Разделительные твердый и мягкий знаки. Рассказы Л.Н. Толстого

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать навыки чтения слов с разделительными “Ъ” и “Ь” знаками; закреплять знания детей о роли разделительного “Ъ” и “Ь” знаков; формировать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения; обучать работе с текстом;
  • развивать речь, память, внимание;
  • прививать любовь к чтению, воспитывать честность.

Оборудование: выставка книг с рассказами Л.Н.Толстого для детей, рисунки калача и баранки, конверт с письмом от Незнайки.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.

Кому: 1 “Б” класс.

От кого: от Незнайки.

II. Постановка темы и целей урока

Незнайка прислал письмо, в котором сообщает о себе вот что: “Сел кашу. Пю воду. Веду семку. Забил коля. Обявил каникулы.”

– Всё вам понятно в этом письме?

– Давайте, исправим ошибки. (Съел, пью, съёмку, колья, объявил.)

– Почему Незнайка написал письмо с ошибками? (Пропустил ъ и ь знаки в словах.)

– Что мы должны знать, чтобы не повторять ошибки Незнайки? (Знать, когда в словах надо писать разделительный ъ и ь знаки.)

– Сегодня на уроке мы и будем говорить о разделительных твёрдом и мягком знаках. Вспомним, для чего нужны эти буквы и что в них особенного; продолжим работу по формированию навыков чтения слов с разделительным Ъ и Ь знаками; вспомним известные нам рассказы Льва Николаевича Толстого и прочитаем два новых рассказа.

III. Актуализация знаний учащихся

– Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы.)

– Сколько из них гласных? (10 букв.)

– Остальные – согласные. И есть особенные две буквы. Какие? (ъ и ь знаки.)

– Что отличает эти буквы от других букв русского алфавита? (Они не обозначают звуков.)

– Для чего они нужны в русской азбуке? (Отделять гласный звук от согласного, при этом “Ъ” указывает на твёрдость согласного звука, который стоит перед ним, а “Ь” - на мягкость.)

IV. Работа с записями на доске

1. Чтение с доски.

Посмотрите на запись на доске:

МЯ
МЬЯ
ВЮ
ВЬЮ
ЛЁ
ЛЬЁ
ОБЯ
ОБЪЯ
СЕ
СЪЕ
ВЕ
ВЪЕ

– В чём различие между первой и второй строкой? (Добавляются ъ и ь знаки.)

– Для чего здесь нужны Ъ и Ь знаки? (Показать, что согласный звук при чтении не сливается с гласным.)

– Как они называются? (Разделительные.)

– Давайте правильно прочитаем записи на доске столбиками, соблюдая разделительные Ъ и Ь, т.е. чтобы согласный звук не сливался при чтении с гласным.

– Читаем все вместе.

– Кто хочет прочитать один?

– Придумайте слова, которые подойдут к этим сочетаниям с разделительными Ъ и Ь знаками. (Скамья, семья, объявление, съел, …)

– В конце урока мы вернемся к этому заданию и, если вы будете внимательными, то назовете еще слова с этими сочетаниями.

2. – Я для вас на доске тоже приготовила слова.

ЖИЛЬЁ
КОЛОСЬЯ
СЪЕЗД
ПОДЪЁМ
СЪЁМКА
ЗДОРОВЬЕ

– Прочитайте слова про себя.

– Прочитайте вслух.

– Прочитайте слова с разделительным Ъ.

– Прочитайте слова с разделительным Ь.

– Для чего в этих словах разделительные Ъ и Ь?

V. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение стихотворения Ю.Коринец “Хвосты”.

– О каких хвостах рассказывает автор в своём стихотворении?

– Как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные.)

– Какие ещё многозначные слова вы знаете? (Каток, коса, лук, ключ, кисть, звезда и др.)

– Найдите в этом стихотворении слова с разделительными Ъ и Ь знаками? (Бьёт.)

2. Чтение стихотворения В.Орлова “Что написано в тетрадке?”

Можно ли назвать это стихотворение шуточным? Почему?

3. Чтение наизусть стихотворения “Что написано в тетрадке?” учащимися по желанию.

Задача перед остальными учениками: внимательно слушать всех и оценить.

– По каким критериям мы будем оценивать выступления ребят? (Читать четко, внятно, не торопясь, с выражением.)

