Славные символы России

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Изучение учащимися истории государственных символов.
  2. Развитие речи и обогащение словаря.
  3. Воспитание гражданственности и патриотизма.

Оборудование: Мультимедийный комплект (компьютер, проектор, интерактивная доска), персональные компьютеры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Педагог: Что такое Родина? С чего она начинается? Любовь к Родине. У каждого человека это чувство подобно реке. Но у каждой реки есть исток - маленький ручеек, с которого все начинается.

Ученица: Память людей связана с тем местом, где проходит их детство. Это могучая сила - память. Она влечет домой. Она согревает сердце и делает человека счастливым. Или несчастным - если он потерял Родину.

Педагог:

Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:  
Сначала тропочкой земля 
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад 
Душистой веткой каждой.  
Потом увидишь стройный ряд 
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края. 
Все это - Родина твоя,
Земля твоя родная. 
Чем старше станешь и сильней, 
Тем больше пред тобой
Она заманчивых путей 
Доверчиво раскроет.
Итак, что такое Родина?

Ученик: Родина – это отечество, отчизна, страна, в которой человек родился.

Ученик: Любовь к Родине - великое чувство. Наши предки не жалели своих жизней за свою Родину.

Педагог: А сейчас послушаем сочинения, которые вы подготовили для урока.

Информационные объекты: Слайд – “Составьте слова”. Приложение

- Из данных букв составьте слова:

осРися

игнм

фалг

егрб

(Россия, гимн, флаг, герб)

- Определите тему урока. (“Символы России”)

Педагог: У России прекрасные символы, которые олицетворяют мощь и величие нашей страны.

III. Сообщение новой темы и цели урока.

Продолжается урок
Он пойдет ребятам впрок
Мы о символах России
Речь сегодня поведем.

IV. Изучение новой темы.

- Сегодня на уроке мы поговорим о символах России. Но сначала на интерактивной карте обозначим границу и столицу России.

Россия…
Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь.

- А сейчас надо выяснить, что же такое символ? (Символ – это условный знак, обозначение)

- Из множества гербов выделите герб Российской Федерации.

Сообщение учеников:

1 группа - Государственный герб России

- Что такое герб? Русское слово герб происходит от немецкого слова, которое в переводе означает “наследство”. Герб – это отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу, государству. Он передается по наследству.

- Многие современные гербы государств являются историческими, то есть возникли не в наше время, а имеют давнюю историю.

Гербы появились очень давно. Они найдены на монетах, медалях и древних печатях древних государств и городов. Так гербом Древнего Египта была – змея, Персии – орел, Афин – сова.

Вот герб Москвы: на красном поле всадников серебряных доспехах и лазоревом плаще.

Пристав на стременах, он вонзает длинное копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Этот герб появился после битвы московского князя Дмитрия Донского с монголо-татарскими полчищами на Куликовском поле. Он показывает в условной форме и знаменитое сражение, и начало создания независимого Русского государства.

- Впервые двуглавый орел появился на печати Ивана Третьего в 1497 году. Почему именно орел? Двуглавый орел один из символов власти, могущества, мудрости. Недаром орла называют царем птиц. Наверно, поэтому правители выбирали изображение орла как знак своей власти.

Сейчас вы видите на слайде Герб рода Романовых: отдельный и на груди императорского орла.

- Рассмотрим герб России.

Россия расположена в двух частях света – Европе и Азии, потому и повернуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии. Короны соединенные лентами, скипетр и держава в лапах орла говорят о сильной власти и единстве государства. Всадник, поражающий копьем дракона, - готовность народа встать на защиту родной земли.

Педагог: Итак. Государственный Герб Российской Федерации - отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, правительственных наградах).

Педагог: Из множества флагов выделите флаг Российской Федерации.

Сообщение учеников:

2 группа - Государственный флаг России

- Флаги появились в глубокой древности. Старинное русское название флага, знамени - стяг. Под боевыми стягами выступали на врага древнерусские воины.

В праздничные дни на наших улицах и домах развеваются российские флаги.

- Флаг состоит из полос трех цветов: белого, синего, красного, расположенных в этом порядке сверху вниз.

Такой порядок расположения цветов, как сейчас, ввел Петр Первый. По его указу в 1705 году трехцветный флаг был поднят на мачтах торговых кораблей.

- Как можно объяснить символику цветов на российском флаге? Внизу расположен мир земной (красный цвет), выше мир небесный (синий цвет), еще выше – мир божественный (белый цвет).

