Увлекательное путешествие в цирк

Разделы: Логопедия


Цель: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Задачи: подготовка артикуляционного аппарата к произнесению твердых и мягких согласных звуков; развитие цветового восприятия твердых и мягких согласных звуков; обогащение словарного запаса по теме “Цирк”; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Оборудование: карточки с изображением животных, работников цирка; звуковые шарики (красного, зеленого и синего цветов); фигурки животных; пиктограммы с изображением человеческих эмоций; магнитофон, кассета с фонограммой песни “Мы едем, едем, едем...” В.Шаинского, компьютер для демонстрации изображения животных; листочки с геометрическими фигурами, цветные карандаши.

Ход занятия

I. Организационная часть занятия

1. Психогинастика.

– Вокруг себя повернулись, в циркачей мы превратились! Изобразите веселого клоуна, удивленного фокусника, бесстрашного дрессировщика, смелого канатоходца, силача.

2. Артикуляционная гимнастика (О.И. Крупенчук).

Толстые внуки приехали в гости – “Толстяки”
С ними худые – кожа да кости – “Худышки”
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись – “Улыбка”
Поцеловать они всех потянулись – “Трубочка”
Утром проснулись – в улыбочку губы – “Улыбка”
Чистили мы свои верхние зубы – “Почистим зубки”
Вправо и влево, внутри и снаружи
Губы сожмем мы и рот прополощем.
И самоваром пыхтим, что есть мочи (выпускаем воздух).
Блюдце поставим – положат блины нам – “Блинчик”
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо!
Блинчик жуем, завернем и надкусим (жуем язычок).
Следующий блинчик с вареньем закусим – “Вкусное варенье”
Чашки поставим, чтоб чаю налили – “Чашечка”
На нос подуем – мы чай остудили.
Чаю попили – никто не обижен – “Чашечка”
Вперед – назад.
Вкусный был завтрак, мы губки оближем (по кругу).

II. Основная часть занятия

1. Сообщение новой темы занятия.

Доброе утро, ребята! Сегодня мы отправимся в невероятно увлекательное путешествие. А как вы думаете, где мы сегодня побываем? Отгадайте загадку (загадки о цирке, циркачах):

Акробат он и силач,
Пересмешник и скрипач.
На арене очень нужен,
Потому что он ... (циркач).

Спит на льдине целый день
Толстый, маленький... (тюлень)

Маленький, пушистенький,
Хвостиком виляет, молоко лакает. (Кошка.)

На сене лежит, сама не есть и другим не дает. (Собака.)

Молодцы, верно! А вы знаете, что в цирке, кроме умных артистов, работают не менее умные животные? Их очень трудно чем-то удивить: они много знают и многое повидали, но мы все же постараемся их удивить, показав свои знания и умения. Ответьте на вопрос: Какие звуки вы знаете? В каких трех замках они живут? (Красный, зеленый, синий.) Какие звуки живут в красном замке? (Ребята поднимают звуковые шарики гласных красного цвета.) А какие звуки живут в зеленом замке? (Мягкие согласные; дети поднимают шарики зеленого цвета.) Ну а в синем замке живут... (твердые согласные звуки: дети поднимают шарики синего цвета). Молодцы!

А теперь самое время отправиться в путь – нас ждут в цирке! Усаживаемся поудобней. Внимание: в путь! (Дети имитируют поездку на поезде.) А чтобы нам не было скучно, споем песню “Мы едем, едем, едем...” (все вместе исполняют 1 куплет песни).

2. Пальчиковая гимнастика. “Фонарики”. Пальчики расправили – фонарики зажглись. Пальчики закрыли – фонарики погасли.

Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем.
Фонарики сияют –
Нам дорогу освещают!

3. Произношение слов сложного звуко-слогового состава. Выделение мягких и твердых согласных звуков.

Дорогие пассажиры, посмотрите вперед: мы приехали! Пройдемте в цирк (ребята рассаживаются по стульчикам). Посмотрите, как здесь красиво, светло и радостно.

Ребята, скажите, кто работает в цирке? (Клоуны, фокусники, жонглеры, акробаты, дрессировщики зверей, гимнасты.) Молодцы! Назовите профессии, в названиях которых есть мягкие согласные звуки? (Фокусник, жонглер, гимнаст, дрессировщик.) Какие мягкие и твердые согласные звуки вы услышали в словах фокусник, акробат, жонглер, гимнаст, дрессировщик? (Выводим изображения на экран компьютера.)

А сейчас мы пройдем за кулисы, туда, где встретимся с животными. Выберете фигурки животных, в названиях которых слышатся только твердые звуки. (Кошка, мартышка, слон, мышка.) (Выводим изображения на экран компьютера.) Назовите животных, где только мягкие согласные звуки? (Тюлень, олень.) (Выводим изображения на экран компьютера.)

4. Физминутка.

А теперь пришло время и поиграть. Давайте и мы на миг превратимся в артистов. Покажите, как корчит веселые рожицы мартышка? Как готовится к прыжку тигр? Как машет ластами тюлень?

5. Развитие функции языкового анализа и синтеза. Развитие фонематического восприятия.

А вот перед нами волшебный ящик фокусника. Заглянем в него? Что за чудеса, посмотрите какие-то непонятные зверюшки (достаем фигурки животных). Вот так задачку нам загадал волшебник! Ну что ж, попробуем угадать, кто же это. Ребята, я буду называть слова. Когда услышите правильное слово – название животного, хлопните в ладошки. Приготовились, начали. Это мебра? Вебра? Жебра? Себра? – Зебра. Какой из звуковых шариков мы поднимем? Почему? (Зеленый, так как звук З' – мягкий согласный звук. Далее работа по дифференциации твердых и мягких согласных ведется по аналогии.)

А вот следующее слово, это ферблюд? рерблюд? берблюд? керблюд? – верблюд; вошадь? гошадь? рошадь? – лошадь.

6. Закрепление представления о геометрических фигурах. Развитие творческого воображения.

Наше путешествие подходит к концу. Давайте все вместе попробуем нарисовать тех животных, которых мы видели в цирке. (Детям раздаются листочки с геометрическими фигурами: овал, треугольник, прямоугольник.) Какое животное напоминает вам треугольник (сидящий лев, кенгуру...); овал (тюлень, черепаха, крокодил...); прямоугольник (бегемот, зебра...). А теперь на память о нашем замечательном путешествие подарите друг другу свои картинки. (Дети обмениваются картинками.)

III. Заключительная часть занятия

1. Подведение итога занятия.

Ребята, пришло время попрощаться с гостеприимным цирком. Помашем ему рукой и скажем “До свидания! До новых встреч!”

Что вам понравилось в нашем цирке?

В каких словах-названиях животных есть только мягкие (тюлень, олень) и только твердые (слон, собака, мартышка) согласные звуки?

Литература

  1. Билюкова Е. Исправляем звуки “Ж” и “Ш”. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.
  3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Владос, 2002.
  4. Мальцева М., Костыгина В. Мой логопедический альбом. Ярославль, 2002.
  5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. М.: Академия, 2000.
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2003.
  7. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. М.: ООО ТД “Издательство “Мир книги””, 2008.