Групповая работа на уроках технологии при изучении раздела "Профессиональное самоопределение"

Разделы: Технология


Цель: выявить уровень профессиональной готовности учащихся 8 класса к самостоятельному выбору профессии и продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Задачи:

Обучающие: обобщение изученного материала по теме “Профессиональное самоопределение”, составление логической цепочки “Хочу - Могу - Надо”, знакомство с профессиограммами, анализ различных видов профессий и требований профессий к человеку.

Развивающие: развитие креативного мышления и интеллекта, развивать умения задавать наводящие вопросы и анализировать ответы, развивать навыки работы в группах, закрепление понятий в игровой форме.

Воспитательные: воспитание у учащихся любви и уважения к различной трудовой деятельности.

Социализирующие: помочь учащимся ориентироваться в огромном мире профессий, подготовить их к осознанному выбору профессии и путям профессионального образования, обучение ребят общению и взаимодействию.

Используемые методы: работа в группах, интерактивные формы обучения, использование ролевых игр.

Возраст учащихся: 8 класс.

Ход урока

Одним из важных условий эффективной организации урока считаю правильное комплектование групп из 4-5 человек с учетом межличностных отношений. Преимущество такой работы вижу в том, что ученик учится высказывать и отстаивать своё мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки самоконтроля и контроля за действиями других, формируется критическое мышление. Если в классе сложились взаимоотношения доброжелательности, то предлагаю деление на группы при помощи разноцветных треугольников (например: жёлтый, зелёный, красный). Учащиеся, выбравшие треугольники одного цвета и являются одной рабочей группой. При повторении такого метода на уроках можно предлагать выбор либо фигур одного цвета ( треугольник, квадрат, круг, ромб и так далее), либо одну фигуру (например треугольник) разных цветов. Это поможет варьировать группы разного состава.

Функции учителя: объяснение цели предстоящей работы, раздача заданий для групп, попеременное участие в работе групп без навязывания своего мнения, побуждая к активному поиску, делать выводы о работе группы

Домашнее задание: повторить терминологию по изученной теме, уровни профессиональной подготовки, ошибки и затруднения при выборе профессии, классификацию трудовой деятельности, сферы и отрасли трудовой деятельности, содержание профессиограмм.

Этапы урока

I. Разбивка учащихся на группы

II. Разминка:

  • головоломка,
  • ребус,
  • словослов “личность”,
  • “пойми меня”
  • составь термин

(Смотри приложение)

Подведение итогов разминки

  головоломка ребус Словослов “личность” “Пойми меня” Составь термин Количество баллов
1

красные

           
2

зелёные

           
3

жёлтые

           

Работа в группах

Вопрос. Какими тремя словами можно определить выбор профессии?

Ответ. Хочу. Могу. Надо.

Задание: составить логическую цепочку, объяснить что обозначают эти слова?

Каждой команде даётся квадрат выбранного цвета с написанным на обороте словом красный - хочу, зелёный - могу, жёлтый - надо.

Ответ.

Логическая цепочка. Объяснение.

Хочу. Каждый человек индивидуален и рождается с определёнными задатками способностей, которые при определённых условиях развиваются в способности. Например, у человека есть музыкальный слух и голос ( он обладает задатками способностей). У него хороший слух и голос, поёт, участвует в самодеятельности и у него появляется желание научиться делать это профессионально. Тогда он начинает посещать музыкальную школу, развивает свои способности при наличии мотива и желания заниматься любимым делом.

Могу. Одного желания стать профессионалом недостаточно. Необходимы индивидуальные качества человека, черты характера, которые характеризуются как профессиональная пригодность. Профессиональная пригодность предусматривает и предъявляет определённые требования к человеку со стороны физического здоровья и психического (уравновешанность, внимание, память и так далее).

Надо. Когда человек определился в какой сфере и отрасли он хочет себя реализовать как профессионал (например: непроизводственная сфера, отрасль экономики - образование, профессия- учитель, специальность-учитель музыки) ,далее он определяется с уровнем образования, то есть где он будет учиться (высшее учебное заведение или среднее специальное). Но даже этого недостаточно. Необходимо проанализировать и изучить рынок труда и востребованность данной профессии в районе, области, государстве на всех ступенях профессиональной подготовки. Говоря иными словами, смогу ли я трудоустроиться по специальности.

Учитель: для того, чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и располагать как можно большим объёмом сведений об избираемой профессии.

Учитель. Из каких источников мы можем получить информацию о профессии?

Ответ.

  • Друзья, родители, знакомые,
  • Учителя, школьный психолог,
  • Профцентр,
  • Интернет,
  • Средства массовой информации,
  • художественная литература.

Учитель. Одним из источников информации о профессиях является профессиограммы, с которыми учащиеся знакомятся на уроках технологии и элективных курсах.

Вопрос. Что такое профессиограмма?

Ответ. Профессиограмма - это информационный документ, в котором описаны особенности профессии или специальности, служащей для ознакомления с избираемой профессией, создаёт целостное представление о данном виде труда.

Учащимся даётся несколько видов профессиограмм (швея, парикмахер, повар). Изучив их, они должны найти ответ на вопрос: “Для чего необходимо составление профессиограммы по данным специальностям?”

Вывод.

Максимально реализовать себя можно только при наличии востребованной профессии, доступной и посильной для вас, способной приносить радость и удовлетворение в избранном деле.