словарную работу следует постепенно включать задания по различению безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Это есть метод опережающего обучения, т.е. ключ к орфографической зоркости.

Звуковой буквенный разбор в этот период является важнейшим фундаментом для формирования навыка написания не только слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными, но он также способствует активизации словаря младших школьников.

I. Хорошие результаты в этот момент даёт печатание слов. Для этого следует завести тетради для печатания. Эффект дает печатание слов в строгой последовательности:

Произносим слово орфографически.

Печатаем его, находим ударный слог.

Делим на слоги и выделяем примыкание.

Определяем, сколько в слоге букв и звуков.

Графически это слово записываем.

Тем самым пополняем словарный запас ребёнка, и невольно знакомимся с новыми словарными словами.

Интересной работой в этот период является работа с карточками. На карточке изображены предметные картинки и детям даются задания.

Найти слова, состоящие из 3,4,5,6 звуков, затем проговариваются слова орфографически, и ребёнок самостоятельно печатает слово.

Во 2-ом классе словарная работа приобретает новые качества. Т.е. мы начинаем вводить словарные слова согласно программному обучению. И от того, как мы введём это слово, зависит грамотность ребёнка.

II. Традиционно словарные слова усваиваются путём механического запоминания их графического облика.

Новое слово записывается на доске, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически и. записывается в тетради. Затем многократно повторяется на следующем уроке. Такая методика ориентирует на формальное заучивание и не обеспечивает прочного запоминания.

Попробуем изменить характер запоминания. Подать задание в виде загадки:

Угадайте, о ком идёт речь:

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.
(Медведь).

Дети отгадывают загадку, учитель вывешивает картинку отгадку, и карточку (медведь).

Что вы знаете о медведе?

Где он живёт?

Чем питается?

Почему медведь считается лакомкой?

В доказательство правоты ребят учитель читает этимологию слова "медведь". И подтверждает отгадку ребят. После этого предлагаются задания:

Проговорить по слогам

Записать и поставить ударение

Выделить орфограммы.

Подобрать однокоренные слова

Составить словосочетания или предложения.

Данная методика помогает ребёнку облегчить запоминание слова с непроверяемой безударной гласной, т.е. опереться или отыскать опору запоминания.

III. Наиболее распространённым видом словарной работы остаются диктанты. Приведем некоторые виды диктантов и методику их проведения. Причём диктанты можно рассматривать как обучающий и как контролирующий вид работы.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся проговаривают
написанное слово на карточке и записывают его.

Картинный диктант:

I вариант - Учитель показывает картинку, дети называют слово и записывают его, выделяя в нём безударные гласные.

II вариант - Учитель показывает картинку, дети называют и объясняют безударные гласные в слове, ставят ударение и записывают слово.

III вариант - Учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают
слово.

Выборочный диктант. Он может быть картинный, слуховой, зрительный.
Учитель предлагает детям либо карточки - картинки, либо карточки - слова с пропущенными безударными гласными, либо слова произносятся учителем слух.

В I столбик записать названия животных, во2 столбик записать название растений.

В I столбик слова с гласной - Е, во 2 столбик слова с гласной - С.

Диктант с использованием загадок.

Учитель читает детям загадку. Дети отгадывают её и записывают, выделяя орфографию.

Диктант по памяти. Учитель записывает на доске слова, обозначающие, например: инструменты; птицы; магазин; школа; одежда; сад и огород и т.д.

Диктант с комментированием. Учитель читает слово, ребёнок комментирует.

Диктант творческий. Заменить развернутое определение одним словом.

Например: Четвертый день недели - Четверг. Приём пищи в середине дня - Обед. Плод яблони - Яблоко.

Проверка может осуществляться с помощью сигнальных карточек или объяснениями.

IV. Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарной работы должны занимать упражнения лексического характера, т. е. упражнения, которые в большей мере объясняют значение изучаемого слова.

Можно предложить следующие упражнения.

Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени, как о кустарнике, а в каком - о сирени, как цветке этого растения. Сирень (кустарник) посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом. (М. Рудерман). Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень (цветок). (А.Плещеев).

Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.

Бот и лето подоспело - земляника покраснела. (М. Ивенсен).

Земляничка, земляничка - красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. (В.Малков).

Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычно. (М. Яснов).

Этот вид упражнения заканчивается наблюдением над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:

  • молодая осина;
  • осиновый лес;
  • гриб с красной или коричнево - красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.

Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложения с любым словом: морковь - морковка, жёлтый - желтоватый, чёрный - чёрненький, ветер - ветрище, корова - коровёнка, сверкать - сверкнуть.

Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофёр.

Чаще всего эти упражнения можно использовать на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний учащихся о словах с непроверяемыми безударными гласными. Такие упражнения обогащают и развивают культуру речи учащихся и воспитывают любовь к родному слову. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения.

V. При помощи словарной работы можно провести наблюдение над многозначностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением.

Например: Объясните значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном.

