Урок обучения грамоте. Тема: "Заглавная буква М"

Разделы: Начальная школа


«Сделать серьёзное занятие
для ребенка занимательным –
вот задача первоначального
обучения».
К.Д. Ушинский

Учебник «Букварь»

Тема: Заглавная буква М

Цели:

  1. формировать навыки чтения, ознакомить с правописанием имен собственных, фамилий, географических названий, развивать интерес к чтению, обогащать словарный запас школьников;
  2. развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук;
  3. воспитывать чувство доброты, милосердия, взаимовыручки, любовь к Родине.

Оборудование: иллюстрации (мышонок Мыша, медвеженок Миша, девочки Марина, Мила, мальчики Марк, Максим, гномик Томми с тележкой, кошка Мурка, коза Машка, корова Марта, «Красная площадь-главная площадь в Москве»); словарные слова, портреты поэтов Маршака, Михалкова, Маяковского, Мориц.

Ход урока

I. Орг. Момент

II. Повторение

Работа с азбукой. Чтение алфавита. Повторение гласных звуков. Чем отличаются звуки от букв?

III. Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами будем знакомиться с большой буквой М. А знаете кто принес нам эту букву? Знакомьтесь – это мышонок Мыша и медвежонок Миша. Кто знает, почему слова Мыша и Миша напечатаны с большой буквы?

IV. Постановка и решение проблемной ситуации

А посмотрите кто это? (изображения коровы, козы, кошки)

И они настаивают, что тоже принесли большую буквы М. Это возможно? Объясните. (Под картинками появляются слова «корова Марта, кошка Мурка, коза Машка»)

Про медвежонка Мишу и мышонка Мышу Г. Юдин написал сказку «Поэты». Послушайте и подумайте, кто такие поэты, какие имена в этой сказке вы услышите.

«Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какое я сочинил:

Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо
Нет на свете никого
Лучшей нашей…

- Малины! - заорал Миша.

- Да причем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

- Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы.

- Что ты, что ты! - испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,
чем бойкий рыжий…

- Айболит! - заорал медвежонок.

- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

- Откуда ты так много знаешь?

- Кто много читает, тот много знает! - ответил мышонок Мыша.»

Беседа.

Какие имена вы встретила в этой сказке?

Кто такие поэты?

Хороший ли поэт Миша?

Кто лучше всех на свете?

Какие грибы нельзя есть?

Кого мышонок назвал доктором леса?

Работа по развитию речи.

А давайте мы с вами попробуем посочинять. Подскажите мне словечко в рифму.

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?...   
(мышка)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…

Каждый тут в лесу талант
И певец, и…

Каких поэтов вы знаете? (на доске появляются портреты и фамилии Михалкова, Маршака, Маяковского, Мориц) Учитель обращает внимание на написание фамилий поэтов. Учащиеся читают небольшие отрывки стихотворений поэтов.

Работа с учебником.

Чтение столбиков слов в «Букваре».

Прочитайте самые длинные имена. Объясните.

Прочитайте имена, состоящие из одного слога, двух слогов. Как определить, сколько в слове слогов?

Игра (на доске изображения девочек и мальчиков, буквы вразброс).

Составьте из букв имена девочек и мальчиков.

Физ. минутка

Работа с учебником (продолжение)

Чтение слов третьего столбика.

Угадайте, что это упругая нить из металла или капрона, которая натягивается на музыкальных инструментах. Что это? (струна)

Где вы могли видеть струны?

В слове «струна» замените гласную «У» на гласную «А». Прочитайте получившееся слово.

Как называется страна, в которой вы живете?

Какой город считается самым главным в нашей стране? Хотите побывать в Москве? (на доске появляется репродукция Красной площади и другие фотографии Москвы)

Развитие речи.

Составьте с данными словами предложение.

(На доске слова «Столица», «Москва», «России» и «большой, Москва, город, красивый»).

Совершенствование навыков чтения.

Чтение текста о гноме Томми.

Беседа по тексту.

Что мы уже знаем об этом гноме?

Кто написал стихотворение об этом гноме?

Чтение стихотворение Юнны Мориц наизусть.

Зарядка с гномом.

Игры с Томми.

В тележке у гнома буквы, из которых ребята должны составить имена.

Произнесите имена ласково.

Гном рассказывает старинные дразнилки.

А у Мити на носу кошки ели колбасу.

Мариночка-пышка на улицу вышла,
На пенёчек села, пирожочек съела.

Подведение итогов урока.

  1. Какие слова пишутся с большой буквы?
    Назови имена, которые начинаются с буквы «М», придумай клички животным: собаке, кошке, корове, козе - на букву «М».
    Вспомни фамилии детских поэтов, которые начинаются на букву «М».
    Назови города, реки, которые начинаются на «М».
  2. Придумай предложения,первое слово которого начинается на букву «М» (Например: Мама мыла раму.)