Чтение стихов и их оценка.

– Понравилось вам как ваши товарищи читали стихотворение? Что понравилось?

3. Подведение итогов проверки домашнего задания.

Физкультминутка

Игра “Мягкий-твердый”.

Правила игры: если учитель произносит слово с разделительным Ъ – встают мальчики, если с разделительным Ь – девочки.

Съел, съезд, вьюн, разъезд, семья, пью, дом, подъём, братья, въезд, объявление, друзья, скамья, бельё.

Ваши слова: ...

Дети придумывают свои слова с разделительными ъ и ь знаками, продолжают играть.

VII. Введение в тему урока

1. – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с рассказами Л.Н.Толстого из “Азбуки”. Как вы знаете, Лев Николаевич писал эти рассказы для крестьянских детей, чтобы по этим рассказам обучать детей грамоте.

– Мы составили выставку книг с рассказами Л.Н.Толстого, которые он написал для детей. Вы нашли в них рассказы, которые мы с вами читали, сделали закладки. У вас было время вспомнить эти произведения. Сейчас я проверю, насколько вы были внимательны на уроках и как запомнили рассказы Л.Н.Толстого.

2. Викторина по рассказам Л.Н.Толстого.

– Из какого произведения строки?

“Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп”. (Про деда и внука)

“Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость”. (“Жучка”)

“Плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают”. (“Два товарища”)

– К какому из рассказов подойдёт пословица “Друзья познаются в беде”? (“Два товарища”)

VIII. Изучение новой темы

1. Чтение рассказа “Правда всего дороже” учителем.

– Чем был занят мальчик? (Мальчик играл.)

Из чего видно, что он очень испугался, когда разбил вазу? (Мальчик затрясся от страха.)

2. “Жужжащее” чтение рассказа учащимися.

Цель: подготовиться к чтению вслух.

Чтение рассказа учащимися по цепочке.

– Почему отец похвалил мальчика? (Мальчик сказал правду.)

– Как поступили бы вы на месте этого ребёнка?

3. Перечитывание рассказа учащимися.

Почему рассказ называется “Правда всего дороже”?

Какие выводы мы можем сделать для себя, прочитав этот рассказ Льва Николаевича Толстого?

IX. Релаксация

Инсценировка сценки заранее подготовленными учениками.

“Жёсткая” буква

Первоклассница Таня никак не может запомнить название буквы Ъ.
– Таня, это твёрдый знак. Повтори.
– Твёрдый знак.
Через несколько минут:
– Таня, какой же это знак?
– Крепкий.
– Не крепкий, а твёрдый. Запомнила?
– Да, это твёрдый знак.
Ещё через несколько минут:
– Таня, так какой же это знак?
– Жёсткий.

X. Продолжение изучения темы

Чтение рассказа Л.Н.Толстого “Три калача и одна баранка” заранее подготовленным учеником.

1. Предварительно обсудить значение слов калач и баранка, показать рисунки калача и баранки.

Калач – пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой.
Баранка – пшеничный хлебец в виде кольца из заварного крутого теста.

2. Чтение рассказа заранее подготовленным учеником.

Кто главный герой этого рассказа? (Мужик.)

3. – Прочитайте рассказ про себя и приготовьте ответ на вопрос: что вы можете сказать о главном герое? Какой он? (Мужик глупый.)

4. Чтение рассказа учениками по частям.

– Почему мужик наелся одной баранкой? (Мужик сначала съел три калача, а только потом баранку.)

– Найдите в тексте все слова, в которых есть “Ъ” и “Ь”. (Есть, съел, съесть.)

– Во всех этих словах ь – разделительный? (Нет. В слове есть ь – показатель мягкости.)

В каком слове есть сразу и “Ъ”, и “Ь”? (Съесть.)

– Расскажите об их назначении в слове “съесть”. (“Ъ” - разделительный, указывает на твёрдость согласного перед ним, “Ь” - показатель мягкости согласного звука)

XI. Итог урока

– Для чего нужны разделительные “Ъ” и “Ь”?

– Сегодня на уроке нам встретилось много слов с разделительными Ъ и Ь. Давайте вернёмся к записи на доске и ещё раз попробуем подобрать слова к этим сочетаниям.

XII. Домашнее задание

Пересказать один из рассказов Л.Н.Толстого по выбору учащихся.