Формирование первичных навыков анализа предложений у старших дошкольников с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


На занятиях по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе традиционно большое внимание уделяется звуко-буквенному и слоговому анализу слов. При этом часто упускается из вида формирование представлений о предложении. Между тем именно предложение стало основной единицей анализа в современной лингвистике и формирование первоначальных представлений о нём должно помочь будущим ученикам в овладении грамматикой и синтаксисом. Также необходимо отметить тот факт, что у детей с общим недоразвитием речи к началу школьного возраста уровень сформированности лексико-грамматических средств языка значительно отличается от нормы. У них отмечаются стойкие отклонения в усвоении и применении грамматических законов языка, бедность словарного запаса, особенно глагольного словаря и словаря прилагательных. Предложенная программа должна не только дать дошкольникам первоначальные представления о частях речи и научить навыкам анализа предложений, но и помочь решить такие важные задачи, как усвоение грамматических законов языка, норм словоизменения и согласования слов в предложении, расширение словаря и развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи.

За время работы в детском саду я успела заметить, что работа со всевозможными схемами очень нравится детям старшего дошкольного возраста, ведь для них это что-то новое, из взрослой, школьной жизни, в которую они так стремятся поскорее попасть. Поэтому на занятиях по обучению грамоте я стараюсь активно использовать схемы.

Работу по формированию представлений о предложении можно вести параллельно с овладением навыками звуко-буквенного и слогового анализа и чтения. Необходимо провести предварительную работу: дети должны хорошо усвоить понятия “звук”, “слог”, “слово”. Вот как я объясняю детям эти понятия. Звук - это то, что мы слышим и произносим, это самая маленькая часть нашей речи. Слог - это два или несколько звуков рядом, в слоге обязательно должен быть гласный звук, чтобы слог можно было пропеть. Слог ничего не обозначает. А вот слово всегда обозначает какой-нибудь предмет, явление или действие. Слово состоит из слогов.

Только после того, как дети усвоили основные понятия и свободно в них ориентируются, вводится понятие “предложение”. Научное объяснение этого понятия слишком сложно, для нас предложение – это несколько слов, которые связаны друг с другом и несут какой-то смысл. Например, “дождь, улица, шел” - это не предложение, а просто слова, которые не имеют никакого смысла, а вот “На улице шел дождь” - это предложение, потому что из него мы узнали о чем-то, что-то поняли.

Итак, мы движемся от простого к сложному, от минимальной частицы нашей речи – звука – к сравнительно большой ее части – предложению.

Когда понятие “предложение” усвоено детьми и они могут отличить его от простого набора слов, можно переходить к представлениям о частях речи. Понятия “существительное”, “прилагательное” и “глагол” мы оставим школьным учителям. Для нас я предлагаю ввести такие понятия: “слово-предмет”, которое можно нарисовать и “слово-действие”, которое можно показать. Для обозначения этих слов мы используем схемы. В литературе я встречала различные схематические изображения для синтаксического анализа, некоторые из них просто чудовищны, ведь нам необходимо дать детям первоначальные представления о разных частях речи так, чтобы это помогло им в дальнейшем школьном обучении, а не мешало, создавая путаницу. Я рекомендую слова-предметы изображать простой белой полоской без каких-либо изображений, ведь существительные могут быть разными частями предложения, и в школе детям будет легко дорисовать на этой белой полоске как одинарную линию для подлежащего, так и пунктир для дополнения. Для слов-действий мы используем полоску с двумя линиями, т.е. ту схему, которая будет использоваться в школе для сказуемого.

Когда дети научатся различать существительные и глаголы и составлять схему простого предложения из двух слов, можно переходить к новым частям речи – прилагательным. Это “слова-признаки”, они делают предметы красивыми и разными. Схематически мы изображаем слово-признак полоской с волнистой чертой, как впоследствии и определение в школе. Дети учатся составлять различные схемы предложений, а затем и придумывать предложения к предложенным схемам. Такой вид заданий очень нравится дошкольникам, занятия проходят с удовольствием и интересом. Можно разнообразить задания и попросить подобрать как можно больше слов-действий или слов-признаков к данному предмету. Вот еще несколько вариантов заданий: подобрать слова-предметы к признаку “красивые”, подобрать слова-признаки к предмету “пальто”, подобрать слова-предметы к действию “бегут”. Такие задания развивают слуховое внимание, обогащают словарь и формируют навыки правильного согласования слов в предложении, что является очень важным для детей с ОНР.

Знакомство с частями речи, овладение первичными навыками анализа предложений и умение работать со схемой не являются единственной целью занятий. На них решаются очень важные и нужные для детей с общим недоразвитием речи задачи, такие как усвоение грамматических законов языка, норм словоизменения и согласования слов в предложении, расширение словарного запаса, особенно глагольного словаря и словаря признаков, развитие связной речи.