Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

Разделы: Биология


Устное народное творчество: загадки, сказки, приметы, поговорки, обряды и обычаи – неотъемлемая часть культуры любого народа. Для воспитания все сторонне развитой личности необходимо знакомить учащихся с особенностями и спецификой разных народов с их национальной культурой.

Устное народное творчество формировалось тысячелетиями и имеет самую точную форму.

Пословицы и поговорки разных народов часто звучали по-разному, но имеют одинаковый смысл, поэтому на их примере можно показать черты сходства, объединяющие людей разных национальностей.

Например: «Громада – великий человек» (украинская пословица.), «Если вздохнуть всем народом – ветер будет» (русская пословица), «Народ вздохнет разом – буря будет, топнет ногой разом – будет землетрясение» (китайская пословица).

Знакомство с этносом позволяет сформулировать у учащихся представление о многонациональной стране. Но следует отметить, что в учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку, иначе эффект от их употребления пропадает.

Кроме включения в содержание курса «Природа» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных  явлениях природы, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д.

Особенно ценно использование в учебном процессе загадок, т.к. с их помощью совокупность сведений о природе, человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Загадки нацеливают мышление школьника, как на анализ, так и на синтез, что приучает детей не упускать из виду целое при рассмотрении его частей. Загадки развивают наблюдательность ребенка, а учителю без каких-либо специальных тестов или анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, и так же уровень творческого мышления ученика.

Вот несколько примеров загадок, которые могут быть использованы при изучении курса «природоведение»:

1. Без рук, без ног
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

2. Шел долговяз,
В землю увяз. (Дождь)

3. На дворе горой
А в избе водой. (Снег)

4. Рассыпался горох
На 70 дорог,
Никто его не подберет,
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град)

5. Сестра к брату в гости идет,
А он от сестры прячется. (Солнце и месяц)

6. Из какого ковша не пьют и не едят,
А только гладят. (Большая медведица)

7. Крашенное коромысло
Через реку повисло. (Радуга)

8. Заря-зарница
Красавица девица
По миру (по свету) ходила
Слезы (ключи) обронила,
Месяц видел,
Солнце скрало. (Роса)

9. Летал, летал
Да в речку убежал. (Снег)

10. Черная корова
Весь мир поборола,
А белая – подняла. (День и ночь)

11. Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
Я все терплю
И всем добром плачу. (Земля)

12. Стоит дуб,
На дубу 12 гнезд,
На каждом гнезде по 4 синицы,
У каждой синицы по 14 яиц:
Семь беленьких
И семь черненьких. (Год, месяц, недели, дни и ночи)

Элементы устного народного творчества могут быть использованы на разных этапах урока: контроль знаний, изучение нового, закрепление, домашнее задание. Наиболее уместно ограничено они вписываются в уроки по теме «вода».

В процессе повторения материала на обобщающем занятии по темам «Работа ветра», «Значение дождя для растений», «Погода» и т.д. Мы предлагаем на уроке разъяснять смысл пословиц и поговорок, отгадать загадки. В результате на уроке осуществляется закрепление таких понятий как виды осадков (дождь, снег, град), а так же гроза, гром, молния, ветер, облака, тучи.

  • Дождь – кормилец.
  • Без дождя и трава не растет.
  • Куда ветер дует, туда и дождь идет.
  • Меня частенько просят, ждут, а только покажусь – прятаться начнут. (дождь).
  • Один – льет, другой – пьет, третий – растет (дождь, земля и растения).
  • Гроза бьет по высокому дереву.
  • Летит огневая стрела, никто ее не поймает (молния).
  • Без рук стучит, без огня горит (гром и молния).
  • Роса – утра краса.

  • Вечером наземь слетает,
    Ночь на земле пребывает,
    Утром опять улетает. (Роса)

  • Скатерть бела весь мир одела. (Снег)

  • Гуляет в поле – да не конь,
    Летает в поле – да не птица.

  • У каждого ветра – своя погода.
  • Против ветра не надуешься.
  • За ветром в поле не угонишься.
  • Без рук, без ног, а врата открывает. (Ветер)
  • Не море топит корабли, а ветер.

В разделе «Растения» элементы устного народного творчества целесообразно использовать в темах «Разнообразие растительного мира», «Строение цветковых растений», «Многообразие культурных растений».

