"Жизнь дана на добрые дела". Чтение слогов, слов, предложений с буквой Д. Урок обучения грамоте (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

Образовательная

- совершенствовать навыки чтения слогов, слов, предложений с буквой Д д

Развивающая

- развивать фонематический слух и речь учащихся;

- обогащать словарный запас детей, расширяя знания об окружающем мире

Воспитательная

- побуждать детей проявлять качество доброты в социуме

Ход занятия

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску поглядели.

II. Подготовительный этап к изучению материала.

(Надпись на доске) Слайд 1, приложение 1

Жизнь дана на добрые дела.

- О каком качестве мы будем говорить на уроке?

Проблемный вопрос: Трудно ли быть добрым? Слайд 2, приложение 1

Игра “Наоборот”

Учитель называет слова по одному, дети – слова, противоположные по смыслу.

ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ

КОРОТКИЙ – ДЛИННЫЙ

ВРАГ – ДРУГ

ДИКИЙ – ДОМАШНИЙ

МАЛЬЧИК – ДЕВОЧКА

ГОРОДСКОЙ – ДЕРЕВЕНСКИЙ

Дети отвечают на вопрос, с какой буквой будут читать слоги, слова, предложения на уроке.

Задание на развитие внимания и кратковременной памяти.

- Какие слова запомнили на букву Д?

III. Тема, цель урока.

IV. Работа над материалом.

1) Беседа.

- Что такое доброта? (Высказывания детей)

В словаре Ожегова записано: Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

- У нас сегодня гость (иллюстрация). Дельфин. Слайд 3, приложение 1

- У каждого из нас есть имя, давайте назовем его так, чтобы его имя отображало доброту. (ДОБРЫЙ, ДОБРЯК, ДОБРЯЧОК, ДОБРЫНЯ).

- Чем отличаются слова ДОБРЫЙ и ДОБРЯК?

(Добрый – отзывчивый, добряк – очень добрый, бесхитростный).

- Можно ли назвать дельфина добрым?

Учитель. Кто будет хорошо работать, за правильные и полные ответы получает по “рыбке”, чтобы накормить дельфина.

- Какие интересные факты вы знаете о дельфинах?

1 ученик.

Дельфины являются близкими родственниками китов.

Мозг дельфинов часто превышает мозг человека. У них отличный слух, но плохой нюх.

2 ученик.

Некоторые дельфины могут “петь”, т.е. длительное время издавать звуки. Эти животные практически постоянно переговариваются, как отмечают водолазы.

3 ученик.

Дельфин может понимать речь – отдельные предложения и обучаться, понимая. Что от него требуется. Эти животные давно являются героями кинофильмов, телесериалов. Часто дельфины спасали людей. Загадочная улыбка всегда привлекала нас к этим животным.

Учитель. Не только дельфины спасали моряков, но известны случаи, когда человек выручал этих животных, проявляя доброту. Так, самый высокий человек в мире китаец Бао Сишунь спас жизнь двум дельфинам океанариума в городе Фишунь на севере Китая. Благодаря длине рук ему удалось вытащить из желудка дельфинов проглоченные ими пластиковые изделия.

(Вручение “рыбок” активным детям).

Артикуляционная разминка.

- Дельфины умеют понимать речь человека и разговаривать на своем языке. Давайте и мы потренируем наш ротик для правильного и четкого произношения звуков.

НА ДНЕ ОКЕАНА ЗВЕЗДА.

(Произношение тихо, громко, медленно, быстро, как скороговорку).

Повторение букв, чтение слогов.

- Чтобы не было одиноко нашему дельфину Добряку, мы поможем ему найти друзей – маленьких дельфинчиков.

1) Для этого сначала повторим изученные буквы.

Работа с “Русской азбукой” (В. Г. Горецкий) – с.99 – ученики называют буквы, обозначающие согласные звуки

Н М Л Р Б В Д З

П К Т С

2) Работа с конвертами.

Из конвертов с дельфинами достают изображения дельфинов и букв. Выкладывают те карточки, на которых есть буквы, обозначающие гласные звуки: А О У Ы И Е. Прикладывают к ним иллюстрацию дельфинчика с буквой д: ДА ДО ДУ ДЫ ДИ ДЕ. Учитель показывает на доске. Читают образовавшие слоги.

Отметить активных детей (вручение “рыбок”).

Физкультминутка

Когда в названных словах будет звук [ д ]- встают мальчики, когда звук [ д' ] – встают девочки.

ОРДЕН ДЕВОЧКИ ДУДОЧКИ ДОМИК БЕЛОЧКА

ДЮЙМОВОЧКА ЗВЕЗДА ДЕНИС ДОБРОТА

Дети должны быть внимательными, потому что в некоторых словах нет звуков[ д ], [ д' ].

Упражнение “Доскажи строчку”. Слайд 4, приложение 1

ДО – ДУ – ДА – в море синяя вода.

ТА – ТА – ТА – в нашей речке красота.

ДИ – ДЭ – ДЫ - … (придумывают дети).

Чтение слов. Рассуждения. Слайд 5, приложение 1

Прочитаем слова на иллюстрации. ( ДОМ, ДЕД, ДОРОГА).

Учащиеся потом называют слова с буквой Д, спрятанные на картинке.

(ДЫМ, ДРОВА, ДУШ, ДУБ, ДУПЛО, ДЯТЕЛ, БОРОДА, ДВЕРЬ, ДЫМОХОД, ДОСКА).

Пофантазируем!!!

- Как предметы и природа могут быть добрыми по отношению к нам, людям?

Отметить активных детей (вручение “рыбок”).

Чтение слов, применяя ребус – метод.

- Дельфины любят обучаться, и сейчас мы будем читать слова ребус – методом. Нахождение соответствующих картинок из конвертов после прочитанных слов.

