Традиционный урок-диалог "Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Разделы: Литература


Цели.

  • Образовательная: выявить основную идею повести, её патриотический пафос.
  • Обучающая: совершенствовать навыки анализа текста, монологиче­ской речи, выразительного чтения.
  • Воспитательная: формировать оценочные суждения, воспитывать спо­собность эмоционально и адекватно реагировать на обсуждаемую про­блему, формировать гражданские нравственные и патриотические качества личности.
  • Развивающая: развивать коммуникативные свойства речи, экспрессив­ность и выразительность, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, систематизировать, доказывать и делать выводы, формировать оценочные суждения.        

Задачи для достижения этих целей:

  • Создать ситуацию вызова: мобилизация учащимися ранее усвоенных знаний - поддержка интереса к новой информации- мотивация активности.
  • Создать комфортные условия для осмысления новой информации: получение информации – осмысление – соотнесение с ранее полученной.
  • Создать условия рефлексии: целостное осмысление – обобщение - формирования собственного мнения.

Ход урока

- Сегодня мы продолжаем разговор о героях повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Что мы знаем о Тарасе Бульбе? (Слушаем сообщение учащегося).

- Кто хочет дополнить? (Слушаем дополнительные высказывания).

- Какими чертами характера обладает личность – Тарас Бульба?

Предполагаемый ответ:

- Тарас Бульба – смелый, мужественный, самоотверженный. Он казак – воинственный человек, презирающий тепло и уют, скучающий в тихом семейном кругу. Он привык к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Такие люди, как Тарас Бульба, главным в человеческих отношениях считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. В Запорожской Сечи мир держится на товариществе и братстве, поэтому ее любит Тарас Бульба, поэтому она так влечет его к себе.

- Какова же она Запорожская вольница? Перед нами репродукция с картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (на экране высвечивается картина). О картине рассказывает ученик.

Предполагаемое сообщение:

- Эта картина не является иллюстрацией, но она очень близка к повести Гоголя. Она создает яркие впечатления о казачьей вольнице, славных удалых людях, о которых И. Репин писал: «…и вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием» (беседы о русских художниках. Голубева Э.И., Кристинская А.А., Кузнецова Э.В., Л., 1960, стр. 163). Письмо запорожцев свидетельствует о силе, мощи и неистощимом юморе запорожцев. В центре картины - кошевой атаман Иван Сирко. У него мужественное лицо, умный, проницательный взгляд, орлиный нос. Его поза, одежда – все говорит о силе и властности. Именно такой атаман мог разгуливать на челнах по Черному морю и совершать смелые походы в Крым.

Все огромное пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли от опасных южных и западных соседей. Храбрые запорожцы пренебрегли всем, что оставили дома ради одной цели – защиты Родины. В центре картины небольшая группа смеющихся казаков. У них мужественные, обветренные, закаленные в боях лица. Таким людям не страшен противник. Они уверены в своих силах и правоте.

Таким образом, Илья Репин рассказал о Запорожской Сечи и показал, что казаки мужественный, свободолюбивый, любящий свою Родину народ.

- Таким представлял запорожских казаков Илья Репин. А как изображает и рассказывает о запорожских казаках Николай Васильевич Гоголь? (Чтение эпизодов).

«Так вот она, Сечь! Так вот то гнездо, откуда вылетают все те горделивые и крепкие как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

«Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей, возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей обязанностью и ненавистью против нехристианских хищников»

«…гетьманы, избранные из среды самих же казаков преобразовали околицы и курени полки и правильные округи»

Сцена избрания нового кошевого атамана.

«…поклонился очень низко и скрылся в толпе»

Речь кошевого в 4 главе: «Я слуга вашей воли,…уж умнее того нельзя выдумать, что глас народа – что глас Божий».

«Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько не живу я на веку, не слышал я, паны- братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища…» говорит Касьян Бовдюг.

- Что мы можем рассказать о нравах, обычаях Запорожской Сечи?

Предполагаемый ответ.

