Использование занимательного материала на занятиях по РЭМП

Разделы: Работа с дошкольниками


Математическое развлечение «Путешествие в волшебную страну» (старшая гр.)

Цель:

  • Учить детей путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали, выбирать недостающую (лишнюю) из предложенных фигур;
  • учить сочетать элементы по размеру, соотношению сторон.
  • Развивать глазомер, комбинаторные способности, настойчивость, логическое мышление, умение сосредотачиваться.
  • Закрепить знание геометрических фигур.
  • Активизировать речь, добиваться полных аргументированных ответов.
  • Воспитывать желание добиваться поставленной цели.

Демонстрационный материал:

  • 2 стола, 2 мольберта; эмблемы, сделанные детьми для себя;
  • геометрический конструктор с карточками - образцами в конверте;
  • карточки- домики для игры «У какой фигуры в гостях»,
  • карточки для игры «Четвертый лишний»,
  • карточки (формат АЗ) с изображением лабиринтов, цветы (лепестки отдельно),
  • письмо,
  • картинка с изображением ласточки,
  • приз (пазлы или математическая игра).
  • На стульях спинок приклеены цветы ромашек, в серединке цветка – эмблема, у каждого ребенка своя.

Ход занятия

В группе:

  • Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел в гости. (ласточка)
  • А что это у нее в клюве?
  • Давайте его прочитаем.

Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. В стране Эльфов случилась беда. Старая Мышь заколдовала нашу Дюймовочку. Помогите, пожалуйста, расколдовать ее. Дорогу в страну Эльфов вы найдете по указателям стрелкам». Жители страны Эльфов.

- Ну что, ребята, поможем?

- А дорогу в стану Эльфов как найдем?

- В страну Эльфов надо идти тихо, не разговаривать, чтобы не услышала старая мышь.

- Ребята, в стране Эльфов растут волшебные цветы. У каждого цветка, как и всех вас, есть своя эмблема. Вы должны найти свой цветок и сесть на него.

- Ну, а теперь в путь! Ищем стрелки! (Они нам укажут путь)

Музыкальный зал

На стенах геометрические фигуры. На стульях приклеены цветы с эмблемами.

Дети заходят в зал, находят свой цветок-стул и рассаживаются.

1 задание.

- А сейчас послушайте, я расскажу вам одну историю:

«Шмель и Мотылек отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Залетели они в первый дом. А вот к кому неизвестно. Узнавать к какой фигуре в гости залетел Шмель пойдет…., а к кому залетел Мотылек - …

- Молодцы, садитесь.

- Вот залетели наши путешественники во второй дом. Куда залетел Шмель? А к кому залетел Мотылек?

- Молодцы, ребята.

- А чтобы получить следующее задание, которое снимет одно из проклятий старой мыши надо ответить на несколько вопросов. Какие вопросы, я не знаю, но зато знает Фея, которая живет вон в той избушке. Но до избушки надо еще добраться.

2 задание.

- Надо сделать 3 шага прямо, повернуть налево и сделать 2 шага, затем повернуться направо и сделать 5 больших шагов, повернуться вокруг себя и дальше к избушке.

В избушке сидит Фея - родитель. Ребенок стучит.

- Кто там?

- А зачем ты пришла? (За заданием)

- Чтобы его получить, тебе надо ответить на мои вопросы:

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели будет завтра?

- Какой день недели был вчера?

- Молодец, ответила на все мои вопросы, вот получай задание.

Игра «Четвертый лишний».

На мольберте заготовлены карточки.

- Ребята, перед вами 4 карточки, надо найти лишнюю и убрать ее.

- Хорошо, сняли еще одно заклятие.

3 задание.

- А до следующего задания нам надо дойти сначала через болото по узенькой тропинке так, чтобы ее не касались ни носки, ни пятки (боком), а затем по кочкам (прыгают из обруча в обруч).

Участвуют все дети.

В конце пути лежит большой конверт, в нем карты-лабиринты.

Дети приносят конверт воспитателю.

- Да тут задачка посложнее, надо помочь ласточке долететь до волшебной страны.

