Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Создать детям условия для развития их задатков и их культурного  удовлетворения – главное направление при решении социальных проблем детства.

С. Т. Шацкий

1. Особенности и тенденции личностного и социального развития детей в детском доме, как первичном институте социализации

Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем. Но в последнее время все чаще обращаются к детям-сиротам социальным или как иногда их называют в литературе «брошенные дети». Это дети, чьи родители отказались от их воспитания, забыли про них или не выполняют свою воспитательную функцию в правильном русле. Такие дети составляют основной контингент детских домов. Эти дети воспитываются в детском доме, воспитатели заменяют им и пап, и мам, в них проходит их начальный период жизни.
Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, формирующей личность, включенную в общественные отношения, и обеспечивающей нормальное социальное функционирование. Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности.
Условиями психологического развития служат биологические факторы (врожденные свойства организма, его полноценное созревание), источником – социальные (общественная среда), а движущей силой – активное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Это возможно только в случае, если социализация оказалась успешной и проходила в семье, так как в других случаях этот процесс очень редко бывает успешным.
Успешная социализация обеспечивает реализацию всех ожиданий человека, он становится гармоничной личностью, то есть развивающейся в соответствии с запросами общества, адекватно-реагирующей на изменения в обществе и чувствующей себя комфортно в обществе. Неудавшаяся социализация характеризуется невключенностью человека в различные сферы жизни, которые имеют для него важное или не очень важное значение. В детском возрасте закладываются те основы, та почва, на которой дальше развивается личность. От этого фундамента зависят развивающиеся качества ребенка – лидера или жертвы, самооценка, которая, конечно, может видоизменяться, но его основа постоянна. Если ребенку говорили каждый день, что он слабый, ничего не может сделать сам, то он в конце концов, поверит в это и будет жить с этим. В детском возрасте закладывается тот жизненный сценарий, который будет реализовываться в течение всей жизни.

2. Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома и результаты проведенного психологического обследования воспитанников Алданского детского дома

Первичной и наиболее важной проблемой в процессе развития детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, является проблема интеллектуального развития воспитанников. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в несформированности или неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т. д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).
Психолого-педагогические исследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников детских домов свидетельствуют о том, что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако исследования выявляют слабо сформированную картину мира, повышенную ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления, особенно у детей среднего школьного возраста. Наиболее выражено снижение вербально-логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы «Кто вам больше нравится?», «Что вы любите?», «Какое у вас настроение?» и т. п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить.
Эти данные свидетельствуют о том, что основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных интернатных учреждений являются средовые влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно-наследственные факторы, анатомо-физиологические нарушения работы центральной нервной системы. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения с взрослыми, которое было бы адекватно для детей воспитывающихся в детском доме.
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижение самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.
Результаты психолого-педагогического обследования, проведенные в Алданском детском доме в 2008-2009 учебном году (сентябрь-август), также свидетельствуют о значительных нарушениях эмоционально-волевой сферы воспитанников. У большинства детей младшего школьного возраста выявлены различные нарушения эмоционального состояния:

  • 28 % находилось в состоянии повышенной эмоциональной напряженности;
  • у 32 % наблюдалось состояние психического утомления, примерно столько же детей находилось в состоянии эмоционального стресса;
  • у 20 % детей отмечалось достаточно комфортное эмоциональное состояние.
  • общее снижение настроения, депрессивное состояние выявлены примерно у каждого третьего ребенка младшего школьного возраста;
  • у 20 % детей младшего школьного возраста отмечались агрессивность, враждебность по отношению к окружающим, примерно у такого же количества детей при столкновении с трудностями выявлены уход в себя, проявления пассивности и неготовности к активному разрешению конфликтов.

У большинства воспитанников-подростков наблюдались различные акцентуации характера при недостатке самоорганизованности и целеустремленности, снижении мотивации достижении успеха, чувствительности к жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению.  У  многих воспитанников старшей группы «Гранд» отмечались нарушения эмоциональных контактов с окружающими, недоверчивость, эмоциональная несдержанность и непродуктивная сверхактивность.
Психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.
Таким образом, результаты психологического обследования свидетельствуют о значительных проблемах развития личности у большинства воспитанников Алданского детского дома во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустемленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности». Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенного интеллектуального характера и социального взаимодействия.

