Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе "Причастие" – "Всё ли я знаю о причастии"

Разделы: Русский язык


Цель урока:  повторение и систематизация теоретических понятий и практических навыков по теме.

Задачи:

  • Познавательные: проверка сформированности умений:  видеть причастия в тексте, определять грамматические категории причастия, правильно ставить знаки препинания при причастии и причастном обороте, уметь использовать причастия в речи.
  • Развивающие:  развитие и обогащение речи учащихся.
  • Воспитательные: воспитание у детей познавательного интереса и любви к родному языку, воспитание чувства патриотизма.

Оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска,
  • сигнальные карточки,
  • тесты на партах.

Задание к уроку:  класс разбивается на 4 группы , каждая из которых готовит ответы на теоретические вопросы

  • Рассказать о причастии как части речи, охарактеризовать его грамматические признаки.
  • Дать характеристику действительных и страдательных причастий, их суффиксов.
  • Что такое причастный оборот? Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.
  • Какие орфограммы связаны с причастием? Расскажите об одной из них (на выбор). Используйте опорную схему из тетради помощи.
  • не с причастиями,
  • н и нн в причастиях,
  • гласные перед н и нн в страдательных причастиях,
  • е и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени)

ХОД УРОКА

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

В. Даль

1. Учитель читает строки:

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению  напоминаю.  (П.Чесноков)

? О какой части речи эта загадка? Какую особенность причастия она отмечает?  Вот и В. Даль заметил: (эпиграф).

2. Сообщение темы урока

– Обратите внимание на тип урока, на то, как сформулирована его тема.

? Что будет важно для нас на уроке? (Повторить  теоретические сведения по теме, обобщить и систематизировать полученные знания о причастном обороте, повторить орфограммы и пунктограммы по теме.)

3. Итак, сначала проверим глубину ваших знаний теоретического материала. К уроку вы разбились на группы, и каждая получила 4 теоретических вопроса. Жребий рассудит, какая группа на какой вопрос ответит, а капитан назовет отвечающего.

(На  доску  выведены  теоретические  вопросы.  В  этой  последовательности  и  отвечают  группы).

4. Теперь проверим, как вы можете применять теоретические знания на практике.

Задание 1. Слуховой диктант на определение разряда причастий. За каждый правильный ответ на полях тетради ставьте +. Не уверенные в себе ученики могут пользоваться опорной схемой суффиксов причастий в тетради помощи.

(Каждому ученику на парту выданы сигнальные карточки с разрядами причастий).

а) Владимир Иванович Даль – знаменитый ученый –лингвист, ценивший и уважавший русский язык.
б) Периодическую систему химических элементов, созданную великим русским ученым Дмитрием Сергеевичем Менделеевым,  знает весь мир.
в) И. Левитан был талантливым художником, любящим родную землю и умеющим показать ее красоту.
г) Произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, С. Есенина и многих других русских поэтов почитаемы не только в России, но и за рубежом.

– Кто ответил без ошибок? Молодцы! Какой общей мыслью объединены предложения? (Как велика наша страна талантами).

Предложения  появляютс я на  интерактивной доске.

? Какие орфограммы встретились в  причастиях?

Задание 2.  Работа в парах. Дополните предложения подходящими  по смыслу причастиями, выделите запятыми, где необходимо, причастные обороты, подчеркните их как члены предложения.

Михаил Юрьевич Лермонтов – известный русский поэт   …………………………………………в Москве в 1814 году. Его отцом был Юрий Петрович Лермонтов  ……………………………..  в гвардии в чине армейского капитана.   ……………………………………..  к богатому и влиятельному роду Столыпиных являлась мама будущего поэта,  Мария  Михайловна  Арсеньева.  Маленького Мишу  … ………………………….. после смерти матери взяла в свое имение Тарханы и воспитала бабушка Елизавета  Алексеевна  Арсеньева.

(У первых двух пар карточки проверяются  на оценку. Затем на интерактивной доске  учащийся записывает причастие и выделяет запятыми и волнистой линией причастный оборот.)

Задание 3.  Морфологический разбор причастия  из последнего предложения (один у доски самостоятельно, остальные в тетради, у первых двух на оценку.)

Задание 4. Тест

1 вариант

1. В каком словосочетании есть причастие?

А) лаявшая собака
Б) волнистые волосы
В) солнечное утро
Г) холодные руки

2. В каких причастиях -ащ-, -ящ-?

А) пиш.щий человек
Б) се.щий дождик
В) пен.щийся поток
Г) кол.щийся предмет
Д) стро.щийся стадион

3. В каких причастиях н?

А) отправле.ое  письмо
Б) письмо отправле.о
В) жаре.ые в масле грибы
Г) мороже.ая рыба

4. В суффиксах каких причастий пишется Ё?

А) окруж.нный друзьями
Б) измуч.нные путники
В) кипяч.ная вода
Г) неезж.ная дорога

5. Какие причастия пишутся с не раздельно?

А) (не)отправленное письмо
Б) (не)отправленное мною
В) (не)выполненное задание
Г) (не)замечена ошибка

6. В каком предложении есть Х, причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены)

А) Расчищенная дорожка вела к морю.
Б) Мы вошли в лес  освещенный осенним солнцем.
В) Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.
Г) На пожелтевшей траве лежали опавшие листья

2 вариант

1. В каком словосочетании есть причастие?

А) дремучий лес
Б) дремлющий ребенок
В) шершавые руки
Г) старший брат

2. В каких причастиях -ущ-, -ющ-?

А) вер.щий всему
Б) терп.щий боль
В) клее.щий бумагу
Г) стел.щийся туман
Д) колыш.щийся камыш

3. В каких причастиях н?

А) засея.ое поле
Б) поле засея.о
В) вяза.ая мамой кофта
Г) варе.ый картофель

4. В суффиксах каких причастий пишется Ё?

А) вооруж.нный солдат
Б) смущ.нный ученик
В) обиж.нный малыш
Г) занавеш.нное окно

5. Какие причастия пишутся с не раздельно?

А) (не)проверенная работа
Б) (не)проверенная учителем
В) (не)скошена  трава
Г) (не)прочитанная книга

6. В каком предложении есть  Х, причастный оборот?

А) Расчищенная дорожка вела к морю.
Б) Мы вошли в лес  освещенный осенним солнцем.
В) Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.
Г) На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

5. Итоги

– Есть ли у вас какие-нибудь вопросы по теме?
– Как вы ответите на поставленный в теме  урока вопрос?
– Понравились ли вы себе сегодня?

Презентация к уроку (Приложение 1)