Методическая разработка занятия на тему "Убавление и прибавление пустых клеток"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цель: Формирование знаний учащихся о приёмах прибавления и убавления пустой клетки и практических умений при выполнении мотива в технике филейного вязания.

Задачи:

  • Обучающие: Познакомить с правилами прибавления и убавления пустой клетки в начале и конце ряда; закрепить знания об основных приёмах филейного вязания.
  • Развивающие: Развивать технические навыки филейного вязания, внимание и память, мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству, в частности, к вязанию в технике “Филе”, усидчивость, аккуратность.

Тип занятия: комбинированный

Задание: вывязывание мотива в филейной технике

Продолжительность: 1 ч. – 45 мин.

Оборудование:

а) Т.С.О. – интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, аудиокассета
б) материалы: пряжа “Ирис”,
в) крючок, ножницы

Зрительный ряд:

а) Дидактический материал:

  • образцы изделий, выполненных в технике “Филе”
  • схемы узоров

б) Демонстрационный материал:

  • слайды с теоретическими вопросами
  • слайды с условными обозначениями и названиями схем узоров
  • слайды с образцами изделий в технике “Филе”
  • слайды со схемами последовательности выполнения прибавления и убавления пустой и заполненной клетки в начале и конце ряда
  • вязаный образец мотива

в) Раздаточный материал

  • карточки со схемами к д/и “Найди ошибку”
  • схема мотива

Музыкальный ряд: морской бриз (релаксация)

Структура занятия

I. Организационный момент 1 минута
II. Закрепление теоретических знаний 10 минут

1. Инструменты и материалы. Техника безопасности.
2. Приёмы филейного вязания. Условные обозначения.

– Д\и “Ответь правильно”
– Д/и “Условные обозначения”
– Д/и “Найди ошибку в схеме”
– Д/и “Запомни схему”

III. Изучение нового материала 10 минут
Физминутка 1 минута

IV. Практическая работа 20 минут

1. Разбор схемы вязки
2. Вязание мотива
3. Релаксация

V. Анализ работ 2 минуты
VI. Итог занятия .Рефлексия 1 минута

Предварительная работа: вывязывание элемента филейного вязания (2 ряда из 4 пустых клеток).

Ход занятия

I. Организационный момент

Приложение 1, слайд 1

II. Закрепление теоретических знаний

Педагог: Мы продолжаем знакомиться с техникой с техникой филейного вязания, и начнём занятие с повторения того, что мы уже знаем об этой технике. Что необходимо для того, чтобы приступить к работе? (инструменты, материалы, схемы, необходимы знания).

Сейчас мы проверим, что вы знаете о технике филейного вязания

1. Инструменты и материалы. Техника безопасности.

  • Какие виды волокон вы знаете? Слайд 2
  • Какая пряжа и крючок используются в филейном вязании? Слайд 3
  • Назовите правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами.

2. Приёмы филейного вязания. Условные обозначения.

Д\и “Ответь правильно” Слайд 4
Вспомним основные приёмы филейного вязания. Посмотрите на слайды и ответьте на следующие вопросы:

  • Что такое “филейное вязание”? (Сетчатое вязание.)
  • Из чего складывается “филейное” вязание (их пустых и заполненных клеток)
  • Из чего состоит пустая клетка? (1 ст. с/н + 2 в.п.)
  • Из чего состоит заполненная клетка? (3 ст. с/н)
  • Как рассчитать кол-во петель цепочки, если схема дана в графическом варианте? (кол-во клеток умножают на 3 плюс 1)

Приложение 2

Просмотр фотогалереи “Изделия в технике “Филе”. Слайды 5–12

Посмотрите, какие замечательные изделия можно связать в этой технике. Чем отличаются изделия? Что придаёт изделиям прибавление и убавление клеток? (Значимость данных приёмов техники).

Но, для того, чтобы выполнить изделие, необходимо уметь работать по схеме, и быть очень внимательным. Сейчас мы с вами вспомним условные обозначения для схем узоров, используемые при вязании крючком.

