Интегрированный урок по курсам "Окружающий мир" и "ИЗО и ХТ" во 2-м классе по теме "Путешествие по Москве. Улицы нашего города. Создание макета улицы"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели:

  • Воспитывать любовь к Родине.
  • Расширить представление о Москве. Познакомить с названиями улиц нашего города, нашего района.
  • Разработка проекта улицы, создание макета.
  • Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи и ответственности.
  • Воспитание эстетического вкуса, развитие моторики, творческого мышления.

Оборудование: проектор, компьютер (используются для презентации), плакаты и таблицы, карта центра города (на каждой парте), конверты с заданиями (для команд), карточки-лото (с заданиям и с изображением гербов города Москвы и микрорайона “Южное Бутово”), словарь, материал для выполнения макета улицы, ножницы, клей.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Изучение истории нашего города на уроках (чтение исторических текстов , включение исторического занимательного материала в уроки русского языка, математики , чтения и окружающего мира), внеклассных занятиях (развивающие часы, проектная деятельность).
  2. Написание докладов по темам: “Мой город”, “Улицы моего города”.
  3. Написание сочинений на тему: “Если бы я был главным архитектором!”; изложение на тему “Строительство Кремля”.
  4. Рисование картин “Улицы Москвы”.
  5. Экскурсия в Кремль.
  6. Изготовление параллелепипеда из плотной бумаги (на внеклассном занятии по математике), изготовление макетов деревьев, фонтанов, клумб, дорог (на уроке ИЗО и ХТ).

Ход урока

1. Организацуионный момент

На доске пословицы и поговорки о Москве:

  • Говорят в Москве, а слушают по всей стране. Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
  • Москва – всем городам мать.

Урок начинает Мордовцева Е.А.

Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит наш Кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Много было в чаще бора
И медведей и волков,
Много уток на озёрах,
На болотах – куликов.
Коршун вился над лугами.
И лосиною тропой
Зверь с могучими рогами
Выходил на водопой.

2. Повторение пройденного материала

Учащиеся класса разделены на четыре команды. Каждая команда получает конверт с заданием на повторение ранее изученного материала (№1,№2,№ 3,№ 4).

Задание 1: восстановите деформированный текст.

Очень давно на месте нашего города росли непроходимые леса. На……………………..холме, где в Москву-реку впадает речка …………………………….., возникло поселение. Его жители пахали землю, охотились, ловили рыбу. Для защиты от врагов вокруг …………………………… холма был построен частокол из высоких брёвен. Получилась крепость, которая имела форму…………………………..……..…….   Сохранилось предание, будто владел этими землями у Мосвы-реки боярин…………………………….…….. Однажды заехал в эти места князь…………………………………………………., прозванный……………………………… за то, что стремился он завоевать другие земли и присоединить их к своим. Очень понравилось здесь князю и решил он основать тут город Москву в ……………….. году.

Дополнительные вопросы (дети пользуются словарём):

  • Кого в давние времена называли боярином?
  • Кого называли князем?

Задание 2: узнай имя князя по описанию.

1. Суздальский князь, при котором в 12 веке город был обнесён высоким валом, бревенчатыми стенами. Крепость окружал посад. (Юрий Долгорукий)

Дополнительные вопросы:

  • Из какого материала был построен Кремль в 1156г.? (Из сосны)
  • Что такое посад? (Пригород)

2. Этот князь за богатства, умение копить деньги, присоединять не только соседние земли, но и княжества, за объединение посадов единым укреплением – дубовым Кремлём, был прозван “денежным мешком”. (Иван Калита)

3. Этот князь решил опоясать Кремль новыми стенами взамен сгоревших дубовых. В 1366 году к Кремлю с каменоломен потянулись телеги с белым камнем. Созвали мастеров со всех русских земель. Подобно белому лебедю, засияли над Москвой-рекой белоснежные стены и башни Кремля. (Дмитрий Донской)

4. При этом князе было покончено с татарским игом, Русь стала свободным государством, а Москва – столицей всей Руси. В Москву были приглашены самые знаменитые строители и зодчие из Пскова, Новгорода и далёкой Италии – Москва украшалась. Был построен и новый кирпичный Кремль. Москва стала выглядеть торжественно и величаво. (Иван III)

Задание 3: Историческое лото.(Московский Кремль, Красная площадь)

1. Красная площадь Главная площадь нашей страны.

Место торжественных церемоний.

2. Спасская башня Самая красивая башня Кремля.

Ворота башни являются главным въездом в Кремль.

Возводилась под руководством

Антонио Солари.

3. Храм Василия Блаженного Этот храм воздвигнут псковскими мастерами по приказу Ивана Грозного, в честь казанской победы, посвящен Покрову Богородицы, православному празднику, символизирующему защиту.
4. Лобное место Белокаменный помост.

Место, где оглашались царские указы.

5. Исторический музей Крупнейший музей страны, в котором собрано множество экспонатов, рассказывающих об истории нашей страны.

Воздвигнут по проекту

В.Шервуда и А Семёнова.

Учащиеся переворачивают карточки и складывают из них изображение герба города Москвы (на одной стороне карточки располагается задание, а на другой- часть рисунка).

Учитель: Кто изображен на гербе города? Кто знает легенду о святом Георгии Победоносце?

Дети: С древних времён символом княжества Московского было изображение небесного покровителя Москвы святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьём дракона. По преданию, близ ливанских гор находилось некогда озеро. В нем жил громадный змей, пожирающий людей. Чтобы откупиться, жители окрестностей каждый день по жребию отдавали змею своих детей. Однажды к озеру привели единственную дочь царя Елисаву. В это время туда подъехал Святой Георгий. Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и убил дракона.