Третий месяц у ворот, это к солнцу поворот.

Здесь можно дать и задания по развитию речи. Например:

  • написать по памяти,
  • составить словосочетание, предложение с любым из слов.

VI. Знакомя детей с лексическим значением слов, учитель может рассказать о том, что одни слова устаревают и на смену им приходят новые.

Например: И в светлицу входит царь, стороны той государь.

VII. Очень интересно проходит словарная работа в форме задания типа "Знаешь ли ты?"

Например:

Как произошло слово завтра. Оно образовалось путём слияния предлога "за" и существительного "утро" в форме родительного падежа единственного числа. Двести лет назад говорили: "завтра", т.е. на следующий день.

"Были все готовы заутро бой затеять новый ". (М.Лермонтов).

Какое из слов появилось в нашей речи раньше. Обоснуй ответ.

электровоз, паровоз, тепловоз;

космонавт, пилот, лётчик, авиатор;

VIII. Развивают любознательность детей задания типа " Это интересно". Слова; комбат, комдив, комбриг - сложносокращённые слова, а образованы они путём сочетания двух слов.

А вот слова - телефон, телеграф, телевизор телескоп - интересны нам тем, что первая часть слога к нам пришла из греческого языка и обозначает - далеко.

IX. Изучение слов с непроверяемыми безугарными гласными даёт возможность познакомить детей с фразеологизмами. Фразеологическое богатство даёт возможность учителю показать богатство русского языка, обогатить речь детей, и умело их использовать.

Например:

Прокачу с ветерком; заячья душа; воробью по колено; бежать во все лопатки; язык заплетается; одна нога здесь, другая там".

Почему так говорят, например: "медведь на ухо наступил; исчезнуть с горизонта".

Объясните смысл пословицы, например: "За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь".

А вот знакомство с "волшебными словами" (спасибо, пожалуйста, здравствуйте) позволяет формировать у детей навыки речевого этикета, так как именно эти слова помогают правильно выражать отношение друг к другу.

X. Для активизации и обогащения словарного запаса учащимися при изучении слов из "Словаря" учитель может предложить игры типа:

"Кто больше": к данным словам подберите однокоренные или имена прилагательные, например: герой, песок, осина.

"Кто быстрее": подберите противоположные по значению слова, например: дом, день.

"Кто правильнее?": кого так называют - шофёр, тракторист, агроном и т.д.

"Кто лучше и интереснее" составить текст - описание на тему. Например: " Ну и огурчик! Ох, уже эта лисица!"

Текст - повествование на тему, например: " Как приготовить салат, винегрет".

Текст - рассуждение, например: " Почему я хочу стать художником".

Текст - описание, например: "Какую бы вы картину нарисовали к выражению - "Одна нога здесь - другая там".

XI. При проведении словарной работы можно использовать задания со словами словарика:

Перечислить (написать) названия птиц, животных, учебных вещей и др.

Кто больше назовёт (напишет) слов на тему "Поле", "Сад", "Огород".

Назвать слова с мягким знаком на конце (в середине) слова.

Назвать (написать) слова, отвечающие на вопрос что? кто? (II класс).

Назвать (написать) существительные мужского, женского, среднего рода (III класс).

Подобрать (написать) родственные слова к словам: город, класс, дом.

Образовать новые слова при помощи суффиксов: - ок, - ик, и др.

Такие и подобные задания выполняются и устно, и письменно.

XII. Ответы на вопросы:

I. Кто живёт в лесу? 2. Кто следит за чистотой в классе? 3. Что даёт нам корова? 4. Куда идут рабочие? 5. Что выпускает завод? 6. Кто верный друг человека? 7. Какие овощи растут на огороде? Такие задания выполняются по-разному:

I. 3-4 вопроса пишутся на лоске, учащиеся записывают полные ответы в свои тетради.

II. Учитель диктует вопросы, дети пишут полные ответы.

III. Учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы (словарные слова).

XIII. Дописать предложения.

I. Весело чирикает : (воробей). 2. В лесу живут и ..., и ... (заяц и медведь). 3. В конуре живёт ... (собака). 4. Дети катаются на ... (коньках). 5. Столица нашей Родины ... (Москва). 6.Мы изучаем ... (русский язык). 7. На грядках растут ... (морковь, капуста, огурцы). 8. С севера подул холодный ...(ветер).

Такой вид работы проводится тоже по - разному.

I. На доске записывается 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают слова.

II. Слова для вставок пишутся учителем на доске. Учитель диктует предложения, дети выбирают нужные по смыслу слева и дописывают предложения.

III. Учащиеся пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

XIV. Использование загадки в словарной работе.

1. С людьми дружит, дом сторожит. (Собака). 2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз). 3. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко). 4. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц). 5. Мал, невелик, чик-чирик. (Воробей). 6. Кто в сарае стоит, жвачку жует, молоко даёт. (Корова). 7. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там след оставит. (Карандаш).

Проведение таких видов словарной работы позволяет учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.