Д/и “Условные обозначения”
Учащиеся подбирают к карточкам с условными изображения схем узоров карточки с их названиями (Работа у доски) Приложение 3.

Учащиеся сверяют правильность выполнения задания по слайду. Слайд 13

Из условных обозначений складывается схема любого изделия. Теперь поработаем со схемами.

Д/и “Найди ошибку в схеме” Слайды 14, 15
Учащимся предлагаются слайды с фрагментами схем филейного вязания. Дети должны найти и исправить в них ошибки.

Д/и “Запомни схему”
Учащимся предлагается слайд с изображением схемы филейного мотива

Слайд 16

В течение минуты они должны запомнить последовательность чередования пустых и заполненных клеток в схеме. Затем изображение убирается. Детям заранее подготовлены листы разлинованной в клетку бумаги с таким же количеством клеток, как и на образце. Слайд 17

Они должны отметить на своих листочках те же самые клетки. После выполнения задания снова демонстрируется схема узора, учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

Слайд 18

Посмотрите внимательно на схему и скажите, чем необычна эта схема? Правильно, в этой схеме разное количество клеток в ряду.

IV. Изучение нового материала

Все изделия в технике “Филе”, которые мы с вами уже выполняли, были с одинаковым количеством петель в ряду. Сегодня на занятии мы научимся делать прибавления и убавление пустой клетки в начале и конце ряда. Для этого нам понадобится усвоить определённые правила:

Прибавление пустой клетки

В начале ряда

Для этого необходимо добавить 8 воздушных петель
Слайд 19

В конце ряда

Для этого необходимо на месте будущей клетки довязать две воздушные петли и столбик с 3 накидами.
Слайд 20

Убавление пустой клетки

В начале ряда В конце ряда
Необходимо сделать переход в нужное место соединительными столбиками и начать ряд с петель подъёма
Слайд 21
Необходимо не довязывать нужное количество клеток

Физкультминутка

Игровое упражнение “Скопируй позу”

Двое ребят становятся лицом друг к другу. Один принимает на 5 секунд какую-либо позу, затем возвращается в исходное положение, после этого другой должен точно ее повторить, далее они меняются ролями. Затем участники показывают по 2 позы, по 3 позы другой участник пары должен показать их одну за другой.

V. Практическая работа

Для закрепления полученного материала учащимся даётся задание: вывязать элемент филейного узора. Фото мотива демонстрируется на слайде а образец на доске, схемы раздаются индивидуально. Слайд 22

  1. Разбор схемы Слайд 23
  2. Закрепление приёмов прибавления и убавления клеток. Слайды 24, 25
  3. Вязание мотива по схеме. Слайд 26
  4. Гимнастика для глаз:
  • Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд. На счёт 1–6
  • Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх, направо вниз, потом прямо вдаль на счёт 1–6. Затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль. Повторить 4–5 раз.
  • В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1–6. Повторить 1–2 раза.

Самоконтроль:

Время от времени вязанье кладите на стол: если полотно лежит ровно, не стянуто, то работа выполнена правильно.

VI. Анализ работ

Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися, разбор типичных ошибок у учащихся

VII. Подведение итогов. Рефлексия

Слайд 27

Сообщение о достижении целей урока

Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

Сообщение о теме следующего урока

Задание учащимся на подготовку к следующему уроку

Уборка рабочих мест

Педагог предлагает учащимся выразить своё отношение к занятию: Если им были интересны задания и они поняли новую тему, то необходимо прикрепить белую воздушную петельку с улыбкой, а если наоборот, то серую петельку. Приложение 4

 Список литературы:

  1. Волшебный клубок. Новые узоры для вязания крючком. М.: АСТ Астрель, 2009.
  2. М.Максимова, М. Кузьмина “Школа вязания”.
  3. Периодические издания: Журналы “Валя-Валентина” и “Диана-креатив”.