Создание психологических условий и организация коррекционной воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время одной из наиболее важных задач и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения. Под ним подразумевается комплекс медико-гигиенических и социально-психологических характеристик жизни людей: их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизический комфорт жизни.

Данные многих исследований свидетельствуют, что 50% идущих в школу детей имеются функциональные отклонения в состоянии здоровья, у 15% - нарушения в нервно-психической сфере. По медицинским и педагогическим критериям каждый третий ребенок 6- летнего возраста не готов к обучению в школе. В связи с этим встал вопрос широкого привлечения ДОУ к решению важнейшей национальной проблемы: сохранение и укреплению здоровья детей путем создания условий для их гармоничного развития и для систематического проведения профилактической, оздоровительной, коррекционной работы.

Наш детский сад - единственный в городе детский сад компенсирующего вида, который посещают дети с нарушением зрения. У таких детей отмечаются следующие отклонения от нормы:

  • недостаточный сенсорный опыт;
  • затруднения в ориентировке в пространстве;
  • плохая координация движения в двигательной активности;
  • недостаточный уровень развития мелкой моторики рук.

Как показывает практика, большинство детей с нарушением зрения не уверены в себе, у них сформировано адекватное отношение к своему дефекту, что затрудняет процесс их социализации.

Многие дети испытывают чувство тревожности, коммуникативные трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Указанные особенности негативно сказываются на психическом, эмоциональном и физическом развитии дошкольников.

С целью оказания детям компетентной помощи в нашем дошкольном учреждении проводятся мероприятия по следующим направлениям:

  • лечебная и оздоровительная работа;
  • психолого-педагогическая коррекция.

Лечебные мероприятия проводятся ежедневно в соответствии с графиком лечения. Профилактике ОРЗ и ОРВИ способствуют сезонное закаливание, витамино- и фитотерапия, а также санитарно-гигиенические мероприятия (режим проветривания, влажной уборки, соблюдение детьми правил личной гигиены). С детьми, имеющими поведенческие, адаптационные проблемы или недостаточный уровень развития познавательных способностей, групповую и индивидуальную коррекционную работу осуществляет педагог-психолог.

Часто основное заболевание ребенка сочетается с нарушениями речевого развития . С такими детьми проводит коррекционную работу учитель-логопед.

Логопедическая работа по преодолению речевого недоразвития слабовидящих детей направлена на развитие всех составляющих психологической базы речи, однако преимущество отдается процессу восприятия, на котором базируются такие психические функции как речь и мышление. В журнале " Дошкольная педагогика" (2007 г. № 6, с. 39-43) предлагается система логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения которую мы включили в коррекционную работу учителя-логопеда и воспитателей старших и подготовительных групп. В коррекционной работе используем современные технологии: логоритмику, сопряженную гимнастику или театр пальчиков и языка.

Воспитательно-образовательный процесс в группах строится по программе под редакцией М.А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в детском саду". Коррекционная работа по зрению осуществляется по программе под редакцией Л.И. Плаксиной для образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).

Работа проводится воспитателями в системе, на всех группах имеется программный материал и методические рекомендации по организации учебно- воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Во всех группах созданы коррекционные уголки, где имеется разнообразный материал по развитию у детей зрительного восприятия, мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Педагоги детского сада постоянно пополняют коррекционный материал: тифлопособиями (таблицами для зрительной гимнастики, тренажерами) развивающими дидактическими играми, конструкторами, специальными блоками Дьенеша, палочками Кюзенера, "Тактильными кубиками".

Важны в коррекционно-педагогической работе игры с цветом, формирование у детей умения составлять цветовые гармонии, так как это способствует не только развитию зрительного восприятия, но и грамотно подобранная цветовая гамма снимает у ребенка напряжение, способствует познавательному развитию.

Старшим воспитателем совместно с воспитателями детского сада были изготовлены пособия: "Волшебный цветок", "Радужный зонт", "Радуга на круге", "Радуга из ленточек".

Анализируя коррекционную работу по зрению, проводимую с детьми во вторую половину дня, администрация и педагоги пришли к выводу о необходимости дополнить содержание занятий в старшей и подготовительной группах: ввести разные виды ручного труда (оригами, тестопластику). Во всех группах в коррекционной работе по зрению используются пуговицы, бисер. Малыши с удовольствием выполняют монотонную работу по его нанизыванию, начиная со средней группы, детям предлагают разные варианты заданий, например: расположить пуговицы (бисер) с учетом их величины или чередование их по размеру, цвету. Дети делают браслеты, "колье на шею" (мальчики - в подарок маме).

Важным аспектом коррекционно-педагогической работы является эффективная организация здоровьесберегающего физического воспитания дошкольников, которое должно проводиться в следующих направлениях:

  • разумное определение объемов физических нагрузок с учетом индивидуальных способностей ребенка, состояния здоровья и гигиенических норм;
  • развитие двигательных качеств, обогащение двигательного опыта детей;
  • развитие потребности в движениях;
  • локальность действий упражнений для укрепления мышц, поддерживающих правильную осанку, свод стопы, обеспечивающих работу кисти;
  • закаливание за счет использования различных средств физического воспитания для повышения резистентности организма к различным заболеваниям;
  • профилактика и коррекция отклонений в развитии отдельных систем организма (тактильно- кинестетическая чувствительность, сенсомоторные реакции и др.).

Успешность физического воспитания во многом зависит от создания развивающей среды, насыщенной разнообразным нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем (следочки, мягкие кольца, поролоновые мячи, массажные дорожки).

В системе коррекционной работы нашего ДОУ большое место отводится физкультурно-оздоровительной работе. Наряду с физкультурными занятиями, утренней гимнастикой, подвижными играми, прогулками в детском саду проводятся закаливание, коррегирующая гимнастика после сна, профилактические мероприятия по предупреждению простудных и вирусных заболеваний, физиотерапевтические процедуры (по назначению врача). Учитывая то, что начало формирования хронических болезней все чаще приходится на ранний и дошкольный возраст, педагогами нашего дошкольного учреждения активно используются оздоровительные программы и технологии, внедряются такие методы как:

  • дыхательная гимнастика (во время утренней гимнастики, перед обедом, после сна);
  • остеопатическая гимнастика (в постели, после сна);
  • тренажерный путь (закаливающие мероприятия после сна);
  • массаж ушных раковин (после прогулки);
  • пальчиковая гимнастика (как элемент занятия, физминутка, перед обедом, ужином);
  • массаж ладоней, пальцев (перед занятиями, во время динамических пауз между занятиями).

Таким образом, в нашем дошкольном учреждении созданы все условия, необходимые для комплексного и систематического, гармоничного воздействия на физическое и психическое здоровье детей с нарушением зрения. Это воздействие организовано в непрерывном процессе профилактической, оздоровительной и коррекционной работы с нашими воспитанниками.