Открытый урок по окружающему мира на тему "Ельник"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • показать условия жизни в еловом лесу;
  • познакомить с основными представителями живой природы;
  • расширить и обогатить словарь детей;

Ход урока

  1. Орг. момент. СТОЯ
  2. -Прозвенел звонок и смолк,
    Начинается урок.

    -Настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Каким стало настроение, когда улыбнулись? (хорошим, веселым)

    Картинку с настроением на доску

    -Своим лицом, мимикой покажите друг другу и мне свое хорошее настроение. Чтобы улучшить внимание, сделаем массаж ушек.

    Делаем массаж ушек.

    -Присаживайтесь, пожалуйста.

  3. Повторение изученного.

- Куда мы совершали путешествие на прошлом уроке? (в березовую рощу)

- Давайте вспомним. Возьмите лист с табличкой. Если согласны с моим высказыванием, ставите, если нет -+.

Тест

1.Березу называют красавицей русской природы.

2.Береза не любит свет.

3.В березовом лесу светло, так как белые стволы берез хорошо отражают лучи света.

4.Вороны устраивают свои гнезда на березах.

5.Крот – наземное животное.

6.Колокольчики – светолюбивые растения.

7.Песня иволги напоминает звук флейты.

8.Ствол березы коричневого цвета.

9.Лес, в котором растут березы, называется березовой рощей.

-Соедините точки в порядке возрастания. Если у вас получилась цифра 5, то за тест вы получаете “5”. Поднимите руки, у кого “5”. Остальные получат оценки после проверки. Передайте листки вперед.

3) Новая тема.

А) – Продолжим разговор о лесах. Сегодня нам встретятся не белоствольные красавицы березы, а совсем другие деревья. Какие? Отгадайте.

Ее всегда в лесу найдешь
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый год-
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот:
Готовят ей наряды.
-Что это?

Спросить нескольких ребят

Ель, елка

(Если оба варианта скажут)

-Кто прав? (Оба)

-Мы привыкли про это дерево говорить елка, а как его называют ученые? (ель)

Д ЕЛЬ

На доске силуэт деревьев

- Найдите на рисунке ель. Объясните свой выбор. (ветки вниз, по всей длине ствола, раскидистые, внизу более длинные)

-Покажите жестами, как растут ветки у ели.

Вешаю на доску рисунок ели.

-Как называют еловый лес? (ельник)

Ель ник

Рисунок на доску.

-Кто был в еловом лесу? Что вы там заметили? (В еловом лесу всегда темно и прохладно.)

-Потому что ели в лесу растут близко друг к другу.

Б) П\Р Сравнение веток и шишек ели и сосны.

-Среди веточек на столе найдите еловую. Покажите.

(Если все показали правильно) – Молодцы. А вторая принадлежит какому дереву? (сосне).

(Если покажут разные)- Большинство ребят оказались правы. Вот эта – еловая ветка. (Показываю сама)

-Сравните ветки. Чем похожи? (зеленые, у обоих иголки)

-Как называются иголки? (ХВОЯ)

Д ХВОЯ

-Чем отличаются? (разные хвоинки; у ели расположены по одной, короче; у сосны – парами, длинные)

(Если не скажут парами: попробуйте оторвать хвоинки. Что заметили?)

- Понюхайте ветки. Чем пахнут? (елкой, Новым годом)

- На самом деле так пахнет смола.

- Зарисуйте фломастером на листочках ветку ели и сосны.

-Где созревают семена у ели? (в шишке)

-Покажите еловую шишку.

-Большинство ребят оказались правы. Мне приятно, что вы наблюдательны.

-Как еловую шишку отличить от сосновой? (у ели – узкая, длинная; у сосны - мелкая, круглая)

- На что похожи шишки? (у ели – на сосульку, у сосны - на шарик)

-Шишки у ели растут вниз.

Прикрепляю шишку на елку.

-Дорисуйте на своих веточках по 1 шишке.

Физкульт. минутка

Ели на опушке
До небес макушки
Слушают. Молчат
Смотрят на внучат
А внучата-елочки
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.

4)Работа в группах.

-Сейчас я предлагаю вам провести исследование на тему “С кем дружит ель?”. Работать вы будете в группах . У каждой группы свое задание. Вы должны выбрать интересную информацию об определенном объекте из справочной литературы и учебника и составить рассказ. Не забудьте решить, кто будет выступать у доски.

Группы работают под тихую музыку.

    1. Грибы
    2. Кислица
    3. Муравьи
    4. Синица
    5. Белка
    6. Клест
    7.  

Выходят отвечать по двое, один привешивает картинку, второй рассказывает. Учитель и остальные ребята добавляют.

5.Итог. Рефлексия.

-Мы узнали: с елью дружат и растения, и животные, и грибы.

-Что привлекает в еловый лес животных: зверей, птиц, насекомых? (корм, есть, где укрыться)

-Почему так мало растений в еловом лесу? (в лесу темно, не все растения любят тень)

-Приглашаю вас отправиться в еловый лес, может быть еще кого там встретим.

ВИДЕО

-Кого вы еще увидели в лесу?

-Через несколько дней ели придут в каждый дом. Почему? (новый год)

-В основном это будут искусственные ели. Такие, как эта. И люди будут их украшать. И мы займемся этим. У вас на столах конверты с бантиками.

Если вы считаете, что урок прошел интересно, и вы узнали много нового, то возьмите оранжевый бантик.

Если вы считаете, что урок прошел хорошо, но вы хотели бы узнать больше, то возьмите синий бантик.

Если вы считаете, что время потрачено зря, ничего нового вы не узнали, то возьмите белый бантик.

-Сделайте свой выбор.

-От вашей оценки собственного труда будет зависеть и дом. Задание.

Д\З 1) с. 108-110 прочитать

2)р.т. с.23 №39,40

3)подготовить рассказ на тему “Кого еще можно встретить в еловом лесу”

- А настроение у вас по-прежнему хорошее? Тогда подарим наши улыбки гостям. Попрощаемся с ними.