- Вот вам фломастеры, вы должны указать ласточке правильный путь.

- В конце пути вы найдете конверты со следующим заданием.

4 задание. Когда дети пройдут лабиринт, в конце будут лежать конверты с карточками образцами (геометрические фигуры), приносят воспитателю.

- Так, что же здесь надо сделать? Что это за карточки?

- Ребята, нам нужно собрать заколдованные фигуры из геометрического конструктора.

На столах заготовки геометрических фигур по 2 человека за стол. ……..

- Молодцы, ребята. Осталось снять последнее заклятие.

- Посмотрите, какие красивые цветы выросли на нашей поляне. Но что-то тут не так. Что же? (не хватает лепестков). Их тоже заколдовала старая мышь.

- Надо их расколдовать. А для этого нужно собрать лепестки в той последовательности, в какой они расположены на целом цветке.

- Молодцы, садитесь.

- Ну вот, ребята, мы всех расколдовали, сняли все заклятия, которые наложила на Дюймовочку старая мышь.

- Теперь Дюймовочка свободна, давайте ее позовем. Хором: «Дюймовочка!» Выходит Дюймовочка (ребенок подготовительной группы) и благодарит детей за спасение.

- «Ребята, большое спасибо, что спасли меня, что справились с трудными испытаниями. Теперь все уже позади, и я хочу с вами поиграть»

П/и «Чей домик быстрее соберется»

Дети разбиваются на группы по 5 человек.

Домики: на стульях геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Пока играет бубен дети играют, тихонько бегают. Только бубен замолчал, дети должны собраться в свои домики. Игра проводиться 2-3 раза.

- А теперь ребята, садитесь на свои места, я хочу вам преподнести подарок.

- Вот вам волшебный сундучок. Что там, вы посмотрите в группе.

- Ну, а теперь мне пора. До свидания.


В гостях у сказки

Итоговое занятие для детей старшей группы.

Задачи:

  • Обобщить полученные знания;
  • Закрепить умения по всему пройденному материалу, вычислительные навыки, умение сравнивать числа, знания о составе числа, ориентироваться в пространстве.
  • Развивать внимание, мышление.

Демонстрационный материал: Плакаты с изображением сказочных героев, игрушка «домовенок», коробка.

Раздаточный материал: Карточки с цифрами, фишки, карточки для игры «Засели домики числами», карандаши, карточки для сравнения чисел, картинки с примерами для раскрашивания.

Ход занятия

- Ребята, к нам в гости пришли герои сказок со своими математическими заданиями.

Сказочные герои очень любят математику и решили посмотреть, как вы умеете считать, отгадывать загадки, решать задачки. Отгадайте загадку:

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.  
(Красная Шапочка - картинка.)

- Красная Шапочка пришла не с пустыми руками, она принесла необычный цветок с заданиями, чтобы проверить, как вы считаете. Она хочет поиграть с вами в игру «Убираем цифры по заданию».

- А для этого нужно выложить цифры по порядку.

- Проверьте друг у друга, правильно ли вы разложили цифры.

- Ну а теперь начинаем играть. (На каждом лепестке по задачке».)

- Какая цифра у вас осталась?

- Вот на такую оценку, оценку 5, вы должны стараться учиться в школе.

- Красной Шапочке понравилось, как вы считаете.

Раздается стук.

- Чтобы узнать, кто там стучит, надо отгадать загадку:

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Прикатился … (Колобок)

- Он нам принес вот эти карточки?

- Кто из вас уже догадался, что мы будем делать?

- Молодцы.

- А что значит сравнить?

- Хорошо. За каждый правильный ответ колобок будет давать вам фишки.

Самостоятельная работа детей. При проверке комментируем.

Физминутка:

Заранее завести часы на музыкальную паузу.

- Ой, ребята, слышите, это наши волшебные часы. Они своим сигналом просят нас потанцевать. А танец называется «Часики».

- Посмотрите, кто к нам пришел, пока мы танцевали. (Кот в сапогах). Кто догадался, как его зовут?

- Из какой сказки он пришел?

- А кто же написал эту сказку?