АИСТ – КУРИЦА – ЛАМПА – акула Слайд 6, приложение 1

ЛИСТИК – САНКИ – лиса Слайд 7, приложение 1

ПАЛЬМА – РУЧКА – САНКИ – паруса Слайд 8, приложение 1

Какое слово лишнее и почему? Слайд 9, приложение 1

(Возможные ответы:

1) ЛИСА – слово из 2 слогов, а другие – из 3.

2) ПАРУСА – слово, обозначающее неживой предмет.

3) ЛИСА – потому что никак не связано с морем, океаном. А слова АКУЛА, ПАРУСА связаны с водным пространством.

4) ЛИСА – 2 гласных: И, А. А в остальных словах – одинаковые гласные – А, У, А.)

Игра “Звук заблудился”. Читают хорошо читающие дети. Слайд 10, приложение 1

* НА ПОЛЯНЕ ВЕСНОЙ

ВЫРОС ЗУБ (дуб) МОЛОДОЙ.

* МАМА С БОЧКАМИ (дочками) ПОШЛА

ПО ДОРОГЕ ВДОЛЬ СЕЛА.

* СЕЛА В ЛОЖКУ (лодку) И – АЙДА!

ПО МОРЮ ТУДА – СЮДА.

Учитель. Давайте узнаем, что за гость еще у нас?

1. Дети, которые слабо читают, из кубиков Зайцева складывают слово ВОДОЛАЗ.

2. Дети, что остались на местах из разрезанных слогов складывают слово.

Затем один из учеников рассказывает про водолазов. Иллюстрации на доске.

Слайд 11, приложение 1

Водолаз – рабочий, занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде. 160 лет назад была основана первая школа водолазов. Был такой император Александр, который своим указом основал эту школу.

Каждый из водолазов может оказать первую медицинскую помощь, потушить пожар любой сложности и имеет альпинистскую подготовку.

Полный комплект оборудования в спецмашину с трудом грузят

двое пожарных. Работа это коллективная. На суше водолаз почти беспомощен.

Спасение людей, подъем провалившихся под лед автомобилей – обычная забота водолазов. Профессия водолаз относится к числу профессий с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.

- Какие добрые дела может совершать водолаз?

- Как мы можем определить, что это водолаз, а не человек другой профессии?

Добрые дела может совершать человек любой профессии.

Стихотворение “Чем пахнут ремесла?” (Декламируют учащиеся)

Ученица.

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Ученик.

Мимо столярной
Идешь мастерской, -
Стружкой пахнет
И свежей доской.

Ученик.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Ученик.

Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего –
Маслом машинным.

Ученица.

Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.

Ученик.

Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

Ученик.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.

Ученица.

Сколько не душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята.

Игра “Угадай профессию”

В руках некоторых детей слова (названия профессий)

- Я лечу больных. (Врач)

- Я рисую картины. (Художник).

- я готовлю обеды. (Повар)

- Я учу детей. (Учитель).

Отметить активных детей (вручение “рыбок”).

Работа с учебником, с.113

По иллюстрациям дети называют профессии изображенных людей.

(ИНЖЕНЕР, РАБОЧИЙ, ВРАЧ, КАПИТАН, ХУДОЖНИК, ПОВАР).

- КАК ВЫ ОПРЕДЕЛИЛИ, ЧО ЭТО ЛЮДИ ТЕХ ПРОФЕСИЙ, КОТОРЫ ВЫ НАЗВАЛИ?

Чтение текста.

1) Самостоятельное чтение шепотом. Индивидуальная работа.

2) Чтение вслух читающими детьми.

3) Чтение по одному слову рядами по очереди.

4) Чтение учителем. Сравнение учениками чтения учителя и учащихся. Высказывания.

5) Выборочное чтение.

- - Кем работает папа Тимы?

- Кем работает мама у Димы?

- Чей брат музыкант?

Беседа.

- Кем работают ваши родители?

- Зависит ли от профессии добрый человек или нет?

Отметить активных детей (вручение “рыбок”).

Работа с предложениями в тетради. Слайд 12, приложение 1

Учитель читает, дети следят.

ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ МИР ДЕРЖИТСЯ.

ДОБРЫЕ ДЕЛА ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.

ДОБРОЕ ДЕЛО - ЧТО ДОЖДЬ В ЗАСУХУ.

ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА.

V. Итог.

Высказывания, рассуждения обучающихся на проблемный вопрос урока.

Оценивание работы учащихся на уроке. Слайд 13, приложение 1

Дети “кормят” дельфина, изображенного на доске (кладут “рыбки” в океанариум).

Творческое задание.

Нарисовать дерево доброты, где столько плодов, сколько добрых дел вы совершили. Это задание лучше выполнять с семьей, родители вам помогут подписать плоды добрых дел.

- Для чего же мы будем рисовать такое дерево?

Мы выполним задание на перспективу, на будущее. Слайд 14, приложение 1

Создадим “Книгу доброты”, где первыми страничками у нас будут наши деревья. И назовем эту страничку “Жизнь дана на добрые дела”.

Слово учителя.

Машинисты и ткачи, трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры, комбайнеры и актеры,
Повара и кузнецы, водолазы и певцы –
Все когда–то в первый раз
Приходили в первый класс.
И директор ваш, ребята,
С букварем ходил когда-то.
И учительница ваша начинала точно так же…
Все ходили в первый класс, -
Ваша очередь сейчас.
Год за годом промелькнет,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога!

Урок закончился. И мне бы хотелось, чтобы вы никогда в своей жизни не забывали о таком прекрасном качестве – доброте – и добрых делах.

Помните всегда: Слайд 15, приложение 1

Жизнь дана на добрые дела.