- В общественном устройстве Сечи нет сословной вражды и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков. Эта военная организация вольного народа. Она противопоставлена миру вражды и рабства. Гоголь подчеркивает демократизм казачьего общества. Неугодный или провинившийся в чем-то перед народом начальник сразу же переизбирается. Кошевой беспрекословно явился на собрание и после смешения «поклонился очень низко и скрылся в толпе».

Воинская служба в Сечи- добровольное служение своему Отечеству. Сечь сурово карает за нарушение ее законов: жестокое наказание следует за кражу, за невыплату долга, за убийство. Но самое главное в Запорожской Сечи – чувство братства и товарищества. Об этом, как мы слышали, гордо говорит Касьян Бовдюг.

Сечь населяют самые разные люди: преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные, желающие самоутвердиться и любящие воевать. Но всех их объединяет православная вера, чувство братства и товарищества. Мирное существование для Сечи – редкость.

Казаки войско мстителей. В военном походе они жестоки, им не по душе какие-либо тонкости.

- Давайте послушаем эпизод, являющийся примером жестокости запорожцев (Чтение наизусть).

- Можно ли оправдать жестокость казаков?

(Предполагаемые ответы):

- Да, можно. Казаки борются за свою веру и Родину. Жестокий век порождает суровые характеры.

- Нельзя оправдать, так как нужно быть человечными людьми: ведь женщины, дети, старики не воины. Нужно было отпустить их из города, а не обрекать на голодную мучительную смерть.

Итак, у нас разные точки зрения: одни оправдывают жестокость казаков, другие осуждают. Думаю, что над этим вопросом вы основательно поразмышляете дома.

Откроем тетради, запишем домашнее задание: дайте письменный ответ на вопрос: «Можно ли оправдать жестокость казаков?»

- А запорожские казаки живут и воюют по законам братства и товарищества. Послушаем, что говорит старый Тарас Бульба о товариществе. (Сцены из фильма «Тарас Бульба»).

- Какое впечатление на вас произвела речь Тараса Бульбы?

(Предполагаемый ответ):

- Речь вызвала чувство гордости за родную русскую землю и людей, живущих на ней.

- А теперь прочитаем, какое впечатление произвела речь Тараса на его казаков.

Читаем эпизод.

- Почему Тарас произносит речь перед боем?

(Предполагаемый ответ.)

- Он хочет поддержать морально своих товарищей, вселить в них уверенность в правоту своего дела. Он хотел, чтобы они достойно встретили смерть в бою.

- Почему «породниться по душе, не по крови может один только человек»?

(Предполагаемый ответ):

- Только человек способен жертвовать собой ради веры, любви к Родине. Только человек способен отдать свою жизнь за человека.

- Мы знаем, что запорожцы подтвердили слова Тараса, проявив героизм в бою, готовность прийти на помощь товарищу, самоотверженность. Они отдали свою жизнь за землю Русскую. Прочитаем последние слова погибающих казаков.

Мосий Шило: «Прощай же паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!».

Степан Гуска: «Пусть же пропадут все враги, и ликует вечные веки Русская земля!».

Касьян Бовдюг: «Не жаль расставаться со светом. Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славиться до конца века Русская земля».

Балабан: «Пусть же цветет вечно русская земля»

Павел Кукубенко: «благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!»

- Почему же так схожи последние слова казаков?

(Предполагаемый ответ):

- Запорожцы единое целое, братство и товарищество сплотила этих людей. Они сражаются и умирают не за себя, а за веру православную, землю русскую, за товарищей.

- Можно ли назвать их патриотами?

(Предполагаемый ответ):

- Патриот – человек бескорыстно любящий Родину. Запорожские казаки – патриоты. Они любили свою Родину, хотели видеть её свободную и умирали за нее.

Вывод: В своем произведении Гоголь воплотил свою мечту о свободной вольной жизни, основанной на товариществе, братстве и православной вере. Почему события XV века не оставляют нас равнодушными и в наше время?