В теме «Разнообразие растительного мира» при формировании понятий цветковые и нецветковые растения (папоротники, мхи), культурные, лекарственные и ядовитые растения, жизненные формы растений: травы, кустарники, деревья могут быть использованы слуедующие фольклорные элементы:

  • Что цветет без цветка? (Папоротник)
  • Цветы, что дети, уход любят.
  • Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
  • Не расти траве после осени, не цвети цветам зимой по снегу.
  • Цветов много в поле, да всех не сорвешь.
  • И красивые цветки ядовиты бывают.
  • Всякую ягоду в руку не беру, да не всякую в кузов кладу.
  • Красна ягодка да на вкус горька.
  • Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены. (Березы)
  • Все паны скинули кафтаны, один пан не скинул кафтан. (Сосна)
  • Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
  • Какое дерево зимой и летом одним цветом. (Сосна)
  • Древо древоиское, листья шамаханские, когти дьявольские, цветы ангельские. (Шиповник)
  • Над водой стоит красной бородой. (Калина)
  • Летом борода вырастает, зимой отпадает. (Трава)
  • Какую траву и слепой знает? (Крапива)
  • Хоть и не огонь, а жжется? (Крапива)

В теме «Строение цветковых растений». На этапе закрепления изученного материала (понятия корень, стебель, цветок и лист) можно использовать следующие загадки:

  • Зимой седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает. (Лист на дереве)
  • Листья как птицы: посидят, посидят, а осенью полетят.
  • Листья, как живые: шепчутся, а придет пора – и зашумят.
  • По ботве о корне не суди.
  • От яблони – яблоки, а от ели – шишки.
  • Каков плод, таков и приплод.
  • У каждой ягоды своя косточка и т.д.

В теме «Многообразие культурных растений» предлагаем использовать следующие загадки:

  • Маленькая кроша сквозь землю прошла, красную шапочку нашла. (Мак)
  • Весной растет, летом вьется, осенью цветет, зимой в дело идет. (Хмель)
  • Нет ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Огурец)
  • Стоит поп низок, на нем 70 ризок. (Капуста)
  • Стоит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает. (Лук)
  • 100 одежек и все без застежек. (Капуста)
  • Девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
  • Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
  • Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове? (Редис)

Как показывает опыт использования элементов устного народного творчества наиболее эффективно в младшем и среднем школьном возрасте. Именно в этот возрастной период дети познают мир, основываясь на чувственном и образном восприятии. А средства народной педагогики как раз и представляют собой выбор отдельных образов и метафор, несут в себе смысловую нагрузку в довольно легко усвояемой форме. Поэтому пословицы, поговорки и загадки прочно ложатся в память детей. Кроме того, использование такого приема на уроках способствует развитию познавательного интереса учащихся, осуществлению этического патриотического воспитания.

Внеклассная работа – важнейшая форма биологического образования.

Основные задачи внеклассных занятий – создание благоприятных условий для проявления творческих способностей учащихся.

Среди разнообразных видов внеклассной работы выделяются: массовые, групповые, индивидуальные занятия. К массовым знаниям относятся:  декады биологии, КВН, олимпиады, викторины, тематические вечера, ролевые и деловые игры, выставки, конкурсы и т.д.

7 апреля, на всей планете люди отмечают День здоровья. Почему они отмечают этот день? Почему здоровье – это самое дорогое, что есть у человека. Но что же такое здоровье? Что люди подразумевают, произнося это слово?

ВОЗ определяет здоровье как «состояние полного физического, морального и психологического комфорта». Здоровье можно рассматривать в различных аспектах:

  • «наследственность и здоровье»
  • ЗОЖ
  • здоровье и отдых
  • здоровье и физическая культура.

Главная цель проведения праздника – показать учащимся незаменимую ценность здоровья человека, вызвать у них желание сохранить и укрепить его.

По мнению учащихся:

  • здоровье это – когда тебе хорошо;
  • когда ничего не болит, когда весело и комфортно это от слова здорово;
  • это красота – это сила – это гибкость и стройность;
  • это выносливость – гармония;
  • это когда ничего не мешает радоваться жизни;
  • это когда человек может испытывать значительные нагрузки без последствий;
  • это когда хорошо спишь;
  • утром просыпаешься бодрым и веселым;
  • это когда хороший аппетит;
  • когда ты готов выполнить любую работу.

Существует много способов поддерживать здоровье. Это ежедневная зарядка, прогулки на свежем воздухе это закаливание водой, воздухом, солнцем,  правильное питание. Пища должна быть полноценной, т.е. содержать все нужные организму вещества в доступной форме. Очень полезными и полноценными по составу всех питательных веществ являются кисломолочные продукты.

Здесь можно подготовить сценарий, сценку, и включить в нее персонажей – молоко, белок, жир, лактоза, кальций, витамины, кефир, простокваша, сметана, творог, йогурт.

Большой интерес у детей вызвал праздник «Лес и здоровье». На нем была показана литературно-художественная композиция с дарами осени, рассказывали о лекарственных растениях. На празднике шла речь о том, какую универсальную ценность; имеет лес для здоровья человека: это пища, лекарственные травы – практическая ценность; созерцание красоты леса – эстетическая ценность, любимое место отдыха, где можно насладиться тишиной, пением птиц – рекреационная ценность, познавательная ценность, экономическая ценность и оздоровительная.