3. Система  специальной работы по психолого-педагогической коррекции и мероприятия по формированию жизненной направленности и социализированности выпускников Алданского детского дома

Деятельность педагогического коллектива Алданского детского дома направлена на создание единой системы воспитательной работы. В плане воспитательной работы в детском доме отображены разнообразные компоненты воспитания: гражданско-правовое, эстетическое, военно-патриотическое, экологические, которые реализуются посредством следующих мероприятий:

  • беседы, лекции, дискуссии («Конституция самая большая драгоценность», «О правилах поведения», «Изучаем послание Президента Республики Саха (Якутии);
  • сочинения («Слово о родном крае», «Лиха беда начало», конкурс чтецов «Мой любимый город»);
  • акции – («1 декабря – День борьбы со СПИДом», «Три ступени, ведущие вниз», «Мы против наркотиков», «Сквернословие в моей жизни», акция милосердия и т. д.);
  • мероприятия, посвященные всем государственным праздникам Республики Саха (Якутия); «День матери»; КТД «Я люблю тебя, Россия», посвященное Дню Конституции; КТД «С новым годом!»; «День здоровья»; КТД «День Победы».
  • экологические субботники «Детский дом – наш родной дом».

В соответствии с планом воспитательной работы в детском доме воспитатели ежемесячно планируют воспитательную работу в группе.
Дети, проживающие в Алданском детском доме, разнообразно и активно проводят свои каникулы: выезжают в лагеря, на экскурсии, на отдых в лес, на оздоровление в санатории и т. д.
В свободное от занятий время воспитанники Алданского детского дома не проводят впустую, посещают различные кружки и секции, медиацентр, библиотеку, игровой зал, тренажерный зал, кружок «Умелочка», салон «Домовенок Кузя», психологические кружки «Познай себя» и «Время общения».
На 2009 – 2010 учебный год целью Алданского детского дома будет следующее:
формирование личности, которая будет способна на основе полученных знаний, навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, развиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.

Задачи:

  • воспитание гражданственности, уважение к правам свободам человека, патриотизма, любви к своей Родине;
  • повышение мотивации воспитанников к получению качественного образования, функциональной грамотности, а педагогов – к постоянному повышению квалификации и педагогического мастерства.

Каждый учебный год Алданский детский дом выпускает в самостоятельную жизнь своих воспитанников. Но только на вручении диплома не заканчивается опека воспитанников, так всем ребятам предоставляется возможность получить бесплатное дальнейшее профессиональное обучение, а в последующем и работу.
Администрация Алданского детского дома делает все возможное, чтобы выпускники смогли адаптироваться и реализоваться в социуме.
Для этого психологическая и социальные службы занимаются:

  • документированием выпускников;
  • оформляют социальные пособия;
  • допрофессиональной подготовкой, проводится цикл занятий по теме: «Человек и профессия»;
  • обеспечивают выпускников государственным жильем;
  • трудоустраивают;
  • проводят постоянные воспитательные мероприятия.
  • все дети проходят глубокое психологическое обследование.

4. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в Алданском детском доме

Диагностика позволила выявить детей, которые нуждаются в психологической помощи, психологической коррекции. Для оказания квалифицированной психологической помощи воспитанникам и педагогам, в Алданском детском доме, созданы все условия: работают два дипломированных психолога (по разным возрастным группам), на базе детского дома функционируют два кабинета психолога.
В кабинете, где работает психолог с воспитанниками школьного возраста имеется: сенсорная комната, которая оснащена самым новейшим оборудованием г. Санкт-Петербурга с учетом возрастных особенностей детей, зона для психологической диагностики и психологического консультирования.
В группе «Малютка» для развития у дошкольников эмоциональной и познавательной деятельности работает кабинет психологической разгрузки, где руководителем коррекционной группы является психолог.
Для развития творческого потенциала личности, создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности словами осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможность осуществить саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психически здоровой, для дошкольников и младших подростков,  организованы два психологических кружка «Познай себя и сделай шаг» и «Время общения».

Работа психолога в детском доме строится по следующим направлениям:

  • Психодиагностическая работа, в задачи которой входит: определение учебных возможностей воспитанников и уровня развития детей; выявлении причин неуспеваемости и трудностей в обучении; диагностика эмоционально-волевой сферы воспитанников, психологического состояния; выявление одаренных детей; диагностика готовности воспитанников к профессиональному самоопределению.
  • Развивающая, коррекционная работа целью, которой является оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей; оказание психологической помощи воспитанникам по преодолению отклонений в развитии, нарушений в поведении и обучении детей.

