Социальный мир ребенка: воспитание ценностей родственных связей и безопасности в быту

Разделы: Работа с дошкольниками


Дом – как это прекрасно и важно! Поэты сумели сказать о нем много хороших слов. А сколько песен и музыкальных произведений посвящено родному дому! Кого не согревает самое дорогое и сокровенное воспоминание о своем доме.

Домашнее тепло – это одно из условий счастливого детства. А счастливое детство способствует формированию доброго и здорового человека.

В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребенок принимает и понимает социальный мир по-своему. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. В тесном взаимодействии “ребенок-взрослый-семья” происходит социализация личности ребенка.

Роль взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенка раскрыть окружающий мир, свою индивидуальность, особенность и неповторимость; осознать значимость родственных связей и отношений.

Работая с детьми в средней логопедической группе, я начала работу по социально-личностному развитию детей через самые близкие понятия: семья, родственные связи.

Дети нашей средней группы очень сложные и в речевом и психическом развитии: двигательно-беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, часто проявляют непослушание; неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, плохо запоминают. Эмоционально-волевые нарушения проявляются у детей в виде эмоциональной возбудимости.

В работе над проблемой наметила следующие задачи:

  • Дать знания о составе семьи, о родственных отношениях, о связи с другими членами семьи. Показать значимость семьи для человека.
  • Формировать представления о необходимости каждому человеку иметь свое имя, фамилию, свой дом.
  • Познакомить детей с правилами безопасного поведения в быту.

Помня о том, что процесс ознакомления детей с социальной действительностью сложен, многогранен, порой и противоречив – определила три группы источников, которые помогли решать поставленные задачи:

I группа – это сам взрослый (“воспитатель-родитель”), который грамотно и достоверно передает детям информацию.

II группа – это художественная литература, изобразительная деятельность (через занятия и блок совместной деятельности).

III группа – источники, которыми педагог управлять не может (“случайная” информация, которую ребенок может получить из общения со взрослыми членами семьи, из собственных наблюдений, телепередач и т.д.

Основная работа строилась на занятиях по познавательному развитию, в вечернее время и частично на прогулках.

При прохождении таких тем как “Кто я такой”, “Я”, “Семья”, “Если я один дома” не только давали детям знания, но и вызывали у них оценочное отношение к различным поступкам в обыгрывании ситуаций “девочка потеряла игрушку”, “поссорились из-за…”, “как мы помогаем друг другу” и др. Затем при помощи вопросов вызываем детей на беседу-диалог: “Как бы ты поступил? Предложил бы помощь? Убежал бы? Отошел бы в сторону?” и др.

Чтобы процесс познания социальной действительности проходил в других видах деятельности, предлагали детям нарисовать портреты самого себя, “Моих родителей”, “Дом, в котором живу”. Собрали фотографии детей и их родителей в семейный альбом. Рассматривая его, дети рассказывают о своей семье, делятся впечатлениями, находят в своих портретах что-то необычное.

Проходя темы “Семья”, “Я и мои родители” дети довольно быстро усвоили социальную роль в семье. На вопрос: “Кто ты в семье?” многие дети отвечают правильно и разнообразно. Чтобы проверить умеют ли дети правильно называть себя по отношению к другим членам семьи, часто проводим игру “Кто я?”:

Я – мама, а ты кто?
Я – бабушка, а ты кто?

Усложнили игру “Кому ты внук? Кому ты брат?”

Наглядно убедиться в родственных связях позволила созданная мною схема-модель “Семьи” и мини-макет “Дом”. Давали детям разные задания: Какая это семья? Какая бабушка, дедушка, папа, мама? (подбор прилагательных). Кто из них дедушка (бабушка)? Как догадался? Кто в семье старший, младший?

Предлагали детям дидактическую игру “Лето” - все это помогало закрепить знания о родственных связях, развивало зрительную память, помогало делать логические умозаключения, при этом развивалась речь детей.

