Проблема школьной дезадаптации подростков и комплекс праксиологических ситуаций

Разделы: Школьная психологическая служба


Внимание подрастающего поколения к проблемам личностного и профессионального самоопределения, самоорганизации своих действий существенно возросло в последнее время. Решение этих проблем предполагает глубокое понимание радикальных изменений, происходящих как в нашей стране, так и во всем мире. А эти изменения привели к формированию нового образа бытия, которое выступает сегодня  как “рискованное бытие”, как действие в условиях неопределенности. Современный человек, живущий и действующий в ситуациях  риска и неопределенности, а порой в стрессовых и чрезвычайных ситуациях, должен понимать, что многое зависит от него самого, от его способности ориентироваться в этих ситуациях, решать сложные проблемы  в кратчайшие сроки. Изучение всего этого комплекса проблем в рамках праксеологии дает возможность подростку освоить ряд жизненных практик и стратегий действия, осознать свое личное отношение к жизненным ценностям и проблемам. Но, самое главное, праксеология может помочь процессу формирования “практического ума”, т.е. здравомыслию и практичности. Быть практичным в духе праксеологии – это:

  • владеть приемами самопознания, выявляющими способности и возможности, сильные и слабые стороны своей личности;
  • уметь строить и корректировать свои жизненные планы и стратегии исходя из опыта самопознания;
  • уметь ориентироваться в сложных ситуациях, сопряженных с недостатком информации и риском, принимать решения и действовать с учетом разумного риска, анализировать свои  чужие ошибки [1].

В философии  праксиоло́гия  (от др.-греч. πράξις — деятельность, и λογία — наука, учение) — это есть  учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности [2]. Основная идея праксиологии (заявленная в начале 20 в. Т.Котарбиньским на основе идей оптимальной организации деятельности, «философии действия», парадигмы «прагматизма-инструментализма» – Ф.У.Тейлор, Г.Форд, А.Файоль, С.Томпсон, Я.Зеленевский и др.), заключенная в целесобразности действий с точки зрения практической успешности деятельности, адаптируется к проблеме дезадаптации подростков [3].

Праксеологию можно определить как теорию сознательного изменения, преобразования и усовершенствования природы, общества, человека на основе познанных законов и с помощью различного рода техник и технологий.  Также праксиология – определяется, как учение об эффективной человеческой деятельности [4].

Праксеология – это наука нацелена на формирование устойчивых практических ориентаций, способности адаптации к постоянно изменяющимся условиям, умение действовать в условиях неопределенности. [5].

Для нашего исследования предупреждения школьном дезадаптации при помощи комплекса праксиологических ситуаций мы будем использовать следующее определение: праксиологическая ситуация  – это такая совокупность жизненных обстоятельств, которая способствует конструированию практических действий  в решении жизненных проблем, направленных на изменение   самого человека и его адаптацию к школьным условиям, условиям жизнедеятельности и оснащение его жизненным опытом.

Комплекс праксиологических ситуаций имея ведущее значение в процессе предупреждения школьной дезадаптации  характеризуется нами как функциональная система и как процессуально-обучающее обеспечение. Заведение комплекса праксиологических ситуаций  в качестве средства предупреждения школьной дезадаптации подростков обусловливается тем, что в нем заложены возможности не только овладения алгоритмом, запоминанием порядка выполнения действий, связанных с разрешением проблем школьной дезадаптации подростков, но и стимулирования интереса подростков к самостоятельному решению важных жизненных  задач. Кроме того, процесс предупреждения школьной дезадаптации подростков должен быть организован как процесс активного самодвижения по пути познания, окрашенного личными переживаниями и положительными эмоциями и это создает благоприятные условия по составлению дезадаптационных задач и их моделированию на основе действий, связанных с решением праксиологических ситуаций.

Функции праксиологических ситуаций мы обозначаем следующим образом:

– обучающая – представление новых знаний через конструирование и решение праксиологических ситуаций;
– развивающая функция находится в неразрывной связи с дезадаптационными (жизненными) понятиями, заключенными в содержании праксиологических ситуаций;
– управляющая функция сосредоточена на целенаправленности решения праксиологических ситуаций, ведущих к пониманию результата решения.

Комплекс праксиологических ситуаций, включенных в содержание процесса предупреждения школьной дезадаптации подростков, строится  в соответствии с выявленными видами праксиологических ситуаций, с учетом значимости и ценности их в процессе предупреждения школьной дезадаптации подростков, что позволяет интерпретировать данные знания, применять их в новых условиях. Подбор праксиологических ситуаций  для анализа, для решения обеспечивает решение поставленных задач, которые в совокупности охватывают всю   деятельность  подростков в учебном заведении.

