КВН по книге В.Бианки "Лесная газета"

Разделы: Начальная школа


Задачи: познакомить детей ближе с книгой В.Бианки “Лесная газета”; расширить знания детей о птицах; развивать память, мышление, внимание, пополнить словарный запас; воспитывать любовь к родной природе и желание охранять природу.

Оборудование: эмблемы команд, презентация; костюмы белых лебедей, гусей и бабуси; маски кукушки и петуха; музыкальное оформление; выставка книг: В.Бианки “Лесная газета”, Г.Остер “Зарядка для хвоста”, С.Лагерлёф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”, Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”, А.С.Пушкин “Сказка о золотом петушке”, А.Милн “Винни-Пух и все-все-все”, И.А.Крылов. Басни, Г.Х.Андерсен. Сказки.

Перед проведением игры зрителям и участникам игры было предложено прочитать книги, указанные выше.

Представление команд учителем. Девиз и представление команд: “Пингвины” и “Утята”. Приветствие жюри.

Разминка:

Команда “Утята”:

а) Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

б) Какая птица выше всех летает? (Орёл.)

в) Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк.)

Команда “Пингвины”

а) Где устраивают себе гнёзда скворцы, для которых не хватило скворечен? (В садах, в дуплах.)

б) Когда температура тела воробья ниже летом или зимой? (Постоянная.)

в) Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)

Вопросы по книге В.В.Бианки “Лесная газета”.

Команда “Утята”

а) У каких наших певчих птиц самцы жёлтые, а самки зелёные? (У клестов.)

б) Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (Собирают червей, насекомых.)

в) Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье – круглое с крышей.)

г) От чего говорят: “Как с гуся вода?” (Оперение гусей покрыто жиром, вода легко стекает.)

д) Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах и лошадях? (Поедают насекомых, которые находятся в волосяном покрытии.)

Команда “Пингвины”

а) Где устраивают себе гнёзда скворцы, для которых не хватило скворечен? (В садах, в дуплах.)

б) Детёныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание,- у кого это? (У кукушки.)

в) Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах? (Птица бросит гнездо.)

г) Какая птица выводит птенцов даже среди снега? (Клёст.)

д) Какая певчая птичка достаёт себе пищу, ныряя в воду? (Оляпка.)

Вопросы болельщикам. Ведущий:

  • На каких птиц похожи маленькие лебеди?
  • Кто написал сказку “Гадкий утёнок”?
  • Какие ещё сказки Андерсена вы знаете, в заголовках которых есть название птиц? (Соловей.)

Учитель: - Взрослых лебедей вы, конечно, видели. А приходилось ли вам видеть маленьких лебедей? (Ответы из зала.) Из одного заморского зоопарка нам привезли несколько маленьких лебедей. Прошу их ввести. (Входят четыре мальчика в балетных костюмах.) посмотрите, как они грациозны. Но это не простые лебеди: они умеют танцевать. Не верите? Сейчас вы увидите, что я говорю правду.

Мальчики в бальных костюмах исполняют “Танец маленьких лебедей” на музыку из балета “Лебединое озеро” П.И.Чайковского

Конкурс “Тир. Бей ударом прямо в цель!” (смотреть слайды)

Команда “Утята”

а) Кто раньше прилетает к нам – стрижи или ласточки? (Ласточки.)

б) Какие птицы не вьют гнёзд, а выводят птенцов в песке? (Чайки.)

в) Все ли птицы выводят птенцов один раз в лето? (Нет.)

г) Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую над землёй? (В сырую погоду воздух тяжёлый, полный влаги, и не даёт насекомым подниматься вверх.)

Команда “Пингвины”

а) Отчего домашние утки и гуси весной начинают вдруг тоскливо кричать и приходят в сильное возбуждение? (предки наших домашних уток и гусей были перелётными птицами. Они тоскуют: их тоже тянет куда-то лететь.)

б) Какого цвета яйца у чаек? (Под цвет песка.)

в) Зачем куры перед дождём перебирают клювом перья? (Смазывают перья жиром.)

г) Какого цвета самый крупный из наших дятлов? (Чёрный с красной шапочкой.)

img4.jpg (9878 bytes)

Викторина для болельщиков.

  • У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см.)
  • У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвинов.)
  • Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
  • Где синицы вьют гнёзда? (В дупле дерева.)
  • Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков и личинок.)
  • Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда у них появляются гусята.)
  • Какой длины достигают крылья гуся? (До 1,5 метров.)
  • Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под своими крыльями.)
  • Я неслучайно задала вам много вопросов о гусях. Когда я была маленькой, у моей бабушки тоже были гуси. И вот какой случай произошёл.

Сценка под песенку “Весёлые гуси”. В сценке принимают участие: бабуся и 2 гуся.

Викторина для зрителей.

  1. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)
  2. Гнездо какой птицы висит над самой водой на конце ветки в виде мягкого мешочка? (Ремез.)
  3. Что такое Красная книга? (Книга о животных, которые исчезли или которым грозит опасность исчезновения.)

Красная книга

Рассказ учителя: Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! В Красную книгу мира уже записано 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц, но записать животное или растение в Красную книгу ещё не значит их сохранить. Это только пока сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает. Кому положено тот разрабатывает по охранные меры, а остальные должны знать об этом, чтобы не навредить всему живому.

Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

На чёрных страницах списки тех, кого уже нет, кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего.

На красных страницах записаны особо редкие или исчезающие животные. Они ещё кое-где сохранились, их ещё можно встретить, но их уже так мало, что они могут исчезнуть совсем. (В Краснодарском крае занесены в Красную книгу исчезающие птицы: змееяд, чёрный аист, стервятник, беркут, орлан; редкий вид: каравайка, скопа, пищуха, бородач, белоголовый сип, осоед, сапсан, черноголовая чайка, филин, тетерев, шилоклювка.)

На жёлтых страницах те животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы. (Под угрозой исчезновения у нас в красе: пеликан кудрявый, пеликан розовый, дрофа, стенолаз.)

На белых страницах те же животные, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших площадях, положение их неустойчиво.

На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или не установлены.

На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено. (В нашем крае занесены птицы: королёк, черноголовый поползень.)

ГЛАВНЫЕ НАШИ ЗАДАЧИ: чтобы ни одно живое существо больше не попало в чёрные списки чёрных страниц.

ИДЕЯ КРАСНОЙ КНИГИ: спасти весь животный и растительный мир.

У нас в Краснодарском крае есть своя “Красная книга Краснодарского края” (показ слайдов с обложкой книги)

“Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало в чёрные списки чёрных страниц. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир”.

Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают, наказывают. Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса. Сейчас вы услышите голоса некоторых из них. Постарайтесь узнать, какой птице принадлежит та или иная песня.

Слушание голосов птиц (см. слайд).

Звучит песня капитанов “Не знали наши мамы, не знали наши папы...”

Конкурс капитанов (загадки)

  1. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.)

  1. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)
  2. Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова.)
  3. Встали братья на ходули, ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли им с ходулей не сойти. (Журавль.)
  4. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает, в полях ночует, коноплю ворует. (Воробей.)
  5. Каждый год я к вам лечу – зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой ярко красный галстук мой. (Снегирь.)

- Друзья мои, не устали ли вы сидеть? Тогда давайте все вместе отдохнём - потанцуем. И так “Танец утят”, французский танец. Звучит музыка. Все присутствующие танцуют.

Учитель: - Все мы любим сказки. Следующий конкурс так и называется “Знаете ли вы сказки?”. (показ слайдов)

Каждой команде предлагается посмотреть на рисунки с изображением героев разных сказок. Одним из действующих лиц в них обязательно является птица.

Вспомните название сказок и автора. (смотреть слайды)

  1. Галчонок. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот.)
  2. Попугай. (Г.Остер “Зарядка для хвоста”.)
  3. Гусь. (С.Лагерлёф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.)
  4. Петушок. (А.Пушкин “Сказка о золотом петушке”.)
  5. Сова. (А.Милн “Винни-Пух и все-все-все”.)
  6. Ласточка. (Г.Х.Андерсен “Дюймовочка”.)
  7. Жар-птица. (П.Ершов “Конёк – горбунок”.)
  8. Ворон. (Г.Х.Андерсен “Снежная королева”.)

Загадки для болельщиков:

Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах.
На часы не взглядывает, а время знает. (Петух.)

Спереди – шильце, сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце. (Ласточка.)

Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)

Среди деревьев кузницы куют. (Дятлы.)

Мать, отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду – чужим сбуду. (Кукушка.)

Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин.)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

Шапочка алая, жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький. (Курица.)

Это старый наш знакомый,
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками, к болоту. (Аист.)

Учитель: - В качестве домашнего задания командам было предложено инсценировать одну из басен И.А.Крылова, среди героев которой есть птицы.

Члены команд показывают инсценировки басен. (“Кукушка и петух”, “Ворона и лисица”.)

Испытание “Остроглаз” (смотреть слайды – тени птиц)

Пока жюри подводит итоги, задания для зрителей:

Вопросы по книге В.В.Бианки

  1. Что птицам страшнее – холод или голод зимы? (Голод.)
  2. Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы зимой на юге? (Нет.)
  3. Почему тушка мёртвого клеста даже и в тепле долго не разлагается? (Пропитывается смолой от шишек.)
  4. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки.)
  5. Охотникам случается убивать зайцев с совиной или ястребиной лапой на спине. Отчего это бывает? (Когда птицы нападают на зайца, одной ногой вцепляются ему в стину, а другой стараются схватиться за ветки деревьев и кустов. Перепуганный заяц мчится так, что иногда разрывает пополам вцепившуюся мёртвой хваткой птицу.)
  6. Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Нет, не все.)

Учитель: - Ещё одно задание для зрителей: я предлагаю вам отгадать пословицу, которая вскоре появится на табло. Сейчас вы видите только одно открытое слово: “Птицу …”. Кто продолжит эту пословицу, получит в награду книгу о животных. (“Птицу узнают в полёте, а человека – в работе”.)

Члены жюри подводят итоги, награждение победителей.

С.Лагерлёф. “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”. Обложка книги для конкурса.

Г.Х.Андерсен. “Дикие лебеди”.Обложка книги для конкурса.