В сюжетно-ролевые игры включали обыгрывание ситуаций или предлагали проблемную ситуацию “Учимся заботиться”: мама заболела, папа вернулся с работы усталый, младший брат капризничает, у сестры день рождения. Этому способствовало игровое упражнение-тренинг “Волшебное средство”, где дети должны помочь заболевшей маме, подать чай, поиграть с братиком и т.д.

Очень нравится детям игра “Превращения”, где, надев платок, шляпку, бороду, очки, парик, они превращались в кого-либо из членов семьи: “Я – бабушка Поля, иду за Саввой в д/с”, “Я – мама, готовлю обед”. А игры “Все мы родные”, взятая из журнала “Ребенок в д/с” 4-02, стр.79, “В гостях у бабушки”, “Огорчили маму”, “Грустный папа” и т.д. помогли вызвать эмоциональную активность, в восприятии познавательного материала, сопереживание, сочувствие.

Вводя детей в игровую ситуацию, чтобы вызвать диалог, мы предлагали участие детей в телепередачах “Моя семья”, “Пока все дома”.

В этих формах работы приоритет отдаем индивидуальной работе и играм-тренингам.

Рассказывая детям о родственных отношениях, обыгрывая семейные ситуации, мы постоянно старались донести до детей значимость семьи для человека. Семья – это забота, внимание, доброта, любовь, тепло, помощь, понимание друг друга в семье.

В канун 8 Марта в группе сделали музей открыток “Этот разноцветный мир”. Предлагая детям открытки, давали задания “Выбери и назови цветы, которые нравятся маме”, “Какие бы цветы подарил бабушке, тете”, “Как ты поздравишь маму, и что ты ей скажешь?”

Пополнили картотеку стихотворениями о семье, о родственниках. Сделана подборка пальчиковых гимнастик по данной теме.

Воспитательский опыт убеждает, что с первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?

Поэтому направленность наших игровых занятий во 2-ой половине года приняла характер основ безопасного поведения в быту.

Параллельно с темой “Семья” мы ненавязчиво обсуждали, какие опасности предостерегают ребенка в доме, используя материалы учебного пособия “Безопасность глазами ребенка”, Н.Авдеевой, О.Князевой, Р.Стеркиной.

Задача нас, взрослых, состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными, жизненными ситуациями.

Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей, я начала с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков, которая проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.

Содержанием моей работы стали разговоры и обыгрывание ситуаций “Один дома”, “Мамина подруга”, “Звонок в квартиру”,

В блоке совместной деятельности “Физкультура в играх” обыграли ситуацию “Спаси куклу” (журнал “Ребенок в д/с” № 6-2003, стр.44).

В с/р играх были разыграны опасные ситуации: “Бабушка забыла выключить утюг”, “Маша обожглась” и т.д. В блоке художественно-речевой деятельности драматизировали отрывки из сказки “Путаница” К.Чуковского и С.Маршака “Пожар”.

Все это элементы блока работы “Безопасность в нашей группе и дома”. Наглядность этой работы нам обеспечивает плакат “Когда один дома” и карточки схемы.

Круг этих проблем невозможно решить только в рамках д/сада без активного участия родителей и их сотрудничества с нами. Из совместных рисунков “Моя семья” оформлена книга-самиздат. Издан журнал “Безопасность глазами ребенка” (с рассказами детей). Для вовлечения родителей в работу по этой проблеме мною сделана подборка материалов-рекомендаций “Один дома” (ксерокопии).

Конечно, в средней группе трудно добиться даже в союзе с семьей адекватного поведения в различных ситуациях, но, осваивая это направление работы по безопасности жизнедеятельности, я старалась расширить рамки приобретения детьми жизненного опыта по исключению опасных для здоровья ситуаций через создание игровых ситуаций, чтение художественной литературы, разговоры по телефону “Мама и дети”.

Но я вижу, что у детей группы появилось стремление и интерес расширить свой кругозор по данной теме, высказаться о своем опыте увиденного. (Вова: “Я видел, как горела квартира, было много дыма и огня, приезжали пожарные, и я боялся выходить из подъезда”). Поэтому я убеждена, что у детей появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам безопасного поведения в определенных ситуациях.