- Молодцы.

- Кот в сапогах хочет поиграть с вами в свою любимую игру «Засели домики числами».

- Помните правила игры? (если не помнят, повторить). Если у детей возникают затруднения, один домик проанализировать.

- Давайте свои карточки отдадим Коту, чтобы он проверил правильно ли вы заселили домики.

- Ребята, а вот следующий герой спрятался от нас. Оставил он только маленькую карту, по которой его можно найти. Внимательно слушайте, я буду вами руководить и говорить куда идти.

- Становитесь вот сюда:5 шагов прямо, повернуть налево и сделать 3 прыжка, повернуться направо и заглянуть под стул, который стоит посередине.

- Какая красивая коробка! Интересно, кто же там прячется?

- Садитесь на места, а я открою коробку.

- Ребята, кто это? (домовенок).

- А знаете, как его зовут? Нафаня.

- Помните, мы читали сказку про домовенка Кузю, а это его друг Нафаня. Нафаня больше всего любит раскрашивать. Вот и вам принес картинки. Они не простые, их надо раскрашивать по правилам.

- Надо решить пример, узнав ответ, вы будете знать, каким цветом раскрасить ту или иную часть картинки. Вам понятно правило? Тогда начинайте. Самостоятельная работа.

Анализ работ.

- Ребята, вам понравились наши гости?

- А кто же к нам приходил?

- Как вы уже заметили, у каждого сказочного героя есть своя любимая игра. А вам какая игра больше всего понравилась?

Мне и нашим гостям очень понравилось, как вы сегодня считали, отгадывали загадки. А домовенок Нафаня передал для вас подарок В коробочке приглашение и шары.

«Дорогие ребята, я приглашаю вас на праздник шаров, который состоится сегодня вечером и дарю вам эти красивые разноцветные шары.»

Задачки на лепестки волшебного цветка

Пять котят да мама-кошка.
Сколько кошек на окошке?
(Шесть.)

Уберите цифру, которая обозначает количество дней в неделе. (7)

У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит
Сколько у домика зайцев сидит?
(Один.)

Уберите цифру, которая обозначает число, предыдущее 10. (9)

Сколько в сутках частей? (4)

На полянке, у дубка, мы увидим два грибка
А подальше, у осин, мы найдем еще один.
Кто ответить нам готов: сколько мы нашли грибков? (3)

Кошка в кубики играла, кошка кубик потеряла. Закружилась голова., было три- осталось... (2)

Уберите цифру, обозначающую количество ваших пальце на двух руках. (10)

Семь малюсеньких котят, что дают им - все едят, А один сметаны просит, сколько же тогда котят? (8)


Путешествие в изумрудный город (старшая группа)

Цель:

  • Закрепить вычислительные навыки, развивать внимание, мышление, умение сосредотачиваться, упражнять в ориентировке на листе бумаги.
  • Воспитывать интерес к процессу познания математики.

Демонстрационный материал. Сказочные персонажи, цветы (ромашки), деревья (ели..) река.

Раздаточный материал. Очки из зелёного пластика, простые карандаши, тетрадные листы в клеточку, д/и «Математическое лото», карточки для геометрического конструктора «Танграм».

Предварительная работа. Чтение сказки «Изумрудный город».

Ход занятия

- Ребята, помните, мы читали сказку «Изумрудный город»?

- Как звали главную героиню?

- Куда она хотела попасть?

- Вот и мы сегодня попробуем попасть в Изумрудный город. А по дороге мы встретим много трудностей, но не простых, а математических. Ну что отправляемся?

Звучит музыка, дети отправляются в путь. По дороге встречаем Чучело.

Чучело. Куда это вы идёте? Можно я с вами пойду?

Все вместе идем дальше.

По дороге преграда - огненная река. Чтобы её перейти, надо выполнить задания.

1. Задачи в стихотворной форме

Ну-ка сколько здесь ребят на горе катается?
Трое в саночках сидят, один дожидается.

* *

На рассвете у корыта утка удочку нашла.
По траве, росой умытой, утка к озеру пришла.
Долго клёва ожидала, подсекла З-х сазанов,
Одного ерша поймала... Сосчитай её улов.

