Программа элективного курса по русскому языку или курса по выбору: "Биографию имеют не только люди, но и слова"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Элективный курс или курс по выбору рассчитан на полугодие. (17 часов). В неделю проводится 1 час.

Цель:

  • способствовать развитию чувства языка;
  • обогатить речь учащихся фразеологизмами, сделать ее более красивой, точной, образной;

Задачи:

Обучающие:

  • расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки по фразеологии, полученные учащимися на уроках;
  • показать фразеологическое богатство русского языка, приблизить учащихся к вечному, неиссякаемому источнику красоты и мудрости;
  • уметь выделять в произведениях русских писателей и поэтов фразеологизмы и определять их значение;

Воспитательные:

  • привить любовь к великому русскому языку, любовь к идиомам;
  • повысить общую языковую культуру;
  • развить интерес к русскому языку, к фразеологии;

Развивающие:

  • развитие устной и письменной речи;
  • развитие умения самостоятельной работы с книгами и другими пособиями;
  • развить творческие способности учащихся;
  • приобщить учащихся к научно-исследовательской работе, к научному поиску.

Русский язык очень богат фразеологизмами. К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, ученых, общественных деятелей, ставшие крылатыми (языковыми афоризмами). Сильно развитая фразеология свидетельствует о богатстве языка: чем развитее язык, тем богаче и выразительнее его фразеология. Фразеологизмы украшают речь человека, поэтому показать учащимся фразеологическое богатство русского языка необходимо. Данный элективный курс в10 классе или курс по выбору в 9 классе дает расширенные и углубленные сведения по фразеологии русского языка, не представленные в базовом курсе. Программа построена на материале русской фразеологии и содержит интересные сведения об этом разделе русского языка. Сведения и задания, включенные в этот курс, подобраны с учетом возраста и развития учащихся. Практическая значимость изучения фразеологии школьниками заключается, прежде всего, в повышении их культуры речи. Одновременно ее изучение тесно связано с историей нашего народа, его бытом и характером. Программа охватывает небольшую часть русских пословиц, поговорок и крылатых выражений. В ней помещены наиболее употребительные языковые афоризмы, которые не просто фиксируют коллективный человеческий опыт, но и отражают также условия жизни народа – носителя языка, его историю, культуру, географию страны. Иными словами, отобраны страноведчески ценные языковые афоризмы. Знакомство с фразеологий русского языка увеличит интерес учащихся ко многим другим предметам, так как источники возникновения фразеологизмов различны: история, география, промышленность, медицина, иностранные языки. Подведение итогов проводится в занимательной форме. Одной из таких форм является вечер “Идиома”.

Данный курс будет полезен ученику для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе.

В результате освоения данной программы учащиеся должны

знать:

  • основные признаки фразеологизмов;
  • основные фразеологические словари и справочники;

уметь:

  • выделять в тексте фразеологизмы;
  • определять лексическое значение фразеологизмов;
  • использовать их в речи с учетом стилистических особенностей;
  • пользоваться фразеологическими словарями и справочниками.

Содержание программы.

  • Вводное занятие. Цели и задачи курса. Что такое языковой афоризм? Афоризмы речевые и языковые. Что такое идиома? (1 ч).
  • Биография слов. Немногое о многом. Как произошли некоторые названия. В вашем портфеле. В пенале. Названия дней недели. Семь цветов радуги (о цветных прилагательных). “Сладкие” слова. “Вкусный” город. “Спортивные” слова. (2 ч.)
  • Исследовательская работа. (1 ч.)
  • Пословицы, поговорки, крылатые выражения и литературные цитаты. Работа в группах. (2 ч.)
  • Речевые модификации пословиц и крылатых выражений. (1 ч.)
  • Страноведческая ценность крылатых выражений. Письменные и устные сообщения учащихся. (2 ч.)
  • Использование языковых афоризмов в речи. Работа в группах. (1 ч.)
  • Словари и справочники крылатых слов. Практическая работа. (1 ч.)
  • “Кто первый сказал?” Исследовательская работа. (2ч.)
  • Подготовка и проведение вечера “Идиома”. Конкурс рисунков “Крылатый слова звук”. (3ч.)
  • Подведение итогов. Анкетирование учащихся. (1ч.)