Мы выделяем следующие виды праксиологических ситуаций, входящих в комплекс, направленный на предупреждение школьной дезадаптации подростков:

– ценностно-ориентированные праксиологические ситуации направлены на овладение ценностными знаниями и ориентированны на  оснащение детей жизненно важными умениями, которые помогли подросткам решать проблемы собственной жизни самостоятельно;

– рефлексивно-творческие праксиологические ситуации направлены на творческую ориентацию личности. Эти ситуации  способствуют благоприятной ситуации развития ребенка, выстраиванию его жизненных перспектив, поскольку осознаваемые и осмысленно присвоенные ребенком ценности являются основой внутренней мотивации деятельности.

– действенно-прогностичекие праксиологические ситуации, которые способствуют прогнозированию поступков подростка, системы взаимоотношений; личности: ее качеств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками; прогнозировать социальные процессы: трудности друзей, одноклассников, знакомых, результаты применения тех или иных средств развития инициативы;

– жизненного переживания праксиологические ситуации, ситуации которые содействуют осмыслению подростком основ человеческой  жизни, а проживание отношений  каждый раз в конкретной ситуации само по себе интересно, ибо в нем обнаруживается значительное содержание.

Праксиологические ситуации проигрываются на занятиях. В основе занятий лежит технология организации групповых форм, общения разработана   Н. Е. Щурковой. Основная цель такого рода занятий – выработка умения самоанализа, формирования ценностного отношения к человеку. Н.Е. Щурковой разработаны этапы и требования к проведению философических, этических и психологических занятий.

При проведении такого рода занятий необходимо учитывать следующие требования: предоставлять каждому право на свободу мнений и высказываний; обращаться к непосредственному опыту детей, организовывать наглядно-иллюстративную обеспеченность; опираться на игровые ситуации.
Перечисленные праксиологические ситуации носят теоретическую,  методическую, и практическую направленность.
Теоретическая направленность праксиологических ситуаций  проецируется на овладение основами адаптивного поведения к школьной среде,  виды и особенности возникновения и протекания, рефлексирование проигранных ситуаций по предупреждение школьной дезадаптации.

Методическая направленность проецируется на  изучение системы методов и процедур, применяемых при анализе конкретного случая школьной дезадаптации, заключенного в любую жизненную ситуацию, на овладение методическим указаниями по реализации управления своим поведением в данной ситуации, на овладение логикой реализации способов разрешения  различных ситуаций.

Практическая направленность праксиологических ситуаций проецируется на развитие эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции, адекватную интерпретацию полученной информации в условиях процесса дезадаптации, оценку возможных последствий школьной дезадаптации, на формирование ценностного отношения  к субъектам образовательного процесса.

Методическое обеспечение использования комплекса праксиологических ситуаций в процессе предупреждения школьной дезадаптации подростков осуществляется  ведущими формами воспитания и обучения в  школе (беседы, игры, тренинги, консультации); методами и приемами стимулирования подростков – формирование познавательных интересов, анализ жизненных ситуаций, анализ моделируемых ситуаций, погружение в ситуации, требующие анализа на основе игрового моделирования. Большое значение в процессе использования комплекса праксиологических ситуаций имеет  банк праксиологических ситуаций, разработанный для предупреждения школьной дезадаптации подростков. И самое главное подросток учится анализировать ситуацию и конструировать свои практические действия, которые позволяют ему адаптироваться к школьной среде более успешно согласно произведенной оценке происходящего. Ведь нет практических действий там, где нет выявленной проблемы жизни [6].

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Комплекс праксиологических ситуаций по предупреждению школьной дезадаптации помогает решить данную задачу.

Список литературы:

1. Праксеология: Хрестоматия /Госстрой России, ИОЦ ГП “Новый город”. – М.ГУП ЦПП,1997. – 180с, с.2.
2. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
3. Юсуфбеков,   Н.Р.  Проблемы  педагогической  праксиологии  //  Новые исследования в пед.науках. – М., 1991. – Вып. 1 (57) – с.3-6.
4. Маралова, Е.А. Постдипломное образование педагогов: праксиологический аспект:Автореферат дис-ции на соис.уч.ст.доктора пед.наук. Великий Новгород, – 2006.
5. Праксеология: Хрестоматия /Госстрой России, ИОЦ ГП “Новый город”. – М.ГУП ЦПП,1997. – 180с, с.179.
6. Щуркова, Н. Е. Педагогическое назначение внеклассной работы [Текст] / Н.Е. Щуркова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2003. – №1. – С. 26-37.