Сравнительный подход в изучении химии (на примере строения атома)

Разделы: Химия


Процесс познания мироустроения, как впрочем, и сам мир, безграничен и каждый учитель показывает эту безграничность, передавая знания своего предмета, создавая мозаичность общей картины, а собрать все воедино предстоит самому ученику, что далеко не каждому под силу. Вот и получается, что каждый предметник не всегда ведает, что творит другой для общего процесса.

Интегрированные уроки или общепредметные внеклассные мероприятия дают некую возможность взглянуть на взаимосвязь наук и могут соединить абсолютно все школьные дисциплины, но не все из них показывают общую картину мирозданья.

Выражение «все познается в сравнении» мы часто слышим в каких-то житейских ситуациях, а ведь сравнение этот тот путь познания, который дает возможность прежде понять. Сам по себе алгоритм сравнения прост: найти общее и найти отличие, но только на этом не надо ставить точку, ведь главное надо увидеть суть, ответить на вопрос «почему?» Разберем на примере.

Строение атома в химии достаточно сложная тема, но она и основополагающая не только для химии, но и для всего мирополагания, где соединяется материальное с нематериальным.

Такое соединение можно увидеть, к примеру, если попытаться сравнить время и строение атома, точнее периодичность, вытекающую из этих понятий.

Если это будет урок, то интересно провести как исследовательский анализ, составляя по ходу таблицу, но двигаться не ровно по строкам и столбцам таблицы, а по ломаной. Первое положение начали разбирать со столбца «А», т.е. со времени, тогда второе начните со строения атома:

1-А … 1-В … 2-В …2-А … 3-А … 3-В … 4В … 4А

Почему время? С этого вопроса можно и начать, ведь, наверное, первое, что придет на ум периодического в обыденной жизни, так это сезонность времен года и их составляющих, несмотря, на увеличение самого времени, как летоисчисления, подобно как с увеличением заряда ядра периодически меняются свойства.

Во второй строке сначала записываем закономерности заполнения электронных слоев, как воспроизведение ранее изученного материала, а в квадрате 2-А уже пытаемся вывести свою закономерность.

В третьей строке условно выражаем с помощью графика функциональность периодических изменений, предварительно определив ограничивающие факторы. Для времени это будут дни от 22 июня до 22 декабря, что должно определиться соответствующей полемикой. Для строения атома (квадрат 3-В) от первой до восьмой группы элементов периодической таблицы (связать с энергетической определяющей устроения всего мира и в том числе и микромира). Надо обратить внимание на постепенность наступления сезонной периодичности, что можно представить плавной синусоидой или постепенно увеличивающей и убывающей ломаной. Периодичность же свойств, кроме плавности в одном периоде имеет и резкий перепад, переходя на другой период, что можно изобразить, соединив фрагменты синусоиды с вертикальным прямым отрезком, или наклонных и вертикальных прямых отрезков.

Четвертая строка таблицы должна подвести к основным выводам. В случае со временем могут быть предположения влияния температуры, но показатель температур будет сам являться зависимой величиной, если растение находится все время при определенной температуре, например, в комнате оно все равно чувствует приближение весны.

Таблица.

Можно использовать таблицу на уроках закрепления, обобщения или как я называю творческих уроках темы, или как индивидуальную, групповую проектную работу, которая может являться частью коллективного проекта «Законы устроения мира», соединяющего самые разнообразные сравнения, показывающие единство устроения мира. Необязательно, что все они должны опираться на конкретность школьных предметов.

Проект может быть как краткосрочный, так и долгосрочный, смотря из сложности и объема выбранного материала, в последнем случае будет возможность использования Интернета, подбора интересной информации, составления таблиц, диаграмм и др.

Краткосрочный же проект подкупает своей быстротой, и осуществить его можно на одном занятии без предварительной подготовки.

Главное стараться показать, что наука не абстракция - это конкретность, это рядом, это наша жизнь через призму теорий, законов.