- Вновь Россия обрела свой исторический флаг в 1991 году. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага Российской Федерации. Такие же почести, как и Государственному флагу воздаются Красному знамени Победы. Это знак благодарности потомков победителям в Великой Отечественной войне.

Педагог: Символика любого государства является неотъемлемой и очень важной частью его жизни.

Когда мы слышим фразу “Овеянный славою флаг наш”, мы испытываем национальную гордость.

3 группа - Государственный гимн России

- Что означает слово “гимн”?

Возникло это слово в Древней Греции. Древние греки распевали гимны – торжественные похвальные песни в честь богов или героев

- Государственный гимн – это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства. Музыку гимна написал композитор

А.В. Александров, а слова – поэт С.В. Михалков.

- Каждый новый день наша страна встречает и провожает мелодией гимна. Его исполняют по радио и по телевидению перед началом и после окончания передач. Звучит гимн и в новогоднюю ночь. Когда российские спортсмены завоевывают золотые медали на международных соревнованиях и бело-сине-красный российский флаг радостно взмывается вверх под торжественные звуки гимна.

- На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.

(Звучит гимн, показ слайдов - 1 мин.)

Педагог: Какую гордость испытываешь, когда играет гимн твоей страны в честь победителей.

Вывод:

Итак, какой вывод мы можем сделать?

- Государственные символы: герб, флаг и гимн – это символы достоинства страны. Символы призваны сплачивать и объединять весь народ. еуважение к ним рассматривается как неуважение к государству.

Информационные объекты:

- контурная карта

- герб на монетах, медалях и древних печатях древних государств и городов. Герб Древнего Египта – змея, Персии – орел, Афин – сова.

- печать Ивана Третьего

- герб рода Романовых

- герб Москвы

- гербы разных стран

- флаги разных стран

- герб и флаг России

- стяг

- Красное знамя Победы

- портрет Петра I

- портреты композитора А.В. Александрова, поэта С.В. Михалкова.

- Государственный гимн.

V. Закрепление изученного материала.

- А теперь проведем викторину.

Тест

1. Когда Русь обрела государственный герб?

  1. При великом киевском князе Святославе
  2. При великом князе московском Иване III
  3. Императоре Петре I

2. Порядок расположения полос (снизу вверх) на Государственном флаге России.

  1. Белый, синий, красный;
  2. Синий, белый, красный;
  3. Красный, белый, синий.

3. Что означает слово “гимн”?

  1. Это веселое музыкальное произведение
  2. Это отличительный знак
  3. Это торжественное музыкальное произведение

4. Кто является автором слов российского гимна?

  1. К.И. Чуковский
  2. С.В. Михалков
  3. С.Я. Маршак (Самопроверка)

VI. Итог урока.

- Назовите государственные символы России и главный город нашей страны.

Ученик: У нашего государства есть свои символы: герб, флаг и гимн. Столица – Москва.

Любой гражданин России должен знать и уважать государственные символы страны.

Педагог: Спасибо, ребята. Вы внимательно слушали, и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про герб нашего государства.

Ответьте мне, пожалуйста, на последний вопрос: Зачем государству нужна символика?

Ученик: Прежде всего, символы страны вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну.

Ученик: Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится символикой своей страны.

Ученик: Разрешите прочесть стихотворение о русском человеке.

Я - русский человек”

Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний.
Он в пять лучей над миром засверкал.
Люблю я Волги вольное теченье,
Люблю сибирских рек задумчивое пенье,
Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал.
Я - русский человек, и русская природа
Любовна мне, и я ее пою.
Я - русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Педагог: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Наша страна гордится своей историей, наша страна гордится своим гербом, гимном и флагом.

И каждый россиянин гордится своей великой страной. А в ваших силах преувеличить ее достояние и мощь, ее красоту и силу. Будьте настоящими россиянами.

Домашнее задание: придумайте символы (флаг, герб) для своего класса, своей семьи.

Информационные источники:

  1. Соловейчик М.В., Крючкова С.В. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга 1: Книга для учителя. - М.: Издательство “Первое сентября”, 2002.
  2. Соловейчик М.В., Крючкова С.В. Я иду на урок в начальную школу: История: Книга для учителя. - М.: Издательство “Первое сентября”, 2001.
  3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “окружающий мир” 4-й класс. Москва “ВАКО”, 2006.
  4. Графический материал использован с сайта Яндекс.

Кроссворд