Задание  4: Историческое лото ( В Кремле.)

1. Успенский собор Это собор назван в честь праздника

Успения Богородицы. В течение многих столетий здесь венчались на царство цари. Русские воины, уходя в бой, клялись свято защищать свою Родину.

Возведён по проекту архитектора

Аристотеля Фиораванти.

2. Благовещенский собор Собор воздвигнут в честь Церковного праздника-Благовещения. Служил домовой церковью русских царей. Строителями были псковские мастера. А живописцами -великие художники: Феофан Грек, Андрей Рублёв.
3. Архангельский собор Собор стал усыпальницей Московских князей. Возведён итальянским зодчим Алевизом Новым.
4. Большой Кремлёвский Дворец Это памятник архитектуры когда-то являлся главной резиденцией императорской семьи.

Его залы предназначались для приёмов, встреч и церемоний.

Возведён в 1838 году русскими зодчими(Тон, Бакарев, Герасимов, Чичагов) на месте старого дворца.

5. Колокольня “Иван Великий” Это сооружение долгое время являлось самым высоким в Москве. Как “часовой в белой одежде,…в золотой шапке. Как князь, сторожит покой Кремля”.

3. Знакомство с новым материалом

а) Улицы старой Москвы.

Древний Кремль представлял собой небольшой город в городе – со своими улицами, переулками и площадями. За крепостной стеной в великом посаде селились ремесленники и торговцы. Умельцы-мастера славили Москву своими изделиями. При появлении неприятеля жители укрывались за стенами Кремля. Но уже в 16 веке стало понятно, что Кремль не может вместить всех москвичей. Для защиты людей был насыпан огромный вал, который для прочности укрепили плетнём из связанных жердей, его назвали “кита”. Через год была построена стена. Так возник Китай – город. Москва продолжала расти, возвели новое укрепление-крепость Белый город. Её стены простояли 200 лет. Давайте посмотрим на карту Москвы (у каждого ученика есть карта центральной части города), эти улицы сохранились и до наших дней.

Учащиеся совместно с учителем рассматривают карту.

Учитель: Первые улицы возникли вдоль дорог, что вели в другие города. Улицы стали носить названия этих городов. Найдите улицы, которые ведут в Тверь, Санкт-Петербург, Дмитров.

Есть улицы, которые вели к монастырям (учащиеся узнают значение этого слова в словаре) Св. Николая, Ильи Пророка, св. Петра , в Рождественский и Крестовоздвиженский монастыри.

Дети: Ул. Никольская, Ильинка, Петровка, Рождественка, Воздвиженка.

Учитель: Продолжением ул. Воздвиженка является ул. Новый Арбат, а рядом располагается ул. Старый Арбат. Древнее слово “арбат” означает пригород.

В Москве сохранилось много улиц, переулков, названия которых напоминают о занятиях москвичей в древности.

Задание: Догадайтесь, почему так названы улицы? (Команды получают карточки, на которых написаны названия улиц Москвы: Поварская, Мясницкая ,Солянка, Хлебный пер, Лебяжий пер., Столешников пер., Кожевническая ул..Кузнецкий мост, Оружейный пер., Пушечная ,Таганская, Охотный ряд.

Физкультминутка

Проводится под музыку из кинофильма “А я иду, шагаю по Москве”.

Учитель: Мы говорили о некоторых улицах центра города, а дальнейшее путешествие будет связано с нашим микрорайоном-с Бутово.

б) Современная Москва. Южное Бутово.

Выступление учеников с короткими докладами по истории микрорайона, знакомство с гербом Южного Бутова.

4. Создание макета улицы

(Работа проводится в группах.)

Эту часть урока проводит преподаватель ИЗО и ХТ Захарова Т.К.

Подготовка к работе.

Учитель: А теперь нас ждёт увлекательная игра: мы представим себя в роли архитекторов нашего района, создадим макет улицы. Вы будете работать в группах. Каждая команда (их четыре) выполняет макет своей улицы и даёт ей название.

Выйди на улицу! Ты увидишь здесь самые разные здания, витрины магазинов, машины, фонари и многое другое. Всё это вместе составляет лицо района, его образ. Архитектор размещает, проектирует здания, дизайнер украшает улицы клумбами, рассаживает деревья, формирует скверы и бульвары. Мастерам Изображения, Украшения и Постройки здесь дел всегда хватает. Надо придумать, где расположить дорожки, поставить фонтаны, скамейки. Как верные стражи стоят на улицах фонари. Когда город бурлит, они отдыхают, а вечером начинается их работа.

Давайте и мы составим план нашей работы. Как будут выглядеть улицы? (На столах приготовлены заготовки для макета: лист зелёной бумаги – участок земли, параллелепипеды из бумаги – будущие дома, макеты деревьев, клумб, фонтанов, которые предварительно сделали на уроках ИЗО и ХТ.) С чего начнём работу? Конечно, с повторения правил по технике безопасности, т. к. мы работаем с инструментами.(Учащиеся повторяют правила работы с острыми инструментами)

Задание: создать макет улицы и дать ей название.

а) Практическая работа: учащиеся работают группами, приклеивают окна к параллелепипедам, определяют места для домов, фонтанов, клумб, размещают озеро с рыбками, расставляют деревья.

б) Обсуждение. После выполнения работы от каждой команды выходит представитель и рассказывает о проекте своей команды.

5. Подведение итога урока. Выставление оценок

Используемая литература:

  1. Волина В. “Моя Москва. Прогулки по Кремлю”.
  2. Кузина И. “О чём рассказали названия московских улиц”.
  3. Подосёнова И. “Занимательные путешествия по Москве”.