* *

Через поле по прямой шёл баран на водопой Трёх овечек за собою вёл он важно к водопою. Сколько вместе их? Считайте.

Ответ быстро называйте.

* *

Только я в кусты зашла - подосиновик нашла 2 лисички, боровик и зелёный моховик.

Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

* *

У Сашки в кармашке конфеты в бумажке. Он дал по конфетке Свете и Пете, Ирине. Галине, Марине и Нине И сам съел конфету. а больше нету. Сколько конфет было у Саши?

4 зайца шли из школы. И вдруг на них напали пчелы ,2 зайчика спаслись едва А сколько не успело?

Потеряла крольчиха крольчат, а крольчата лежат и молчат,
За кадушкой - 1. за кормушкой - 1, под листом - 1, под кустом - 1
Сколько крольчат было у крольчихи?

- Молодцы, теперь смело можем идти дальше.

Заходим в лес, слышим удары топора.

- Ребята, посмотрите, да это же железный дровосек. Что это с ним случилось? (дети вспоминают сказку).

- Чтобы помочь Дровосеку, нам надо найти ответы к примерам.

2. Д/и «Математическое лото».

- Умницы, все с заданием справились, можем идти дальше.

Звучит муз., дети подпевают песню «Мы в город изумрудный идём дорогой трудной».

- А сейчас давайте немного отдохнём. (Дети садятся за столы, на столах: карандаши, лист в клеточку, набор г.к.)

- Хотите узнать, кто встретиться на нашем пути дальше?

- Тогда берите листы и карандаши. Я вам буду диктовать, а вы будете чертить по клеточкам и посмотрим, кто у вас получится.

3. Графический диктант.

- 2 клеточки влево.1 вниз. 2 кл. влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вниз, 1кл. вправо, 1 вниз, 2 кл. вправо, 1 вниз.2 кл. влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вправо, 1 вверх. 1 вправо. 3 вверх. 1 влево! вверх , 2 влево, 1 вверх.

- Что у нас получилось?

- Кто помнит, какой лев был в сказке?

- Вот, чтобы он стал смелым, бесстрашным, ему надо помочь. А для этого надо выложить силуэты по образцу.

4. «Геометрический конструктор». (на каждого ребенка по набору «Танграм».)

- Хорошо, идём дальше. Звучит муз., дети, напевая, идут в раздевалку. В это время в группе развешиваются цветы.

- Ребята, нам осталось совсем немного. Скоро мы будем у ворот Изумрудного города.

- Давайте, отгадаем загадки.

5. Загадки.

Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился (пальцы в варежке.)

Пять ступенек - лесенка
На ступеньках - песенка. (Ноты)

По небу лебедь черный рассыпал чудо - зерна
Черный белого позвал. Белый зерна поклевал. (День и ночь.)

Маленький, круглый, а за хвост не поднять. (клубок)

Стоит Антошка на одной ножке
Где солнце встанет, туда он и глянет. (подсолнух)

Входишь в одну дверь, а выходишь из трех
Думаешь, что вышел, а на самом деле вошёл. (рубашка)

Четыре ноги. 2 уха, 1 нос и брюхо. (самовар)

Один говорит, двое глядят, двое слушают. (рот, глаза, уши)

Два брюшка. 4 ушка. (подушка)

- Молодцы. Ну а теперь надо чуть-чуть отдохнуть. Лягте на ковёр, закройте глаза и представьте, что мы плывём на корабле через огромный океан (звучит муз.) Вот мы и приплыли. Чтобы зайти в Изумрудный город, надо обязательно надеть очки, а то сияние изумрудов может нас ослепить.

Заходим в группу, рассматриваем всё. Потом снимаем очки и выясняем, почему всё было изумрудное.

- Молодцы ребята. Понравилось вам наше путешествие?

Можно предложить чаепитие (угощение от волшебника изумрудного города).

Используемая литература.

  1. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений»
  2. Т.И. Ерофеева, Г.В.Глушкова  «Дошкольник изучает математику»