Коррекционная работа проводится по следующим коррекционным программам:

– развивающее-коррекционная программа для детей 1 типа рассогласования А-варианта (педагогическая запущенность);
– развивающее-коррекционная программа для детей 2 типа рассогласования между компонентами операциональной сферы А-варианта (нерациональные способы учения, механическое заучивание);
– развивающее-коррекционная программа для детей 3 типа рассогласования (рассогласование в личностной сфере: слабоволие);
– развивающее-коррекционная программа для детей 3 типа рассогласования В-варианта (низкий уровень воспитанности);
– развивающее-коррекционная программа для детей 3 типа рассогласования Г-варианта (рассогласование в личностной сфере: эффект неадекватности, акцентуации;
– развивающее-корекционная программа для учащихся 1 типа рассогласования В-варианта (интеллектуальная пассивность).

  • Просветительская и консультативная работа – консультирование администрации, педагогов, воспитанников по проблеме обучения и воспитания; повышению психологической культуры педагогов и воспитанников Алданского детского дома.

На протяжении всего учебного года, имеет тесное сотрудничество с администрацией, с педагогами, классными руководителями, с воспитателями.
Выявляется характер проблем, возникающих у педагогов в процессе работы.
С целью просвещения педагогов детского дома проводятся: методические кружки, круглые столы, педсоветы, семинары.

В этом учебном году с привлечением психологов прошли педсоветы на следующие темы:

– «Меняющийся мир и модель выпускника Алданского детского дома»;
– «Психологические особенности детей-сирот»;
– «Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями».

Проведены беседы с воспитателями на следующие темы:

– «Правила работы с тревожными детьми»;
– «Что делать, если у ребенка случилась истерика»;
– «Кризисы подросткового возраста»;
– «Как определить природные способности ребенка»;
– «Суицидальное поведение подростков».

  • Экспертная деятельность.

Активное участие психологи Алданского детского дома принимали в консилиумах (работа с органами опеки, с врачами психиатрами), комиссиях (ПМПК психолого-медико-педагогическая комиссия, КДН – комиссия по делам несовершеннолетних), административных совещаниях по принятию решений, требующих психологического разрешения ситуации.  

  • Работа с одаренными воспитанниками Алданского детского дома

Создана база одаренных детей:

– музыкальный талант имеют 5 воспитанников Алданского детского дома;
– технические способности выявлены у одного воспитанника;
– артистический талант у 2 воспитанников;
– спортивный талант у 7 ребят;
– художественные способности у 2 детей.

Отзывы детей о занятиях психологии:

«На занятиях психологии я много думаю о своей жизни, о людях, с которыми приходится дружить и с которыми ссорюсь. Занятия помогают мне понять себя и лучше узнать других». Воспитанница Шестакова Надя, 3 класс.

«После занятий я чувствую себя лучше, увереннее». Сахаутдинов Вова, 3 класс.

«Я хочу стать психологом и помогать людям в их беде, как наш психолог». Булгакова Ксения, 9 класс.

«Здорово, что у психолога можно получить умный совет и в последствии принять правильное решение». Хрон Слава, 9 класс.

«Меня мучили страхи, особенно ночью, а после посещения психолога я ничего не боюсь» Фартушный Иван, 3 класс.

В заключение хочется сказать:

Согласно проведенному мониторингу следует, что социально-психологическое и педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в Алданском детском доме показывает положительную динамику результатов работы педагогов-психологов с воспитанниками. За период социально-психологической и педагогической коррекции с воспитанниками удалось достичь:

– улучшение настроения, самочувствия, увеличение активности;
– положительную динамику в когнитивной сфере –  большинство детей, которые в этом учебном году были переведены из коррекционных классов в общеобразовательные, хорошо справляются со школьной программой;
– снизилась личностная тревожность;
– увеличился уровень субъективного контроля;
– изменились интересы и качество эмоций;
– улучшилось настроение к себе, к другим, к своему будущему.

Характерно, что вышеперечисленные изменения произошли под влиянием организованной комплексной психолого-социально-педагогической коррекционной работы.
Таким образом, решение проблемы успешной социализации детей-сирот в условиях детского дома возможно. Для ее решения необходима комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, хорошо организованная и качественно проведенная.

Ребенок – мотылек над пенным потоком жизни. Как придать прочность его крыльям, yе снижая полета, закалять, не утомляя.

Януш Корчак