Проект: "Старинный небольшой город Среднеколымск"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Формирование патриотического чувства у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с достопримечательностями родного города.
  • Процесс воспитания патриотических чувств путем приобщения к историческим ценностям родного города будет успешным, если:
  • Методы приобщения к культурным ценностям учитывают единство когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка;
  • В процессе игры используется богатый содержательный материал исторической среды родного города – памятные места, музеи, здания.
  • Народно-патриотические традиции присутствуют в семье и поддерживаются в ДОУ.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать педагогическую литературу по поставленной проблеме.
  • Определить особенности и задачи патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
  • Дать представление о роли родного города экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значениями для жизни города.
  • Формировать позитивное, уважительное отношение к родному улусу города, его жителям, труду.
  • Познакомить с историческим и культурным наследием.
  • Развивать творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности.
  • Повысить мастерство педагогов о вопросах организации работы по краеведению.

Тип проекта: познавательный, творческий. По содержанию – коллективная настольно – дидактическая игра, при участии родителей, воспитателей, средней продолжительности.

Метод проекта:

Реализация проекта предполагает ряд принципов:

  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введение детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип народности лежит в основе педагогического процесса, потенциал народной культуры имеет развивающее значение.
  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализует связи игры с другими специфическими детскими видами деятельности (ИЗО, театр, музыка), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Среднеколымского улуса.
  • Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на достигнутом уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом более высоком уровне.
  • Принцип развитие личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного уважительного отношения к родному городу, его жителям, труду.

Реализация проекта

Был разработан перспективный план по приобщению к историческим ценностям родного города, государственным учреждениям.

Раздел работы Основное содержание
Познавательно – речевое развитие
“Мой город осенью” Познакомить детей ближе со своим родным городом осенью. Чтение стихотворений, личных авторов. Экскурсия по осеннему парку.
“Я и моя семья” Обычаи и традиции семьи. Составление родословной, герб семьи, фотоальбомы
Река “Колыма” Семейная хроника
“Край, в котором я живу” Экскурсия в краеведческий музей. Рассказывание географической карты края, фауна “Среднеколымского улуса”, беседы об истории края, легенды.
“Мой родной Среднеколымск” Экскурсия на автобусе по достопримечательностям города, беседы, занятия, чтение произведений местных авторов
“Природа и мой город” Наблюдение за погодой и природой. Работа на экологической тропе ДОУ. Проведение акций. Добрые дела – плакат экологического содержания “Помоги зимующим птицам”. Голубой патруль.
Культура и искусство родного края Ознакомление с творчеством и художеством родного города. Посещение выставок.
Музыкальная культура города Среднеколымск Разучивание песен. Участие в конкурсах. Ознакомление с народными музыкальными инструментами

Технология внедрения состоит из 3-х этапов:

1 этап. Подготовительный

Воспитатель ДОУ разрабатывает план. Проведение родительского собрания. Приобщение детей к историческим ценностям родного края.

Принятие решения:

  • приобщать детей к культуре, истории своего города, заинтересованность жизнью горожан, воспитывать патриотов.
  • Собрать силами родителей материалы о истории города “Улица моя”, семейный герб “Моя родословная”, “Знаменитые люди нашей семьи”, фото – альбомы “Мой папа самый, самый”, “Моя семья”, “Мама лучик солнца”, “Бабушка – добрый ангел”, “Дедушка – мудрый хранитель”.
  • Консультации, викторины.
  • Партнерство (музей, творческие клубы).

2 этап. Основной

  1. Экскурсии по плану.
  2. Занятия.
  3. Создание стендов, мини – музея по группам.

Реализация задач походила через все виды деятельности, работа была организованна с учетом приоритетных направлений деятельности ДОУ. По каждому направлению определено конкретное содержание разделов работы с учетом регионального компонента.

Когнитивный компонент – изучение сформированности у детей конкретных знаний о составе семьи, познание города, главных улицах города, памятниках, природа родного края, народных традиций и праздников. Расширили взаимосвязь с учреждениями города.

Дети активно участвуют во всех проводимых мероприятиях. Стали дипломантами, призерами конкурсов. Встретились с ансамблями “Оhуохай”, “Аэлик” внесли духовное знание о культуре своего народа. Посетили краеведческий музей, парк.

Представили сбор информации о реке “Колыма”, описание событий из прошлого и настоящего семьи связанная с рекой, фотохроника “Матушка – река Колыма”.

Выполнили поделки, рисунки и аппликация на речную тематику.

Фотохронику о семье Дьячковых отправили в Вилюйский музей. Собрали песни, поговорки о реке “Колыма”.

Родители активные участники совместных досугов, праздников и спортивных развлечений, направленные на изучение и накопление знаний о родном городе.

3 этап. Заключительный

Таким образом, проводимая работа обогатила знания и повысила интерес к истории родного города, в которой живет семья ребенка.