Урок русского языка во 2-м классе "Предложение. Знаки препинания в конце предложения"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • развитие умения распознавать в тексте отдельное предложение;
  • развитие навыка построения предложений;
  • развитие интеллекта;
  • формирование навыка выразительного произношения предложения;
  • постановка знака препинания в конце предложения;
  • воспитание внимательности и наблюдательности;
  • воспитание интереса к урокам русского языка.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран.

Презентация (Приложение 1)

 

Этапы урока

Ответы учащихся

Примечания

1

Орг. Момент

 

 

2

Объявление темы урока

- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое предложение, какие бывают предложения по интонации. Потренируемся в постановке знака в конце предложения.

- На уроке чтения мы читали произведение. Отгадайте о ком эти строки.

-…махнет он рукой и полетят 3 птицы…А у каждой птицы по 4 крыла,в каждом крыле по 7 перьев,каждое перо со своим именем…

- Старичок-годовичок (С-г).

Показ слайда 1 (иллюстрация с Старичком-годовичком).

3

Минутка чистописания

- С-г проверит, как вы знаете приметы времен года и умеете ли вы грамотно писать.

- Месяцы какого времени года перечислены?

- Какой из зимних месяцев изображён на картине И.Левитана «Золотая осень»?

- Найдите в названии осенних месяцев общую букву, которая обозначает (согласный, непарный, звонкий, мягкий ) звук.

- На минутке чистописания мы повторим написание букв Рр.

- Осени.

- Буква  р

(Записывают карандашом в свои словарики).

На доске:

сентябрь

октябрь

ноябрь

Показ слайда 2 (репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»).

Сл.-Сл

- А теперь отгадаем одно из любимых   словарных слов С-г.

- Написание какой буквы нужно запомнить?

- Какое еще правило есть в этом слове?

- Напишите красиво это слово в тетрадь.

- МОРОЗ

- Без.гласн.-о

- Парн.согл.-з

Показ слайда 3

(изображение березы, замка с зашифрованными (знаками) буквами и шифровка нового сл. сл).

Показ слайда 4

(варианты значения слова - мороз).

 

- Выберите значение этого слова из предложенных вариантов:

Мелкий моросящий дождь.

Погода с низкой температурой воздуха.

Дедушка из Великого Устюга.

- Где вы можете найти значение слов?

- Составьте устно предложение с этим словом.

/…, …, в словарях/

Предложения

Показать некоторые виды словарей, зачитать значение слова из словаря Ожегова

4

Новый материал.

- Взмахнул С-г. рукой и вылетела другая тройка птиц, а  с  ними и задания для вас.

- Назовите зимние месяцы.

- Какой из зимних месяцев изображён на картине К.Юона «Конец зимы. Полдень»?

декабрь

январь

февраль

Показ слайда 5

(репродукция картины К.Юона

«Конец зимы. Полдень».

 

- Сформулируйте задание к записи на доске:

Хорошо в мороз на улице идет легкий снежок вы любите зиму

- Разделить текст на предложения, поставить знаки препинания.

Правило…

 

 

- Что такое предложение?

- Сколько здесь предложений?

- С одинаковой ли интонацией будем читать эти предл-я или по-разному?

- Прочитайте предл-е, которое произносится с особым чувством-восхищения.

- Какой знак мы ставим в конце таких предл-ий?

- Как называется такое пр-е?

- Напишите его в тетрадь.

Хорошо в мороз на улице!

 

 

- Прочитайте предл-е, в котором о чем-либо сообщается,повествуется.

- Какой знак? Как наз-ся такое пр-е? Напишите его.

Идет легкий снежок.

 

 

- Прочитайте предл-е, в котором содержится вопрос.

(знак, название, написание)

- Как бы вы озаглавили этот текст?

Вывод:

- Какие бывают пр-я по интонации?

Вы любите зиму?

/……/

Формулируют сами, зачитывают из учебника.

 

 

- С-г. хочет посмотреть, умеете ли вы читать разные виды предложений, соблюдая правильную интонацию в следующем задании:

- Найдите лишнее пр-е.

Громко поют птицы.

Медом пахнут луговые цветы и травы.

Когда это бывает?

(Задание предлагается выполнить по желанию: кто в какой тройке предложений хочет)

Лишнее 3-е пр-е: оно вопросительное.

Показ слайда 6

(появление троек пр-ий).

 

Вы любите слушать дождь?

О чем он вам может рассказать?

Прилетают птицы, ярко светит солнце.

Лишнее 3-е пр-е: оно повествовательное.

 

 

Как чудесно весной!

Синеет высокое небо.

Бегут говорливые ручьи.

Лишнее пр-е 1-е: оно восклицательное.

Слайд 6

(оставленные «лишние» пр-я).

 

- Можно ли назвать написанное текстом?

- Каких птиц выпускает С-г весной?

- Какой из весенних месяцев изображён на картине И.Левитана «Весна. Большая вода»? Почему вы так думаете?

- Все пр-я на одну тему: «Весна».

- Март, апрель, май.

Показ слайда 7

(репродукция картины И.Левитана «Весна. Большая вода»).

Ф/м

- С-г предлагает отдохнуть.

Если вы услышите повеств. пр-е –шагаете на месте; воскл.- прыгаете;

вопрос.- наклоняетесь.

(Весной расцветает сирень. Вы ходили летом в поход? Дети ездят на лыжах..Как тихо кругом поздней осенью!)

 

 

Р-уч.

- В учебнике помещены стихи, в которых тоже говорится о волшебных птицах С-г.

- Cтр.65 упр.126

- Прочитайте задание (прочитать стих-я, отгадать о каком времени года говорится). Объясните.

- Перечислите летние месяцы.

- Какой из летних месяцев изображён на картине И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»? Докажите.

- Кто прочитает более выразительно…

- Назовите орфограммы, которые встретились в тексте.

- Спишите стих-е, которое вам больше понравилось.

Лето. Осень.

/…./

Уч-ся списывают под музыку П.И.Чайковского «Времена года».

Показ слайда 8

(репродукция картины И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем».)

 

Вывод:

Что мы повторили на уроке?

- Вы понравились С-г. Много знаете и умеете.

- Мы продолжали сегодня составлять предложения из слов, собирали предложения на одну тему о временах года.

/…./

Показ слайда 9 (1)

(С-г).

Показ слайда 10 (2, 5, 7, 8)

(все репродукции: осень, зима, весна, лето).

Д-з.

- Попробуйте  написать на открытке

для С-г письмо-сочинение, в котором вы  расскажете о любимом времени года, опираясь на вопросы.

Лучшие письма он будет зачитывать своим друзьям.

Вопросы.

- Какое время тебе нравится больше всего?

- Как в это время года выглядят

- небо

- земля

- деревья?

- Какие развлечения есть в это время года у детей? 

- Как выглядит твой поселок в это время года?

Показ слайда 11

(Изображение открытки, вопросы для  письма)

Список литературы

1. Ветрова Г. Сказка о грустном художнике. И. Левитан Изд. «Белый город» 2001г.

2. Ветрова Г. Сказка о грустном художнике. И. Шишкиш Изд. «Белый город» 2001г.

3. Ветрова Г. Сказка о грустном художнике. К. Юон Изд. «Белый город» 2001г.

4. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещение 1991 г.

5. Костенко Ф.Д. Дидактический  материал по развитию речи. 2 кл. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1979 г.

6. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2кл.  Гуманитарный изд. центр  ВЛАДОС 1999 г.

7. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык: Книга для учителя. М: Изд. «Первое сентября» 2000г.

8. Бельская А.С. Практический материал по русскому языку. Минск «Народная Асвета» 1977г.