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия Образовательная форма Кол-во часов
1 Вводное занятие. Что такое языковой афоризм? Что такое идиома? Лекция учителя 1
2,3 Биография слов. Немногое о многом. В вашем портфеле. Названия дней недели. Семь цветов радуги. “Сладкие слова”. “Вкусный” город. “Спортивные” слова. Лекция учителя. 2
4 Исследовательская работа учащихся по нахождению идиом в произведениях А.С. Грибоедова “Горе от ума”, А.С. Пушкина “ Капитанская дочка”, в баснях Крылова. Работа в группах 1
5,6 Пословицы, поговорки, крылатые выражения и литературные цитаты. Работа в группах: выполнение упражнений разных типов. 2
7 Речевые модификации пословиц и крылатых выражений. Лекция учителя, групповая работа 1
8,9 Страноведческая ценность пословиц и крылатых выражений. Сообщения учащихся. Выполнение в группах упражнений разных типов. 2
10 Использование языковых афоризмов в речи. Работа в группах: для чего афоризмы используются в речи? 1
11 Словари и справочники крылатых слов. Практическая работа со словарями. 1
12,13 “Кто первый сказал?” Исследовательская работа в группах по книгам о фразеологии, словарям и справочникам крылатых слов. 2
14,15 Подготовка к вечеру “Идиома”. Подготовка к конкурсу рисунков “Крылатый слова звук”. Подбор материалов, составление учащимися шарад, головоломок, кроссвордов, викторин. Выполнение рисунков. 2
16 Вечер “Идиома”. Конкурс рисунков “Крылатый слова звук”. Выставка понравившихся книг. Оформление стендов, выставок. Выступления учащихся 1
17 Подведение итогов. Анкетирование учащихся.

1

Контроль качества образования.

Ученик получает зачет (оценка не ниже “4”) при условии:

  • выполнение одной обязательной работы (доклад, реферат, исследовательская работа), представленной в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований и их оформлению;
  • одно выступление на предложенную или выбранную самостоятельно тему на вечере “Идиома” или рабочее выступление как руководителя группы.

Дополнительные баллы выставляются за:

  • качественное выполнение заданий по собственной инициативе;
  • дополнительные исследовательские работы;
  • инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикации);
  • помощь при подготовке и организации вечера “Идиома”, конкурсе рисунков;
  • участие в конкурсе рисунков “Крылатый слова звук”;
  • участие в выставке письменных работ, викторин, шарад, головоломок, кроссвордов, понравившихся книг на тему фразеологии;
  • использование в работе компьютерной технологии.

Динамика интереса в процессе работы будет фиксироваться с помощью анкетирования на последнем занятии и собеседовании в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ. Активность учащихся на занятиях находится в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику, поэтому активность – это еще один критерий в определении динамики интереса.

МОУ “Лицей№7”
Методическое обеспечение программы.

Работа по данной программе строится на основе общедидактических принципах: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, добровольности. По форме занятия могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными.

Реализовать программу сможет учитель русского языка и литературы, владеющий теоретическими сведениями по фразеологии.

Оборудование:

  • книги для чтения (список прилагается);
  • словари и справочники (список прилагается);
  • CD- диски по русскому языку, компьютерные тренажеры;
  • таблицы и схемы, самостоятельно разработанные учителем.

Список литературы для учителя:

  1. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л.1970.
  2. Гвоздарев Ю.А. Основы русского фразообразования. Ростов, 1977.
  3. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. Л.1977.
  4. Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку.- М., 1985.
  5. Шанский Н.М. В мире слов. М.1985.
  6. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. М. 1988.
  7. Фелицына В.П. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. М.1979.
  8. Булатов М.А. Крылатые слова. М.1989.
  9. Ашукин Н.С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. М. 1986.
  10. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. М.1980.
  11. Максимов С.В. Крылатые слова. Красноярск 1989.
  12. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М. 1987.
  13. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. М.1988.
  14. Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. М.1973.
  15. Вартаньян Э. Д. Рождение слова. М.1970.
  16. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.1990.
  17. Словарь русских пословиц и поговорок. М.1966.
  18. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. М. 1990.

Список литературы для учащихся и их родителей:

  1. Шанский Н.М. В мире слов. М.1985.
  2. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. М. 1988.
  3. Фелицына В.П. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. М.1979.
  4. Булатов М.А. Крылатые слова. М.1989.
  5. Ашукин Н.С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. М. 1986.
  6. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. М.1980.
  7. Максимов С.В. Крылатые слова. Красноярск 1989.
  8. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М. 1987.
  9. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. М.1988.
  10. Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. М.1973.
  11. Вартаньян Э.Д. Рождение слова. М.1970.
  12. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.1990.
  13. Словарь русских пословиц и поговорок. М.1966.
  14. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. М. 1990.