Программа элективного курса "Все мы разные" (Основы этнопсихологии)

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Понимание других людей, особенно другой национальности,  возможно только при взаимном уважении и учёте личностных особенностей каждого человека. Очень важно  учитывать этническую принадлежность человека.    Знание психологических основ межэтнического взаимодействия позволят сформировать у кадетов толерантность и культурную компетентность.

Цель курса – способствовать формированию у кадетов культурной компетентности, необходимой для межличностного взаимодействия в условиях  закрытого учебного заведения.

Учебный курс призван:

  • познакомить кадетов с основными психологическими особенностями различных этносов,
  • способствовать формированию культурной толерантности,
  • актуализировать процесс осознания собственной культурной принадлежности.

В результате прохождения курса кадеты должны:

  • иметь обобщеннее представление,  понятия и знания в области этнической психологии;
  • сформированные навыки анализа ситуаций межэтнического взаимодействия.

Программа курса «Все мы разные» построена в соответствии с    задачами модернизации содержания образования, с основными положениями Концепции профильного обучения.
Образование в  ХХI веке призвано формировать целостную и ответственную личность на основании таких системообразующих принципов, как  фундаментализация, открытость, опережающий характер и вариативность. В обществе назрела потребность  «в новом типе человека – находящегося в движении, творческого, импровизирующего, доверяющего себе, мужественного, самостоятельного» (А.Маслоу), социально ответственного, культурного и  духовно-нравственного. Для реализации этих принципов в условиях кадетской школы-интерната доминирующая роль отводится социокультурному развитию, направленному на достижение личностных целей учащихся и их социокультурное самоопределение.
Программа курса «Все мы разные» построена на основе программы курса «Этнопсихология», разработанного д. психол. н., профессором М. С. Яницким. Курс предназначен для кадетов 10 класса.

Курс «Все мы разные» призван сформировать у кадетов основные представления об этнопсихологии как отрасли психологического знания
В процессе прохождения курса планируется проведение серии научно-исследовательских работ, творческих заданий и упражнений на осознание своей культурной принадлежности, что позволит расширить этническое самосознание кадетов.
В качестве итогового контроля планируется защита научно-исследовательских работ, творческих проектов, рефератов, описывающих психологические и культурные особенности одного из этносов.

При изучении курса используются также формы организации учебного процесса, как:

  • лекции, на которых преподавателем вводятся основные теоретические понятия курса;
  • проведение научно-исследовательских работ;
  • защита творческих проектов;
  • создание творческих работ;
  • защита рефератов.

Учебно-тематический план

Тема

№ урока

Содержание

Понятие об этносе

1 Наука о народах-этносах
Особенности национальных языков
2 Особенности изучения языков народов

Психология народов мира

3 История и география расселения народов мира
4 Межнациональные различия в мимике и жестах
5 Международный этикет
6 Формы приветствия и обращения народов мира
7 Деловой этикет народов мира
8 Восточный этикет
9 Стиль одежды и деловой имидж

Национальный характер

10 Люди туманного Альбиона
11 История становления американской нации.
12 Французы
13 Немцы
14 Страна восходящего солнца
15 Народ страны Чжунго (китайцы)
16 Скандинавы
17 Многострадальный еврейский народ
18 Итальянцы. Страна муз и зодчества
19 Испанцы. Страна предков.
20 Потомки древних кельтов. Ирландцы.
21 Народ с берегов голубого Нила - египтяне
22 Народ страны утренней свежести – корейцы.
23 Народ, рассеянный по всему свету. Цыгане.

Психология межэтнических отношений

24 Взаимодействие культур народов мира.
25 Межэтнические конфликты

Психология характеров российских этносов

26 Классификация характеров М.Е. Бурно в народоведении.
27 Русские.
28 Народы и культура Севера Европейской России
29 Народы Северного Кавказа.
30 Народы Сибири.
31 Славянские народы Украины, Беларуси, Молдовы.
32 Народы Прибалтики.
33 Народы Закавказья.
34 Народы Средней Азии.

Конференция

35 Защита проектов.

Тема 1. Вводная часть

Предмет и методы этнопсихологии. История развития этнопсихологии. Понятия «культура», «этнос» и «этнодифференцирующие признаки». Основные особенности культуры и подходы к её определению.  Описание психологических особенностей, специфики поведения представителей различных народностей. Влияние религии на психологический склад нации
Общая характеристика этноса. Социальная история этноса. Язык этнической группы.

Тема 2. Психология народов мира

Отличительные особенности народов мира. Основные способы включения человека в культуру и передачи особенностей этноса.

Тема 3. Национальный характер

Понятие национального характера и национального менталитета. Основные теории национального характера. Проблема универсальных и культурно-специфических теорий личности. Основные измерения национального характера. Теории формирования национального характера. Черты национального характера. Общеэтнические черты. Черты группового поведения. Обыденно-житейские черты.

Тема 4. Психология межэтнических  отношений

Межэтническое восприятие. Проблемы формирования образов различных этносов. Этнические стереотипы и предрассудки.  Формирование представлений о других народностях.  Восприятие человека человеком в общении. Мимика и пантомимика. Национальные жест Взаимодействие общающихся. Дистанция. Этикет и правила поведения. Особенности речевого общения. Взаимодействие культур народов мира
Психологические аспекты процесса миграции. Причины миграции. Социокультурноя адаптация: понятие, этапы, психологические способы оптимизации. Групповые и индивидуальные факторы протекания процесса социокультурной адаптации. Понятие «культурного шока», его симптомы и способы преодоления.  Модель культурного обучения. Национальная культура. Искусство, музыка, театр и др.  Межэтнические конфликты.
Понятия «межэтническая напряженность» и этнические конфликты. Различные классификации этнических конфликтов,  причины их возникновения и динамика протекания. Способы урегулирования межэтнических конфликтов. Психологическое урегулирование конфликтов. .     Религия. Мифология и народные верования. Национальная философия.  Социализация в данной культуре. Семейная система. Особенности воспитания ребенка. Социальные нормы поведения. Этический кодекс. Общенациональные ценности. Обычаи и ритуалы.

Тема 5. Психология характеров российских этносов

Описание психологических особенностей, специфики поведения представителей различных народностей России.  Классификация российских характеров М.Е. Бурно. Влияние религии на психологический склад народов России. Повседневная жизнь этноса. Традиционный быт, жилье, кухня, одежда. Конференция. Защита проектов.

Литература:

  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983
  2. Андреева Г.М. Социальная психология М.: Аспект Пресс, 1998 – 376 с.
  3. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Этническая психология: Курс лекций: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «ЦВВР», 2000. – 233с.
  4. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. – СПб.: «Речь», 2002. – 520 с.
  5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: ИП РАН, Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 320 с.
  6. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997.
  7. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998.
  8. Бердяев Н.А. Суддьба России. М.: Философское общество СССР, 1990
  9. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
  10.  Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1998.
  11.  Коул М. Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977
  12.  Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология/ Под ред А.А. Белика. М.: Смысл, 2001. – 555 с.
  13.  Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988
  14.  Расы и народы. М.: Наука, 1989 Вып.19.
  15.  Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
  16.  Стефаненко Т.Г. Шлягина Е.И. Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: МГУ, 1993.
  17.  Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.
  18.  Фрейкнман-Хрусталева Н.С., Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты: История и психология. СПб.: Государственная академия культуры, 1995.
  19.  Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. Л.: Наука, 1985.