Цель мероприятия: показать учащимся универсальную ценность леса, вызвать у учащихся желание беречь лес, сформировать хотя бы малую долю ответственности за состояние леса.

На мероприятии дети читали стихи, пели песни о красоте природы, пении птиц, рассматривали картины художников. Говорили о профессиях  непосредственно связанных с лесом: лесничий, лесник, лесопатолог, работники лесхоза, заготовители грибов, ягод, лекарственных трав, специалисты которые занимаются лесоразведением.

Заключительная часть праздника – конкурс на лучшую листовку, плакат, знания правил поведения в лесу, природоохранных знаков (дети заранее готовят знаки, показывают и рассказывают о нем).

И в конце праздника – чаепитие. Дети приносят лекарственные травы, травы которые были собраны в период летней трудовой практики, т.к. мы ее проходим ежегодно в ГУП «Рыбницкий лесхоз». К чаю пекут пироги, приносят орехи, варенье из малины, земляники и т.д.

Так проходит день здоровья в нашей школе. На подобных мероприятиях мы приобщаем учащихся к решению глобальной экологической проблемы – проблемы здоровья человека.

На практике используют частушки на экологическую тему о лесе, о воздухе, воде и т.д. а также стихи, загадки, сказки:

  • о  временах года;
  • о реке Днестр;
  • о Молдавском Металлургическом заводе;
  • о насекомых, растениях нашего края;
  • о ЗОЖ..

Сказки о борьбе с курением

Интерес к курению начинает проявляться у детей, как правило, в подростковом возрасте, а то и раньше. И не смотря на усилия родителей, педагогов, врачей, убедить школьников в том, что курение опасно для здоровья, что это вредная привычка – очень трудно. Зачастую подростки относятся к словам взрослых, как к надоевшим нравоучениям и не придают им особого значения. Чтобы дойти до их сердец и умов, приходится   находить способы и формы передачи информации. Одна из таких форм – сказки на экологическую тему. Используя их можно в ненавязчивой форме привлечь внимание детей к проблеме табакокурения.

Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших.

Истоки современных проблем экологии – в безумном и жестоком отношении человека к природе. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре.

Мир фольклора – мир особых отношений человека с природой. Гармония этих отношений построена на осознании родства человека с окружающим миром.

В формировании у детей отношения к природе как живой, одухотворенной образы фольклора приобретают огромное значение. Особой воспитательной ценностью обладает идея традиционного календарного обряда; символизирующего единство человека и природы в единое целое. Народные календарные праздники и обряды – это коллективные ритуальные действа, участники которых совместными усилиями помогали природе, демонстрировали свое единство с ней. Календарный обряд соединял в сознании человека его самого, окружающих его людей и природу в целом.

Педагогическая ценность народного обряда состоит еще и в том, что он сохраняет традицию игрового взаимодействия взрослых и детей. Детские календарно-обрядовые игры подразумевают участие в них и взрослых и детей что сегодня очень актуально. Здесь просматривается объединение семьи и школы в единое воспитательное пространство и обретает воспитательную и развивающую направленность.

Народный календарь обладает еще одной особенностью, усложняющей его адаптацию к восприятию современными детьми. Его обрядовая символика и образность представляет собой синтез двух религий – язычества и православия.

Как объяснить детям логику соединения в одном празднике сюжета о Святой Троице и ритуала поклонения березке? Какая связь между обрядом колядования и историей рождения Иисуса Христа? Почему символ Воскресенья Христа является крашеное яйцо?

С точки зрения экологического воспитания и акцентирования идеи единства природы и человека  более результативно поэтапное введение детей в образный мир народной календарной обрядовости.

На первом этапе можно ограничиться выбором из огромного объема информации основных, базовых понятий, связав с ними привлекаемые примеры:

  • дать представление о связи народного календаря с годовым кругом земледельческих работ;
  • разъяснить смысл обрядовых игр как способа помощи природе;
  • познакомить с поэтическими воплощениями природы в народной фантазии, заострив внимание на моменте одушевления природных явлений в фольклоре.

Второй этап – знакомство с православным календарем: христианскими сюжетами, основными праздниками православной церкви, и их духовным смыслом.

Третий этап – слияние в календарном празднике двух традиций, их взаимоадаптация и взаимообогащение.

Поэтому раскрытие смысла традиционной календарной обрядовости более продуктивно еще и потому, что современные дети оторваны от системы народных представлений о мире природы и взаимоотношениях человека с ним, которые складывались веками.