Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Система поддержки талантливых детей

Разделы: Начальная школа


Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений учащихся.

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.

Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.

Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности).

Отсюда вытекают необходимые условия работы с одаренными детьми:

  • сохранение индивидуальности;
  • поддержка собственной познавательной потребности;
  • знание психологических особенностей «одаренных».

Программа «Одаренные дети» реализуется в двух направлениях.

  • Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся в рамках концепции школы (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).
  • Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.

Организации работы с одаренными детьми имеет следующее содержание:

  1. Психолого-педагогический анализ развития учащихся школы
  2. Выявление одаренных и талантливых детей
  • анализ особых успехов и достижений ученика;
  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
  • диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов
  1. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
  • внедрение элементов и систем развивающего обучения;
  • дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми;
  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
  • индивидуальная работа с одаренными детьми через систему факультативов и индивидуальных занятий;
  • реализация программ раннего обучения иностранному языку;
  • создание разноуровневых классов в старшем звене (10 – 11 кл.);
  • организация научно-исследовательской деятельности;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
  1. Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:
  • создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (Совет класса, творческие дни, внеклассная работа и т.д.);
  • психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;
  • создание системы стимулирования и поощрения учащихся:
  • отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты, премии, награды);
  • организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей;
  • активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы);
  • ведение «Дневников успеха» (для фиксирования достижений учащихся).
  1. Работа с родителями одаренных детей
  • Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка.
  • Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.
  • Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

В школе должно сформироваться стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебные планы включаются программы факультативных кружков по углубленному изучению предметов и соответственно, увеличивается из года в год % вовлеченности детей в работу факультативов. Они дают возможность учащимся опробовать себя в различных сферах деятельности, служат наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей каждого ученика.

Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные декады. (Неделя науки, Неделя Экологии и т.д.). В ходе предметных декад учащиеся каждого класса принимают участие в различных творческих конкурсах, турнирах, олимпиадах, тематических праздниках.

Одной из приоритетных форм развития детской одаренности является участие в исследовательской деятельности, которая обеспечивает более высокий уровень системности знания.

Научно-практические конференции стали так же приоритетной формой реализации возможностей детей и педагогов, цель которых - развитие и поддержка детей, способных к научно-исследовательской деятельности, углублению знаний и профессиональной ориентации.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки;
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

В рамках программы «Одаренные дети» предлагается выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях их воспитания, обеспечивать детям условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциала возможностей.

Планируется создать государственную систему выявления одаренности с раннего возраста и оказания адресной поддержки каждому одаренному ребенку, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом творческих и интеллектуальных способностей ребенка. При этом система выявления и поддержки молодых талантов должна охватить всех детей России, включая детей, проживающих в сельской местности.